Опубликование вне-кафедральных новостей
Размещение в блоге КНЯ информации о всероссийских конкурсах, мероприятиях и событиях, тем или иным способом, связанных с Германией и/или изучением немецкого языка, несомненно, станет большим достоинством данного веб-сайта. Данный шаг сможет привлечь внимание не только абитуриентов, но любителей немецкого языка во всём городе. Такая тактика активно используется многими порталами и международными организациями (рис. 4).
Рис. 4 – в разделе «Актуально» официального веб-сайта Германской службы академических обменов (DAAD) можно всегда найти информацию о родственных проектах. [10]
3. Функция «спроси студента»
Данная опция присутствует на веб-сайте внушительного числа зарубежных университетов (рис. 5). Она состоит в том, что желающие учиться в конкретном ВУЗе могут задать интересующий их вопрос (плата за общежитие, традиционные вечеринки, привычки преподавателей и пр.) непосредственно у студентов этого учебного заведения.
Рис. 5 – функция «Спросить студентов» (Studis fragen) на сайте Билефельдского университета [7]
Как видно, непосредственное участие студентов КНЯ в работе блога занимает не последнюю роль. Мотивацией для учащихся принимать активное участие в создании и обновлении веб-сайта может служить возможность получения рекомендационного письма от доцента кафедры, где будет отмечена их [студентов] активная социальная позиция, что является большим плюсом при подаче документов на различные стипендии и гранты. Сами же студенты будут выполнять при этом функцию т.н. «имидж-лидеров» (или «тягачей»). Являясь носителем роли «один из нас», они, таким образом, смогут наиболее убедительнее продемонстрировать абитуриентам преимущества обучения на КНЯ (приём технологии личных гарантий).
Имидж-лидером для второй группы целевой аудитории (родители, родственники) может стать заведующая кафедры, кандидат филологических наук Иванова Любовь Александровна. Публикуемые на блоге кафедры обращения и комментарии Любовь Александровны к абитуриентам, студентам и их родителям о тех или иных событиях (начало подачи документов, новый академический год, праздники) видится как удачный и действенный способ завоевать их уважение и доверие к преподавательскому составу и всей кафедре в целом.
Помимо создания блога также целесообразно регистрирование и создание аккаунтов в социальных сетях «В контакте», «Facebook» и «Twitter» (рис. 6 – 8), в которых будут публиковаться новости, фотографии, видео, документация и пр. На первый взгляд может показаться, что ведение профилей сразу в нескольких социальных сетях – это трудоёмкое занятие, которое требует от исполнителя много времени и технических знаний – однако, это не так. Между указанными выше серверами существует функция синхронизации, благодаря которой опубликованная новость (фотография, видео, документ) автоматически дублируется на других сайтах, что значительно облегчает процесс их управления и контроль над исходящими информационными потоками.
Рис. 6 – «В контакте» | Рис. 7 – «Facebook» | Рис. 8 – «Twitter» |
Создание таргетированных рекламных объявлений в социальной сети «В контакте» видится как недейственный и неоправданно затратный шаг. Неэффективность данной стратегии отмечают как некоторые новгородские специалисты (Вертков Дмитрий Михайлович), так и опыт международных организаций. Так, например, крупнейший американский автопроизводитель General Motors намерен прекратить размещение своей рекламы в социальной сети «Facebook», поскольку маркетологи выяснили, что платная реклама компании на площадке соцсети практически не оказывает никакого влияния [11].
Кроме видов информации, отмеченных выше, «начинкой» для аккаунтов КНЯ могут послужить файлы, которые можно отнести к такой категории PR-мероприятий как «дикие идеи». Так, например, возможно создание несколько видеофайлов рекламного характера, которые будут распространяться в социальных сетях.
Пример:
Видеоролик продолжительностью 10-15 секунд – отрывок из какого-либо известного немецкого кинофильма («Достучаться до небес», «Беги, Лола, беги!», «Goodbye, Lenin!» и др.) с переводом, где ключевая фраза (например, в разговоре между главными героями) произносится уже без дубляжа, после чего появляется надпись: «Хочешь быть в теме? – Учись на кафедре немецкого языка!»
