Сценарий проведения мастер-класса
Учитель взял мою руку,
Он ввёл меня в этот класс
Торжественно и таинственно.
Моя рука и сейчас
В руке моего Учителя.
Стареют страницы книг,
Меняют названья реки,
Но я – его ученик
Тогда, сейчас и навеки…
Дорогие друзья, содружники!
Все мы с вами ученики одного большого класса. Всех нас в разное время взял за руку наш мудрый Учитель. От имени педагогического сообщества Республики Хакасия позвольте передать каждому из вас сердечный привет, пожелания устремления на вечном пути восхождения к Истине.
Мастер-класс, который мы представляем, называется «Уроки Жизни Центра Гуманной педагогики республики Хакасия»
Какие же уроки удалось извлечь нам за семь лет, идя под водительством мудрого Учителя?
Урок 1. «Каждый посланец несёт свою Весть…»
Первый урок представляет Т.В. Шуртина.
Каждый посланец несёт свою весть,
Слушай его, не чураясь наречий,
И, невзирая на лик человечий,
Каждый посланец несёт свою весть,
Не отвергая их напрасно, ответь!
В 2003 году в Хакасию прилетел такой «вестник»: с 29 января по 4 февраля проходил авторский семинар Ш.А. Амонашвили. Всё имеет свои сроки. Как важно не упустить время (устремление – это стрела).
Именно авторский семинар стал началом, когда два устремления соединились в одном:
– стремление Шалвы Александровича подарить Хакасии идеи Гуманной педагогики и
– наше стремление понять и принять этот дар, приумножить и нести дальше.
Так общими усилиями страждущих и неравнодушных возникло в Хакасии общественное движение: сначала – творческое объединение педагогов «Лаборатория Гуманной педагогики», а позднее – в 2006 году обрела юридический статус республиканская общественная организация «Центр Гуманной педагогики Республики Хакасия “Школа Жизни” Шалвы Амонашвили».
Этапы становления
Центра Гуманной педагогики Республики Хакасия:
29.01– 04.02.2003–авторский семинар Ш.А. Амонашвили по теме: «Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе»;
04.02.2003 –дата рождения творческого объединения педагогов Республики Хакасия «Лаборатория Гуманной педагогики “Школа Жизни” Шалвы Амонашвили»;
С 2002 г.–ежегодное участие в Международных Педагогических Чтениях, проведение выездных семинаров в Республике Хакасия по материалам Чтений;
С 2003 г.–организация экспериментальных площадок в гг. Саяногорск, Абакан, Абаза;
С 2004 г.–постоянно действующий семинар «Гуманная педагогика: теория и практика»;
09.03.2006– государственная регистрация в Министерстве юстиции Республики Хакасия республиканской общественной организации «Центр Гуманной педагогики Республики Хакасия “Школа Жизни” Шалвы Амонашвили»;
С 2006 г.–реализация долгосрочного проекта «Гуманизация образовательного пространства Республики Хакасия» (мастер-классы, круглые столы, научно-практические конференции, Педагогические чтения и др.);
03.11– 05.11.2006–Первые Всероссийские Педагогические Чтения в Хакасии с участием Ш.А. Амонашвили «Гуманная педагогика: Истина Школы»;
2008 г.–разработка и реализация в образовательных учреждениях Республики Хакасия Программы становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста – «Растим юного гражданина»;
03.11.– 04.11.2009–Вторые Всероссийские Педагогические Чтения в Хакасии с участием Ш.А. Амонашвили «Гуманная педагогика: Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света»;
05.11.–09.11.2009–авторский семинар Ш.А. Амонашвили по теме «Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе».
Появилась идея: вывести деятельность центра Гуманной педагогики за рамки педагогического сообщества. Следуя урокам Учителя, мы решили привлечь к проблеме воспитания Благородного Человека всех: правительство, политиков, педагогов, студентов, родителей, общественных деятелей, деятелей культуры и др. Так появился долгосрочный проект «Гуманизация образовательного пространства в Республике Хакасия», который реализуется Центром Гуманной педагогики совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия. В рамках этого проекта, совместно с избиркомом Республики Хакасия была разработана региональная авторская программа «Растим юного гражданина», которая позволяет решать не только задачи школы, но и задачи становления гражданского общества республике Хакасия.
