Обоснование использования музыкальных средств
С пробуждением слухового анализатора на относительно ранних стадиях пренатального развития появляется возможность первого контакта с музыкой. Музыка как бы рождается из шума, окружающего плод. Довербальные звуковые сигналы и звуки речи, воспринимаемые на данном этапе также как неречевые (так как корковые структуры, ответственные за дифференцировку фонем еще не сформированы окончательно), поступают к ребенку из внешнего мира и ложатся на ритмический фон сердцебиения и дыхания матери. Хаос внешних и внутренних звуков, с одной стороны, и изначально четкий ритм (точнее метр) с другой, рождающий не только слуховые, но и в вибрационные ощущения, - та первая музыка, которую еще не родившийся ребенок проживает всем своим существом, это основа для развития будущих отношений с окружающим миром, основа будущих коммуникаций. Практически, если шум - одно из первых явлений мира ребенку, то акустический опыт является базовым в формировании сенсорного опыта, одним из первых (но времени возникновения в онтогенезе) компонентов психического опыта человека. Можно сделать предположение, что именно он запускает механизмы пробуждения собственного "Я" задолго до рождения ребенка.
Необходимо учитывать, что этот первый опыт значительно отличается от последующего акустического опыта, который формируется в сочетании с опытом других модальностей, активно включившихся позднее анализаторов. Опыт знакомства с разными сторонами и свойствами объектов диктуют в дальнейшем иное отношение к звуку. Теперь звук выступает как свойство другого объекта (опредмечивается вовне), становится сигналом, теряя самоценность.
По мере развития речи постепенно изменяется и восприятие звука: развивается речевой слух, человек вступает в мир вербальных коммуникаций. Как правило, звук теперь выполняет в основном сигнальную, символическую функцию, опосредованную по отношению к своим первичным свойствам. Непосредственные же его характеристики приобретают отныне второстепенное значение и остаются значимыми для человека лишь при определенных обстоятельствах, в определенных видах деятельности (например, при прослушивании музыки).
В нашем представлении музыкотерапия - это терапия контакта при помощи музыкальных средств, который возникает в совместном исследовании звукового пространства, пространства открытого и доступного аутисту контакта с миром на первичном языке. Аналогично и младенец в период раннего развития осуществляет контакт с окружающим миром посредством первичного языка. Звук, свет, движение, вкус, запах и т.д. можно рассматривать как составляющие сенсорно-перцептивного опыта и как диалог с реальностью на многих языках. Такие возможности контакта предоставляются ребенку в период доречевого развития работой всех анализаторов. Идущий сплошным потоком мощный объем информации считывается ребенком и откладывается в образах первичного языка. Развивающийся вторичный язык с его речемыслительным структурированием упорядочивает его и создает смысловые иерархии. Однако, одновременно неизбежны и информационные потери: так перцептивная защита - то, что встает на входе сенсорной информации и является первым фильтром на пути внешнего потока к внутреннему миру человека.
Восприятие аутичного ребенка крайне своеобразно и представляет отдельную тему обширных и не проведенных до сих нор исследований. На данный момент мы можем судить о большинстве аспектов этой проблемы и строить гипотезы (например, о доле задействованности первичного и вторичного языка во внутренней жизни аутистов), только опираясь на самоотчеты-реминисценции взрослых хорошо адаптированных аутистов и отчасти на собственные наблюдения.
Многие исследователи (в частности, В.Б.Каган, 1981; В.В.Лебединский и др., 1990; О.С.Никольская и др., 1997 и др.) отмечают среди когнитивных особенностей аутичного ребенка сложности процесса структурирования целостной картины мира. Однако, одна из функций музыкотерапии, как указывает Г.- П. Рейнеке (1993а, 19936), - это развитие способности структурирования. Он предлагает ряд методов групповой музыкальной работы (Г.- 11. Рейнеке, 1993а).
Тот же автор (Г.- П. Рейнеке, 1993) разделяет аутизм на: а) соматогенный (в этиологии и патогенезе доминирует соматическая компонента; в этом случае требуется использование таких лечебно-педагогических методов, как имитация, заучивание манер поведения (развитие двигательных и когнитивных способностей путем непосредственного выполнения упражнений); б) психогенный -требует психотерапевтического лечения. Музыкотерапевтические средства могут быть использованы и с тем, и с другим. Г.-П. Рейнеке также подчеркивает роль музыки в терапии как посреднического объекта в контакте между клиентом и терапевтом.
