Задачи развития – формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое развитие.
Тема № 6: Младший школьник.
Задачи развития –развивать умение учиться, формирование внутренней позиции.
ССР – усвоение знаний и культурного опыта, возможность научения под руководством взрослых.
Ведущая деятельность – учение + труд в семье.
Психические новообразования:
- произвольность психических процессов –способность к действиям во внутреннем плане, планирование этих действий в уме и представление результата.
- осознанность – способность анализировать благодаря усвоенной системе научных понятий (выделение главного, отношений и связей) + собственные действия.
- рефлексия – осмысление своих действий при выяснении их оснований, наглядное отображение своих умственных действий (красочная речь), развернутое объяснение алгоритма решения, которое привело к нужному результату.
Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения.
Особенности познавательного развития:
- развивается восприятие и внимание (произвольное)
- обогащение словарного запаса
- произвольная память
- развитие мыслительных операций
Особенности развития произвольного поведения(ведущий фактор его становления – учебная деятельность):
1.Умение самостоятельно ставить цели и соответственно организовывать и контролировать свое поведение, умственную деятельность.
Средства развития самостоятельности:
а)выполнять слабо структурированные задания (нарисуй то, не знаю что) для создания условий максимального проявления творческих возможностей.
б)конструктивная функция целей – формируется перед началом деятельности и связана с не очень большим объемом работы.
2.Рост значения отношений между школьниками – система одинаковых эталонов и мер оценки существует, но оценивается он сам; формируется общественное мнение, требовательность, коллективизм, нравственные чувства. Действуют системы отношений «ученик – учитель» и «ученик – родитель»
3.Становление и развитие чувства взрослости:
а)социально-моральная взрослость – забота о семье, помощь взрослым (систематическая, обязанность)
б)интеллектуальная взрослость – стремление что0то узнать и уметь по-настоящему (стимулирование познавательной деятельности)
в)равнение на качество в соответствии с полом
Тема № 7: Подростковый возраст.
Задачи развития – формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое развитие.
ССР – факторы:
- биологическое созревание
- развитие самосознания
- налаживание в межличностных отношениях
Ведущая деятельность –общение со сверстниками (интимно-личностное). Значение имеет общественно-полезная деятельность – как реализация стремления к самостоятельности и самоутверждению.
Психические новообразования – центральное – чувство взрослости (отношение к себе как к взрослому); характерная черта – амбивалентность и парадоксальность психической жизни (смена настроения, мнений, взглядов пр.)
Проявления чувства взрослости:
- подражание внешнему поведению взрослых
- стремление сформировать качество взрослого
- сотрудничество со взрослыми (образец деятельности)
- интеллектуальная взрослость
Особенности познавательного развития:
- развитие абстрактного мышления – способность к различным мыслительным операциям.
- интеллектуальное восприятие – способность отражать косвенные признаки, связи и отношения объектов.
- развитие смысловой памяти (различные приемы запоминания)
- опосредованность воображения абстрактного мышления, творческая деятельность
- расширение словарного запаса (сленг со сверстниками)
Эмоциональная, волевая, мотивационная сферы(в основе – развитие самосознания):
1. Эмоции:
- самоанализ
- рефлексия
- самооценка
- развитие нравственных чувств и способность к доверительным отношениям
- повышенная тревожность, беспокойство, смена настроения
2. Воля –попытка управлять своим поведением (излишняя агрессивность, критичность советов, настойчивость и упрямство и пр.)
3. Мотивация –формирование интересов и увлечений, создание идеалов и завышенный уровень притязаний.
Показатель благоприятного развития –переориентация с внешних оценок на внутренние, выработка системы эталонов оценки себя, людей, событий, формирование адекватной самооценки.
Кризис подросткового возраста – «нестыковка» внешних и внутренних факторов (внутренний: быстрое физическое развитие, половое созревание, психические изменения – утверждение своего «Я»; внешний:усложнение учебной деятельности, отсутствие единых требований педагогов, отсутствие понимания родителей => критика социальных норм и авторитета взрослых).