В целом можно утверждать, что PR-мероприятия, осуществляемые в Интернете, – это весьма эффективная стратегия, учитывая юный возраст главной группы целевой аудитории и такие качества этого СМИ, как повсеместность, доступность и популярность. Кроме того, следует обязательно отметить отсутствие высоких затрат при реализации данных мероприятий – регистрация в социальных сетях осуществляется бесплатно, а, пожалуй, единственными статьями расхода могут стать: покупка доменного имени для блога КНЯ – чтобы «избавиться» от ненужного элемента «...tumblr.com» в имени сайта (до 2000 рублей в год), а также надбавка двум секретарям КНЯ за опубликование и ведение аккаунтов в соцсетях (оценка автора – примерно 1000 рублей в месяц).
Мероприятия в школах
Не менее важной стратегией для достижения цели данного PR-плана представляется взаимодействие между преподавателями и студентами КНЯ с учителями и учениками школ Великого Новгорода. Данная тактика имеет большое значение по следующим двум причинам:
n Акции в школах города вызовут интерес у учащихся к изучению немецкого языка, а также привлекут их внимание к КНЯ
n Мероприятия в рамках этого направления являются информационным поводом – их проведение вызовет появление публикаций в газетах и репортажей на городском телевидении
Следует сразу отметить, что КНЯ уже имеет некоторый опыт в этой области. Тем не менее, он, как правило, ограничивается каждый год приглашением учеников Лицея-интерната и Гимназии №1 на традиционный Рождественский концерт в декабре. По мнению автора данного PR-проекта, список видов взаимодействия между школами города и КНЯ следует расширить до следующих мероприятий:
n Открытые уроки для учеников младших и старших классов в университете
n Открытые уроки для учеников младших и старших классов в их школах
n Дни открытых дверей два раза в год
n Приглашение учеников на мероприятия кафедры (Рождественский концерт, праздник 8-ого Марта, посвящение в студенты и т.д.)
Как уже было отмечено ранее, во время обучения студенты КНЯ подготавливают самые разные выступления – стихи, танцы, песни, театральные постановки и т.д. Эти номера могут быть использованы во время открытых уроков и выступлений в школах и/или во время визита школьников в институт. Для создания более яркого информационного повода рекомендуется приурочить данные мероприятия к тем или иным международным праздникам и памятным дням. Ниже приведён список возможных поводов:
25 января | – | Татьянин день (день студентов) |
8 февраля | – | День науки |
10 февраля | – | День дипломатического работника |
17 февраля | – | Всемирный день проявления доброты (приветствий) |
9 марта | – | Международный день ди-джея |
26 марта | – | День рождения Людвига ван Бетховена |
27 марта | – | Международный день театра |
29 апреля | – | Международный день породнённых городов |
29 апреля | – | Международный день танца |
25 мая | – | День филолога |
9 июня | – | Международный день друзей |
26 сентября | – | Европейский день языков |
27 сентября | – | Всемирный день туризма |
30 сентября | – | Международный день переводчика |
1 октября | – | Международный день музыки |
3 октября | – | Объединение Германии |
5 октября | – | День учителей |
17 ноября | – | Международный день студента |
13 декабря | – | День рождения Генриха Гейне |
24 декабря | – | Католическое Рождество |
28 декабря | – | Международный день кино [12] |
Помимо этого, эффективным мероприятием в рамках этого направления послужит конкурс среди учащихся школ. Задание для конкурсантов может состоять в том, чтобы придумать логотип, слоган или даже доменное имя для блога кафедры (особенно подойдёт для учеников старших классов). Обязательным условием конкурса должен стать «репост» новости о конкурсе на страницах конкурсантов с целью повышения упоминаний о КНЯ в Интернет-пространстве.
Возможные варианты логотипа для КНЯ:
Приведённые изображения уже являются официальными логотипами научных немецких организаций и приведены в работе исключительно в качестве примера.
Возможные варианты слогана для КНЯ:
n Кафедра немецкого языка – кафедра возможностей.
n Кафедра немецкого языка: в ногу со временем, сохраняя традиции.
n Кафедра немецкого языка – больше, чем кафедра!
Возможные варианты доменного имени для блога КНЯ:
n WWW . KNY-NOVSU . RU
n WWW . NOV-NEM . RU
n WWW . DE-NOV . RU
В качестве приза победителю могут быть использованы многочисленные сувенирные изделия (плакаты, ручки, брелки), издания на немецком языке (журналы, книги, пособия) и мультимедийная продукция (компакт-диски с кинофильмами, музыкой, обучающими материалами), всегда имеющиеся на кафедре в большом количестве.