Направленность музыкальной терапии при аутизме прежде всего на развитие коммуникации подчеркивает Э.Ньюсон (E.Newson, 1995).
Д.Алвим выделяет следующие свойства музыки, способствующие ее лечебному применению (J. Alvin, 1978):
- воздействие музыки на тело - резонатор;
- музыка является языком коммуникации;
- музыка является языком самовыражении.
Э.Боксилл (ti.Boxiil, 1985) описывает причины, по которым терапевтическое действие музыки эффективно, более развернуто:
- музыка является кросс-культуральным средством экспрессии;
- невербальная природа делает музыку универсальным средством коммуникации;
- звуковые стимулы обладают уникальной способностью мощно воздействовать на тело и психику вне зависимости от интеллектуального уровня индивида и внешних условий;
- музыка стимулирует ощущения, пробуждает чувства и эмоции, ускоряет физиологические и психологические процессы, повышает физический и психический тонус;
- внутренняя структура музыки обладает потенциалом для самоорганизации индивида или 1руппы индивидов;
- музыка влияет на немузыкальное поведение;
- музыка облегчает обучение, приобретение навыков;
- музыка облегчает и сама обладает функциональным, эстетическим и адаптационным воздействием, приложимым к любой популяции.
Не вызывает сомнений, что эти факторы чрезвычайно существенны в коррекционной работе с аутичными детьми.
II. Цели терапии аутизма
1. Создать контакт и развивать его.
2. Создать возможности перехода от доминиронания внутренней психической жизни личности к восприятию внешней реальности, от внутреннего действия к внешнему, помогающему осознанию себя в этом мире.
3. Помочь творческой самореализации аутичного человека.
4. Вооружить аутичного человека оптимальными способами реагирования на все события внешнего мира. Оптимальность этих способов состоит в том, что они должны быть, с одной стороны, социально приемлемыми или адекватными и, с другой стороны, достаточно комфортными для самого аутичного человека,
III. МУЗЫКОТЕРАПЕВТ
Наиболее полно личностные свойства эффективного музыкотерапевта выделены Э.Боксилл (E.Boxill, 1985). Музыкотерапевт должен:
1. Обладать знаниями о влиянии музыки на личность;
2. Быть способным отразить себя в музыкальной форме;
3. Быть способным общаться через музыку;
4. Уметь отобрать музыкальный материал и приспособить его к уровню ребенка;
5. Понимать себя;
6. Понимать других;
7. Принимать и признававтьь других;
8. Уметь тонко наблюдать людей и ситуацию;
9. Быть эмпатичным, гибким и спонтанным;
10. Безоценочно "оценивать" людей и ситуации;
11. Осознавать и быть бдительным в отношении своего влияния на других;
12. Быть интуитивным, креативным, с хорошим воображением;
13. Иметь чувство юмора;
14. Иметь способность расти личностно и профессионально.
Э.Боксилл обращает внимание на то, что в перечне этих качеств отсутствует терпение, так как, на се взгляд, если терапевт правильно включен в ситуацию, это качество не требуется. Под "правильным включением в ситуацию" понимается быть занятым активно и полностью личностью клиента, быть искренним и честным, осознавать проблемы клиента и свои и направлять :энергию к решению каждой ситуации, которая возникает в процессе занятий. Если существует и реализуется позитивная мотивация, то специально ставить вопрос о дисциплине, по мнению Э.Боксилл, не нужно.
Мы также считаем данные требования достаточными для эффективного занятия музыкотерапией. Для начинающего музыкотерапевта они могут показаться идеальными и недостижимыми, но мы думаем, что музыкотерапия, как целенаправленная деятельность, формирует личность терапевта, приспосабливает ее к эффективному проявлению.
Терапевт, начинающий работать с детьми-аутистами, должен удовлетворять нескольким наиболее необходимым требованиям. К ним относятся;
1. Склонность к занятиям музыкой;
2. Владение музыкальным инструментом (хотя известный британский музыкотерапевт О.Варвик не считает это обязательным);
3.Занятия пением, сольфеджио - навыки, которые при желании можно восстановить;
4. К психологическим особенностям начинающего музыкотерапевта мы относим склонность к игровой креативности (которая может быть хорошо развита у психотерапевта, занимающегося любыми вариантами ролевых игр);
5. Склонность к импровизации в музыке;
6. Знание многих музыкальных стилей, способность хотя бы чувствовать их различия.