II. Структура и оформление письменных работ

II.1. Объем и характеристики работы

Различия требований к курсовым и дипломным работам относятся к их объему и содержанию: дипломная работа обязательно должна содержать элементы научного исследования, творческого подхода к избранной теме. Однако при написании и оформлении курсовых работ (особенно на старших курсах) студенты должны освоить и строго соблюдать те же самые академические правила, что и при подготовке своей будущей выпускной работы.

Объем курсовых работ устанавливается научными руководителями в зависимости от тематики и уровня подготовки студентов разных курсов. На 1-2 курсах оптимальным считается объем около одного печатного листа (1 п.л. – 40 000 печатных знаков компьютерного набора, включая пробелы), на 3-4 курсах – 1,5-2 п.л.

Объем дипломных работ, как правило, колеблется в пределах 3-3,5 п.л. (40 – 60 страниц компьютерной распечатки) – без учета объема.

Каждая страница любой письменной работы должна иметь 28-30 строк (включая подстрочные примечания); левое поле страницы – 35-40 мм, правое – 10-15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Все страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами, расположенными на верхнем поле, в правом углу страницы.

II.2. Структура работы. Выпускная квалификационная работа должна включать в себя следующие структурные элементы: титульный лист (см. приложение 2), оглавление, введение, основную часть, изложенную по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложе­ния (по необходимости).

Оглавлениевключает полный перечень основных частей работы: введение, название всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. В этом перечне после окончания названия каждой части на поле справа указыва­ются страницы, с которых они начинаются в работе. Следует помнить, что названия глав не должны повторять название темы дипломной работы. Главы имеют порядко­вую нумерацию в пределах всей работы. Номер параграфа состоит из но­мера главы и очередности параграфа, разделенных точкой, например: 1.2. (второй параграф первой главы).

II.3. Введение

«Введение»является тем элементом любой письменной работы, текст которого позволяет оценить ее соответствие квалификационным требованиям; поэтому формулировки данного разделадолжны быть хорошо продуманы и тщательно выверены (под контролем научного руководителя), точно отражая содержание основной части работы. Объем введения, как правило, составляет около 15% объема всей дипломной работы.

Введение начинается с постановки проблемы исследования и обоснования ее актуальности. Введение должно содержать также следующие характеристики работы (выделенные в тексте жирным шрифтом или курсивом).

Постановка целей и задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект и предмет исследования - на основе поставленных цеди и задач четко сформулировать объект и предмет исследования.

Методологические подходы - формулируются основные обще-научные и конкретно исторические методы, с помощью которых были проведено исследование.

Степень изученности темы (историография) . Историографическая часть введения — это исследование развития исторической науки по избранной теме, в котором необходимо выделить этапы развития исторических знаний, показать, в какой мере исследована данная проблема, какие имеются спорные вопросы и т.д. Выводы из историографического обзора должны включать характеристику, во-первых, тех проблем, которые были поставлены и успешно решены предшественниками; во-вторых, проблем, поставленных, но не решенных или решенных неверно; и, в-третьих, проблем, которые должны быть поставлены, но выпали из поля зрения прежних авторов. Сделав подобные выводы по историографии, будет легко перейти к формулировке исследовательских задач собственной работы.

Анализ источников,на основе которых разрабатывается тема, необходимо выяснить время и место их появления, исторические условия возникновения, определить позиции авторов источников, и, следовательно, степень их объективности, сделать вывод о ценности этих документов в изучении темы. Как правило, сначала характеризуются официальные документы, затем — статистические материалы, печать, мемуары, архивные данные и т.д. В дипломных работах по историографии в качестве источников выступают исследования по избранной теме. В зависимости от темы конкретного исследования могут быть и другие подходы к квалификации и группировке источников. Важно, чтобы каждая группа материалов получила, насколько это возможно, исчерпывающую характеристику, чтобы, в частности, было показано, в чем сильные и слабые стороны этих материалов как источника для изуче­ния темы. Характеристика источников, в конечном итоге, должна служить выводу о том, в какой степени сформулированные в исследовании задачи могут быть решены на данной источниковой базе.

Наши рекомендации