Критерии и показатели оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования
Критерии | Показатели |
Дело – организация процесса здоровьтворящего образования | 1) Его актуальность; 2) объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело; 3) соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели; 4) возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях; 5) результативность дела |
Продолжение таблицы 7
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | 1) Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса; 2) баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса; 3) активность субъектов образовательного процесса в организации дела; 4) скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни; 5) скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме |
Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса | 1) Количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учителей как субъектов образовательного процесса; 2) количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учащихся как субъектов образовательного процесса; 3) количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса; 4) соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой |
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | 1) Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей; 2) периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу как основы соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня общей активности; 3) продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью; 4) временная определенность каждого момента (валеологического мероприятия или действия), составляющего содержание организуемого процесса, обеспечивающая достижение в достаточной мере устойчивого результата |
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | 1) Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела; 2) возможность приспособления пространства к требующим решения задачам; 3) необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах |
Содержательная наполненность каждого уровня отражена в табл. 8.
Из таблицы видно, что каждый уровень просматривается через признаки, обнаруживаемые в показателях других критериев. Так, например, способ организации дела отслеживается по количеству произведенных действий, обеспечивающему появление качественных изменений в данном деле, а эффективность выделенных временных параметров по качеству участия в организуемом процессе определенного количества субъектов и т. п. В результате обеспечивается матричный подход к оценке эффективности организации процесса здоровьетворящего образования (см. табл. 9), обеспечивающий отслеживание качества организуемого дела на уровне самого дела, на уровне субъектов, на уровне способа его организации, на уровне времени и на уровне места; также просматривается и каждый другой параметр: субъекты – на уровне дела, способа, времени и места; время – на уровне дела, субъектов, способа и места, а место – на уровне дела, субъектов, способа и времени.
Таким образом, достоверность оценки процесса, а следовательно, и обоснования его эффективности обеспечивается взаимосвязанностью трех составляющих этой оценки: 1) критериями как параметрами оценки; 2) показателями как содержанием этих параметров и основанием для выделения уровней развития процесса; 3) признаками как приметами, знаками, посредством которых проявляются показатели и уровни оцениваемого процесса.
Качественными показателями эффективности организации процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития отечественной общеобразовательной школы мы определили:
1) объем валеологизации педагогического процесса в аспекте специальной работы по сохранению и становлению здоровья учащихся и учителей;
2) использование в учебном процессе педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и становление здоровья учащихся и учителей;
3) степень валеологичности уроков по учебным дисциплинам школьного учебного плана;
4) внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся по различным предметам рейтинговой оценки;
5) упорядоченность системы домашних заданий;
6) наличие в системе образования данной школы уроков валеологии;
7) включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин;
8) реализация в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования. Обоснуем целесообразность данных параметров.
Таблица 8