Это позволило значительно расширить географию деятельности центра. Для этого необходимо было решить задачу: найти «проводников» идей Гуманной педагогики в различных структурах (это очень важно!). Такими проводниками стали:
Ауль Ирина Евгеньевна – в Правительстве Республики Хакасия;
Кирилловская Елена Викторовна – в Министерстве образования и науки Республики Хакасия;
Почекуева Галина Матвеевна – территория Усть-Абаканского района;
Нарожная Екатерина Васильевна, Афанасьева Лариса Александровна – г. Абаза;
Носкова Лариса Петровна – г. Саяногорск;
Дмитриенко Наталья Владимировна – Таштыпский район;
Фёдоров Иван Васильевич – г. Минусинск и юг Красноярского края;
Шадрина Ольга Николаевна – Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова.
В результате у нас сложилась такая организационная структура Центра Гуманной педагогики:
Пребывание Шалвы Александровича в Хакасии активизировало интерес педагогов к предлагаемой им системе воспитания Благородного Человека. При этом особую озабоченность у педагогов-практиков вызвала осознание необходимости начинать всю работу с подготовки педагогического мышления, к переходу на новый уровень, с погружения в новые педагогические смыслы профессиональной деятельности. Поскольку было очевидно, что эффективность процесса гуманизации определяется характером и содержанием его научно-педагогического и методического сопровождения, по инициативе руководителей образовательных учреждений и педагогов в нашей республике стали открываться экспериментальные площадки. При этом хочется подчеркнуть, что первыми проявили активность не школы, а дошкольные учреждения. Так, в ноябре 2003 г. на базе детского сада № 27 «Сказка» г. Саяногорска была создана экспериментальная площадка Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по реализации идей Гуманной педагогики в образовательной среде ДОУ. С первых же дней работы были определены перспективы работы детского сада по обновлению и совершенствованию предметно-пространственной среды и преобразованию ее в образовательную, выделены основные направления в содержании работы по подготовке педагогов к проектированию моделей гуманистической образовательной среды в группах.
В 2003 г. по инициативе Л.А. Афанасьевой и поддержке Отдела образования г. Абаза для педагогической и родительской общественности состоялся методический семинар «Гуманно-личностный подход в образовательном процессе», который провели члены координационного совета Центра Гуманной педагогики Республики Хакасия. Это стало началом создания в 2004 г. еще двух экспериментальных площадок (Хакасского государственного университета и Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования), объединенных общим названием «Социальное партнерство детского сада школы полного дня», основанное на принципах Гуманной педагогики, «Содружество Заречье». Площадки были открыты на базе детского сада «Сказка» и МОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5».
В этом же году была открыта четвертая экспериментальная площадка ХРИПК и ПРО на базе детского сада «Ивушка» г. Абакана «Реализация концепции Гуманной педагогики через эстетическое развитие личности в образовательном процессе ДОУ».
Профессиональное кредо коллектива:
Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребёнка и облагородить его» (Василий Александрович Сухомлинский).
Благодаря накопленному позитивному опыту по реализации идей Гуманной педагогики на базе МДОУ ЦРР – детский сад «Ивушка» г. Абакана и МОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5» созданы республиканские ресурсные центры.
Нас очень радует, что в атмосферу Гуманной педагогики погружаются и самые молодые учреждения, еще одной экспериментальной площадкой стал детский сад «Умка» г. Абакана по теме «Духовно-нравственное становление личности Ребёнка как основа формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста», что совершенно закономерно, поскольку его руководителем является член координационного совета Центра Гуманной педагогики Республики Хакасия и один из авторов региональной программы «Растим юного гражданина» – А.В. Крайстветняя.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на специфику направлений экспериментально-исследовательской деятельности, все экспериментальные площадки объединяет решение единой цели – это адаптация и внедрение концепции гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе, которая изложена в трактате о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили.
Мы убедились, что в образовании не должно быть случайных людей, так как слишком много поставлено на карту – Ребёнок. Ребёнок – это маленькая звёздочка, и только от нас зависит, засияет ли она всеми цветами радуги, освещая в будущем путь другим.
Урок 2. «Учитель, стань солнцем, излучающим Тепло и Свет!»