Педагог социальный в составе СППС учреждения образования
Для определения и уточнения роли и места педагога социального в общей системе функциониро-вания учреждения образования руководителям учреждений образования необходимо руково-дствоваться основными документами, которые характеризуют его должность. Дети, их родители и учителя обращаются к педагогу социальному в трудные минуты своей жизни. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности — главная задача педагога социального.
Значительное место в практике работы педагога социального занимает социальное посред-ничество — содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специали-стов и организаций для оказания необходимой помощи.
Педагогу социальному принадлежит немаловажная роль и в осуществлении функций опеки и по-печительства: участие в выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, сопровождение этих семей.
Современный педагог социальный должен быть активным в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
Педагогу социальному необходимо владеть определенным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности, так как социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты. Поэтому от педагога социального требуется достаточная компетентность по большому спектру вопросов, а также умение располагать к себе, поддерживать конструктивный диалог, убеждать.
В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет право:
• Формулировать в пределах своей компетенции конкретные цели и задачи работы с детьми, молодежью, со значимыми для них взрослыми и осуществлять их решение в пределах собственной профессиональной ответственности, компетенции учреждения образования и нужд микрорайона.
• Исходя из конкретных условий функционирования учреждения и особенностей его контингента, определять направления, приоритеты, формы и методы работы.
• В рамках профессиональной компетенции знакомиться с необходимой документацией учреждения и личными делами учащихся.
• Обращаться в установленном порядке с запросами в медицинские, правовые учреж-дения, органы местной исполнительной власти, общественные организации по вопросам защиты прав и законных интересов учащихся, оказания информационно-педагогической помощи.
• Действовать в соответствии с должностными обязанностями, Положением о соци-ально-педагогической и психологической службе учреждения образования, профессионально-этическими принципами, задачами социально-педагогической работы.
• Участвовать в работе общественного объединения педагогов социальных, выступать с обобщением опыта своей работы в научно-методических журналах и других средствах инфор-мации.
• Участвовать в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны прав и социальной защиты детства. В случае несогласия с решением того или иного во-проса педагог социальный имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
• Проводить работу по пропаганде социально-педагогических знаний среди педагогов, учащихся, родителей и общественности.
• Иметь дополнительную педагогическую нагрузку в соответствии с педагогическим образованием и квалификацией и в соответствии с действующим законодательством.
10. Посещать учебные занятия, уроки, проводимые в учреждении мероприятия с целью изучения и выявления социально-педагогических проблем.
Основа этики социально-педагогической работы — ответственность, честь, доброта. Глав-ный принцип работы — не навреди ребенку. Как никакой другой специалист, педагог социальный всегда остается один на один со своей профессиональной совестью, порядочностью, морально-нравственными установками. В процессе работы ему приходится прикасаться ко многим личным и семейным тайнам, проблемным ситуациям. Такая работа требует от него не только особого мастерства, но и высокой личностной и профессиональной культуры, порядочности.
Международным сообществом профессионалов социальной работы разработаны нормы этики социально-педагогической работы; с учетом особенностей функционирования СППС учре-ждения образования молено выделить следующие из них: педагог социальный обязан поддержи-вать высокие морально-нравственные стандарты своего поведения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии; педагог соци-альный обязан нести персональную ответственность за качество работы, которую он индивиду-ально исполняет; педагог социальный обязан использовать соответствующую систему знаний, умений и навыков для оказания помощи индивидам, группам, коллективам в их развитии, преду-преждении и разрешении конфликтов, устранении их последствий. Клиентами педагога социаль-ного могут быть дети, их родители, педагоги и другие люди, имеющие отношение к учебно-воспитательному процессу.
По отношению к ним необходимо выполнять следующие этические обязательства: педагог социальный не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах; нельзя спо-собствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национально-стью, возрастом, вероисповеданием, семейным статусом, материальным положением, умственны-ми, психическими или физическими недостатками, политическими взглядами; нельзя позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридиче-ские права клиента; педагог социальный должен поддерживать активную позицию самого клиен-та, не допуская унижения, оскорбления; необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, полученную в ходе оказания профессиональной помощи, кроме случаев, представляющих угрозу для личности и государства. Во взаимоотношениях с коллегами педагог социальный создает и поддерживает ситуацию, облегчающую их профессионально компетентные действия, поддерживает репутацию коллег.
Педагог социальный должен: вносить вклад в популяризацию своей профессии, умножать знания, развивать методику; предотвращать неквалифицированную практику социально-педагогической работы; решительно выступать против неэтичного поведения своих коллег. В рамках СППС взаимодействие педагога социального основывается на совместной выработке стра-тегической линии в решении актуальных проблем детей, их семей, педколлектива. В учреждении образования педагог социальный поддерживает партнерские взаимоотношения со всеми специа-листами и структурными подразделениями по вопросам социально-педагогического сопровожде-ния учебно-воспитательного процесса. Вне учреждения образования для решения социально-педагогических проблем педагог социальный взаимодействует в установленном порядке с други-ми учреждениями образования, иными организациями и частными лицами.