Создать Федеральное агентство по детскому отдыху, туризму и досугу при Министерстве образования и науки РФ.
ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«Безопасность детского отдыха: болевые точки и перспективы развития»,
организованного в рамках IX международного конкурса вожатского мастерства «Вожатское сердце планеты»
г.Новосибирск 28 октября 2016 г.
Место проведения: г.Новосибирск,ул. 91-й перекат, 21, актовый зал ЦСПМиЮ им. К. С. Заслонова
Дата и время проведения:28 октября 2016 года, 11.30 – 13.30
Количество участников:71 человек
Организаторы:Центр детского и молодежного отдыха «Магистр», региональное отделение МОО «Содействие детскому отдыху», Фонд развития детских лагерей
В работе круглого стола приняли участие специалисты сферы детского отдыха и досуга из 20 субьектов РФ – директора, методисты и вожатые детских оздоровительных лагерей, специалисты системы дополнительного образования, представители исполнительной власти Новосибирской области, г.Новосибирска и г.Омска. Представители общественных организаций.
Участниками круглого стола были обсуждены инициативы Совета Федерации ФС РФ и Министерства образования и науки РФ о внесении изменений в законодательство, касающееся сферы детского отдыха.
Повышенное внимание было уделено следующим вопросам и темам:
· Безопасность детей в период отдыха – что подразумевается под безопасностью и кто несет ответственность за её обеспечение.
· Каким образом государство поддерживает деятельность детских лагерей всех форм собственности и сферу в целом в разных регионах РФ.
· Что влечет за собой идея лицензирования детского отдыха и что по этим подразумевается в предложенных вариантах ФЗ.
· Какое место детский отдых, туризм и досуг занимает в системе воспитания, образования и развития школьника в целом.
· Насколько эффективны с точки зрения безопасности меры, предлагаемые в рамках внесения изменений в законодательство.
· Целесообразность внесения изменений в действующее законодательство в силу размывания феномена «детский лагерь» и возможности создания отдельного закона «О гарантиях прав ребенка на отдых, оздоровления и развитие в РФ», с определением статуса детского лагеря, форм его существования, субъектов отношений в сфере детского отдыха.
В рамках круглого стола с обзором по отдельным темам выступили:
Данилков А.А., Суховейко Г.С., Зябрева Л.М., Маньков С.П.. Данилкова Н.С., Сидоренко Е.И., Иволина Т.М., Баланидина Е.Г., Белая Е.А., Устинова О.Л., Мулин К.Ю., Терентьев В.А., Смаилов М.Т.
Рассматривались вопросы изменений в Законах РФ, направленных на повышение эффективности в сфере детского отдыха. Два варианта законопроектов содержат много хороших и правильных идей, но есть и поправки, противоречащие существующему законодательству или не несущие в себе никаких реальных последствий. Не был найдет ответ на вопросы: какова цель законопроектов - безопасность детей или ограничительные меры для организаторов детского отдыха. Что предполагается: лицензирование лагерей или лицензирование организаций различных видов и форм собственности, оказывающих услуги отдыха, туризма и досуга детям. Обозначена ситуация с отсутствием понятийного аппарата и внятности понятий и определений в целом, связанных с детским отдыхом. Было указано, что предлагаемые изменения не определяют не только само понятие «детский отдых», «детский лагерь», но и не выделяют субъектов данного вида деятельности и внятных правил их функционирования (по аналогии с ФЗ «О туризме»). Акцентировано внимание на том, что сфера детского отдыха очень многообразна, специфична и уязвима. Многообразие форм и направлений деятельности детского лагеря не умещается только в систему образования, а затрагивает другие сферы: воспитание, развитие, организованный досуг. Была высказана точка зрения, что летние пришкольные лагеря таковыми, по своей сути, не являются и должны быть выделены в отдельную форму занятости детей и подростков с отдельным финансированием и отчетностью в органах образования. Так же было отмечено то, что детский отдых в РФ является подчиненным огромному количеству властных и надзорных структур, в то время как создание единого Федерального Агентства сняло бы массу противоречий и вывело бы эту отрасль на качественно иной уровень развития. Было отмечено, что настоящих профессионалов в сфере детского отдыха не так много, как может показаться, а за последние 20 лет был утрачен кадровый потенциал. Кроме того, количество лагерей за этот же период уменьшилось в 3 раза (из расчёта на одного ребёнка), а многие действующие используют ресурс заложенный ещё при строительстве и не проводили серьезной модернизации. Без планирования мер поддержки организаций отдыха и оздоровления, всех форм собственности, со стороны государства, утверждение новых требований и норм может привести к уменьшению их числа.
По итогам обсуждения участники круглого стола вносят следующие предложения:
- Приостановить (или увеличить срок рассмотрения) обсуждение и принятие ФЗ о внесении изменений в законодательную базу по вопросам детского отдыха, предложенные Советом Федерации ФСРФ и Министерством образования и науки РФ.
2. Создать временную рабочую группу на федеральном уровне для разработки нормативной базы в сфере детского отдыха, туризма и досуга. Для объединения всех основных компонентов сферы в единую систему (группу из региональных представителей в составе руководителей детских лагерей разных типов, туристических компаний, образовательных учреждений).
Создать Федеральное агентство по детскому отдыху, туризму и досугу при Министерстве образования и науки РФ.