Взаимодействие со СМИ
Выделение пункта «Взаимодействие со СМИ» в отдельную категорию данного PR-проекта весьма условно. С одной стороны, он не является самостоятельной тактикой, с другой – это неотъемлемая часть всей стратегии проекта. Основной жанр PR-деятельности для взаимодействия со СМИ в конкретном случае – это пресс-релиз. Как было отмечено в предыдущих пунктах работы, информационным поводом для написания пресс-релиза могут послужить события различного рода: от рождественского концерта в декабре до открытого урока в школе, приуроченного к тому или иному празднику. Логично, что основным источником для публикации новостей о КНЯ является официальный веб-сайт Новгородского Государственного Университета, который всегда публикует новости КНЯ, в частности, о достижениях и международных стажировках студентов и преподавателей кафедры.
Кроме того, в данном ключе целесообразно воспользоваться тесными связями КНЯ с новгородской городской общественной организацией «Общество дружбы Великий Новгород – Билефельд» и её аналогом в Германии. Дело в том, что несколько сотрудников КНЯ, а также большое количество студентов и выпускников кафедры являются также участниками этой общественной организации; в том числе председатель Общества – Никифорова Елена Викторовна, доцент кафедры.
Гости из Билефельда довольно часто приезжают в Великий Новгород с официальными и частными визитами. Так, например, в октябре 2012 года состоялась поездка группы из Билефельда (примерно 20 человек), которая была приурочена 25-летию сотрудничества между двумя городами [13]. Таким образом, учитывая прямые связи КНЯ с Обществом целесообразно использовать грядущие торжества для привлечения внимания и к кафедре. Пример пресс-релиза, написанного в данном ключе, можно найти в приложении данной работы (стр. 33).
Ожидаемое количество публикаций при реализации данного PR-проекта в течение одного академического года (сентябрь-июнь) – 20. Из них 12-14 – на официальной новостной ленте официального веб-сайта НовГУ, и 8-10 – в городских (Интернет)-изданиях.
Флэш-моб
Принимая во внимание юный возраст основной целевой аудитории проекта, также предлагается провести такой вид мероприятия как флэш-моб. Флэш-моб (от англ. «flash» – молния, вспышка и «mob» – толпа) – это собрание большого количества людей в заранее установленном месте и в заранее установленное время, для выполнения какого-либо заранее придуманного сценария. Сбор участников флэш-моба и разъяснение выполняемых действий осуществляется, как правило, посредством сети Интернет [14].
При продуманной организации флэш-моб станет ярким событием, которое получит широкое освещение в социальных сетях. В данном случае его можно использовать для популяризации в городе немецкого языка, а при его подготовке «запустить» информацию через неофициальные источники о том, что организатором готовящегося мероприятия якобы является инициативная группа студентов кафедры немецкого языка.
Один из главных принципов флэш-моба – отказ от присутствия непосредственно во время его проведения представителей СМИ. Тем не менее, целесообразно убедиться в том, что во время флэш-моба будет проводится фото или видеосъёмка подручными гаджетами – мобильный телефон, непрофессиональный фотоаппарат, iPad и т.д. При необходимости данные материалы могут быть использованы и официальными представителями СМИ уже после проведения события. Обязательно опубликование новости о проведённом флэш-мобе в блоге КНЯ.
Далее приведён возможный сценарий флэш-моба:
Флэш-моб с «приветом»
Предлагается провести флэш-моб 17-ого февраля – в международный день приветствий – на одной из следующих площадок в Великом Новгороде:
n перед торговым центром «Русь»
n на пляже у кремля
n на валу (возможно несколько вариантов)
Участники флэш-моба (от 50 до 100 человек) собираются в строго указанное время на конкретной площадке и выстраиваются таким образом, чтобы получилось слово «Hallo!» (нем. «Привет!») – для экономии времени соответствующие точки должны быть заранее обозначены каким-либо образом (рис. 9). Для того чтобы никто не подумал, что флэш-мобберы выстраиваются в британское слово «Hallo!», участники акции – в зависимости от их положения – будут держать в руках или чёрные, или красные, или жёлтые шарики – цвета Германского флага. Продолжительность флэш-моба – до 3-ёх минут.
Рис. 9 – возможная схема расстановка участников флэш-моба.
