Требования к результатам освоения практики
Процесс организации практики направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
Процесс организации практики направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);
- способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-14)
В результате прохождения практики студент должен знать:
1. Основные понятия, связанные с методикой и технологией работы специалиста по воспитательной работе;
- Знать индивидуальные особенности развития личности и отклонения от нормы;
- Основные методики социально-педагогической диагностики.
В результате прохождения практики студент должен уметь:
1. реализовывать на практике права ребенка;
2. участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
3. повышать уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
4. проводить психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
5. проводить коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
6. организовывать посредничество между обучающимися и социальными институтами;
7. использовать психолого-педагогические, социально-педагогические методики, направленные на коррекцию отклонений в познавательной, личностной, эмоциональной, социальной сфере.
8. использовать законодательные нормативно-правовые акты при работе с несовершеннолетними.
9. оказывать всестороннюю помощь семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, в решении жизненных проблем.
Базы практики
1. Образовательные учреждения разного вида и типа
2. Центры помощи семье и детям
3. Комиссия по делам несовершеннолетних
4. Психолого-педагогические центры
Задание производственной практики
1. Составить индивидуальный план практики, согласовать его с групповым руководителем.
2. Изучить функции и назначение учреждения, его цель и задачи, направление и содержание деятельности, взаимодействие с другими органами и службами, работу в микрорайоне. Определить специфику данного типа учреждения, его достоинства и проблемы, обосновать необходимость функционирования данного типа учреждения. Составить информационную карту учреждения. Представить структуру и схему учреждения.
3. Проанализировать и представить перечень документов, дающих право на деятельность данного учреждения.
4. Изучить и проанализировать работу специалиста по воспитательной работе (социального педагога, воспитателя, классного руководителя). В беседе со специалистом определить его функциональные обязанности, цели и задачи, принципы, специфику, форму и методы работы. Какие функции специалиста можно выделить как основные и наиболее приемлемые с конкретным коллективом детей, привести перечень документации специалиста, проанализировать план работы (на месяц, год), отметить как осуществляется взаимодействие с другими участниками воспитательного процесса, специалистами различных служб и структур учреждения.
5. Изучить и проанализировать условия, созданные в учреждении для успешной самореализации личности ребенка. Изучить права ребенка в законодательных актах. Дать свое заключение о соблюдении норм и прав детей на примере учреждения, места практики. Оценить факторы, способствующие созданию в учреждении здоровьесберегающей среды, эмоционального комфорта, творческой деятельности и условий для самореализации личности.
6. Изучить и проанализировать учебно-воспитательную работу учреждения, ее цели и задачи, основные направления, содержание, формы и методы. Ознакомиться с планом учебно-воспитательной работы, определить специфику воспитательной работы в данном учреждении
7. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Проанализировать классификацию нормативных актов, правила их хранения. Выявить принципы структурирования нормативно-правовых документов, их перечислить.
8. Проанализировать составляющие данных документов, заполнив таблицы по основным документам (представить контент-анализ документов).
Название документа
№ | План анализа документа | Характеристика элементов |
Полное и точное название документа, дата принятия | ||
Срок действия документа | ||
Вид документа | ||
Цель и задачи документа | ||
Основные идеи документа | ||
Структурные блоки: количество частей, статей, положений | ||
Адресность документа | ||
Значение документа |
9. Провести анализ концепции воспитательной работы в учреждении с описанием цели, задач, основных направлений, форм и методов деятельности
10. Выделить категории трудновоспитуемых детей в учреждении и в курируемом классе (группе) (пед. запущенные, дезадаптированные, с ослабленным психическим здоровьем, с ЗПР, акцентуированные). Дать их краткую характеристику, отметить основные проблемы. Обосновать особенности воспитательной работы с данными категориями детей.
11. Наблюдать работу специалиста, изучать его опыт, приемы и методы индивидуальной и групповой работы.
12. Выполнять функциональные обязанности помощника воспитателя, классного руководителя, социального работника.
13. Посетить не менее пяти занятий (уроков) у разных специалистов в классах разного уровня, с целью выявления особенностей организации учебно-воспитательного процесса в каждом из них. Результаты посещения зафиксировать в дневнике практики и получить подпись специалиста (учителя). В отчете представить психолого-педагогический анализ одного урока (занятия) по предложенному плану.
14. Изучить и составить психолого-педагогическую характеристику личности одного воспитанника. Научиться анализировать и обобщать психологические факторы, овладеть методикой комплексного изучения личности и ее среды, приобрести умения психологического обоснования педагогических и воспитательных решений. Характеристика должна содержать отзыв учителя и его подпись.
15. Изучить и составить психолого-педагогическую характеристику класса (группы) по предложенному плану. Освоить методики изучения межличностных отношений, развить навыки педагогической наблюдательности. Составить целостную психологическую картину коллектива на основе конкретных показателей. Рассмотреть возможные причины, приведшие к формированию тех или иных особенностей коллектива. Спрогнозировать, как может быть учтена специфика данного коллектива в воспитательном процессе. Характеристика должна содержать описание методик, протоколы исследования, сводные таблицы, графики, аналитическую записку, подпись учителя.
16. Разработать и провести воспитательное мероприятие (дело) с детьми. Сделать его психологический анализ по предложенной схеме, определить психологическую целесообразность и воспитательную ценность проведенного воспитательного мероприятия (дела). Форма отчета: методическая разработка, анализ воспитательного мероприятия.
17. Провести самоанализ профессиональной подготовки во время учебной практики. Разработать пути личностного и профессионального роста.
18. Сдать групповому руководителю необходимую отчетную документацию:
· дневник (оценочный лист, характеристика на студента руководителя практики от учреждения);
· отчет;
· тезисы выступления на итоговой конференции и мультимедийную презентацию;
· статью, раскрывающую проблемы, особенности управленческой деятельности в учреждении (подразделении). Статья может быть индивидуальной или коллективной (не более 3 соавторов). Объем статьи – 5-10 страниц.