При наличии технической возможности целесообразно также организовать звуковое сопровождение флэш-моба, выбрав для воспроизведения какую-нибудь (известную) современную песню на немецком языке (см. приложение на диске).
Например:
n Moviestarplanet «Jeden Tag bin ich bei Facebook drin»
n Laserkraft 3D «Nein, Mann!»
n Gummibär «Ich bin dein Gummibär»
Календарь событий
Все описанные во второй главе данной работы PR-мероприятия, предназначены для проведения в течение одного академического года – хотя, как уже было отмечено, возможны изменения. Ожидается, что большинство PR-мероприятий – ровно как и традиционные события в работе кафедры – получат освещение или в университетских, или городских СМИ. Очевидно, что по мере воплощения предложенного PR-плана возможны некоторые коррективы.
В качестве примера приведён возможный календарь событий на академический год 2012/2013.
Сентябрь | |
– начало работы блога – объявление конкурса на лучших логотип (слоган, имя для блога) – регистрация в социальных сетях «В контакте», «Facebook», «Twitter» – обращение заведующей КНЯ (в блоге) к студентам/абитуриентам о начале нового академического года – международные российско-германские семинары | |
Октябрь | |
– приезд студентов из университета г. Билефельд и их семинары с новгородскими студентами – приезд участников Общества дружбы из Германии в Великий Новгород – торжественные мероприятия, посвящённые юбилею партнёрства между Великим Новгород и Билефельдом – в конце месяца: окончание конкурса | |
Ноябрь | |
– отчёт о стажировке группы студентов КНЯ в Билефельде – подведение итогов конкурса, торжественное награждение победителей – участие студентов кафедры в ежегодном Фестивале творчества | |
Декабрь | |
– Рождественский концерт – обращение-поздравление заведующей КНЯ (в блоге) в честь Рождества и Нового Года | |
Февраль | |
– начало зимней сессии | |
Март | |
– начало семестровой поездки студентов КНЯ в университете г. Билефельд – обращение-поздравление заведующей КНЯ (в блоге) по случаю праздника 8-ого Марта | |
Апрель | |
– участие студентов КНЯ в ежегодных «Днях науки» | |
Май | |
– обращение-поздравление заведующей КНЯ (в блоге) по случаю майских праздников – подготовка и начало защиты дипломных и курсовых работ – подведение итогов «Дней науки» | |
Июнь | |
– начало летней сессии – отчёт студентов КНЯ о стажировке в университете г. Билефельд – обращение заведующей КНЯ (в блоге) к студентам/абитуриентам о завершении очередного учебного года и начале приёма новых студентов |
Ожидается, что данный список будет дополнен рядом других мероприятий, как то: открытые уроки студентов КНЯ для учащихся школ города, участие преподавателей и учащихся кафедры в различных конкурсах и соревнованиях, непредвиденные стажировки и поездки, встречи с коллегами и гостями из Германии и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении этой работы целесообразно ещё раз отметить её основные положения.
Данный PR-проект разработан с целью позитивного освещения деятельности кафедры немецкого языка гуманитарного института НовГУ в период одного академического года (но не обязательно), и, как следствие, формирования и поддержки интереса к данному подразделению университета у абитуриентов, которые и составили главную группу целевой аудитории.
Выявленные в первой части работы недостатки кафедры, а также её преимущества по отношению к конкурентам, предлагается осветить через ряд мероприятий по трём основным направлениями:
1. Интернет-активность
2. Мероприятия в школах
3. Активное взаимодействие со СМИ
Также, в качестве возможного мероприятия предлагается такой вид акции как флэш-моб, так популярный сейчас у представителей молодого поколения.
Поскольку выработанная во второй главе данной работы стратегия опирается на подробный анализ фактов о работе кафедры, а также результаты проведённого среди абитуриентов опроса, автор данного PR-проекта уверен, что реализация этого плана приведёт к ожидаемым результатам, а именно – увеличение числа абитуриентов, подающих заявки на обучение на КНЯ к концу академического года.
К достоинствам проекта относится, в первую очередь, его «гибкость», т.е. возможность вносить необходимые корректировки по мере его выполнения и использовать разработанные мероприятия по отношению к другим подразделениям университета. Второе достоинство PR-проекта – это относительно невысокие финансовые затраты (до 25 тысяч рублей на 10 месяцев).