Развитие языковых возможностей
Словарная работа
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
Заведите «Словарик» — альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и др.
Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик». Слова не просто заучиваются, они вводятся в разнообразные ситуации. Так, например, рассказывая о том, какие есть бабочки, жуки и другие насекомые, нужно показать их изображения, наклеить (или нарисовать) в тематический альбом картинки, сделать аппликацию, прочесть сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», прослушать мелодию Н. Римского-Корсакого «Полет шмеля», наконец, придумать свою сказку. Желательно сделать несколько вариантов картинок, чтобы использовать их в инсценировках и играх.
Поскольку уже в трехлетнем возрасте накопление словаря идет не столько за счет увеличения количества слов, сколько за счет способности ребенка к словообразованию, мы предлагаем следующие упражнения: грамматические и словообразовательные противопоставления, игры на ассоциации по смежности и контрасту (формируют способность устанавливать разные связи).
ЗАДАНИЯ
v Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов. Например: Морковь, огурец, помидор, капуста — это овощи.
v Для расширения словарного запаса по теме «Части тела (туловище)» прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение С. Маршака «Одна дана нам голова...».
v Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит ночью? — Ребенок спит, совы летают, ночные бабочки танцуют, собачка сторожит дом, часы тикают, мыши скребутся, ежик охотится. Прочитайте и обсудите стихотворение.
БЫЛО ТИХО...
Было тихо, очень тихо:
Ночь на всей земле.
Лишь будильник робко тикал
На моем столе.
Было тихо, очень тихо —
Тихий, тихий час...
Лишь будильник робко тикал
Мышь в углу скреблась.
Было тихо, очень тихо —
Дрема без забот...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал
Да мурлыкал кот.
Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
(Н. Матвеева )
v Обращайте внимание малыша на свойства предметов.
v Упражняйте ребенка в словообразовании.
v Формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты.
1. Существительные (уменьшительно-ласкательная форма, детеныши животных).
2. Прилагательные.
3. Глаголы.
v Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово (примеры В. Левина):
Писатель — книга, художник — ...
Писатель — читатель, художник — ...
Писатель — слова, художник — ...
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде — ..., на поезде —...
v Закрепляйте навык включения разнообразных словообразовательных моделей в самостоятельное речевое высказывание ребенка:
единственное и множественное число существительных;
мужской и женский род глаголов прошедшего времени (бегал — бегала...);
префиксальные изменения глаголов {выехала, съехала, приехала, уехала...);
совершенный и несовершенный вид глаголов (рисует — нарисовал...).
v Продолжайте учить ребенка правильно употреблять предлоги.
Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: Положи мяч на стул, под стул, за кресло и т.д. Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.
Задавайте вопросы по картинкам. Например:
Кто спрятался за...?
Что без чего не бывает?
v Закрепляя падежные формы, воспользуйтесь перечисленными ниже литературными произведениями и вопросами.
Родительный падеж
В. Бианки «Чьи это ноги?»
Дательный падеж
— Кому что нужно? (Кролику — морковка, собаке — косточка, птице — зернышки и т.д.)
— Что нужно разным героям сказок? (Буратино — золотой ключик, коту — сапоги и т.д.)
Винительный падеж
—Что ты видишь в комнате (на улице, на картинке и т.д.)?
ЕСЛИ МНЕ ПОДАРЯТ ЛОДКУ
Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку,
Барку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту,
Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Ботик,
В крайнем случае на плотик...
Буду рад
Катамарану,
Оморочке
И сампану.
Взял бы я охотно шлюпку
Или даже душегубку.
Лишь бы мне
На вольной воле
Плыть и плыть
В своей гондоле,
На вельботе,
На пироге —
Плыть без горя
И тревоги,
Лишь бы плыть и плыть часами:
Все равно — под парусами
Иль с мотором,
Иль на веслах
В те края,
Где нету взрослых!
Повидаюсь с океаном,
Потягаюсь с ураганом
И вернусь обратно к маме —
Прямо к чаю с пирогами. (Б. Заходер)
Творительный падеж
— Кто чем защищается? (Еж — колючками, олень —рогами и т.п.)
— Чем ты угостишь животных (друзей)?
плим
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
(И. Токмакова)
v Вводите в речь ребенка логико-грамматические конструкции, сложноподчиненные предложения.
ЧЕРЕПАХА
Черепаха
Всех смешит,
Потому что
Не спешит.
Но куда
Спешить
Тому,
Кто всегда
В своем дому?
(Б. Заходер) |
СОРОКА
Взлетела сорока высоко.
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки растут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассвета,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Стрекочет сорока, стрекочет —
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока!
(Б. Заходер)
МЫШКИНА СЧИТАЛКА
Раз, два, Значит,
Три, четыре. Вкусным будет сыр.
Сосчитаем Если в нём
Дыры в сыре. Одна дыра,
Если в сыре Значит, вкусным
Много дыр, Был
Вчера. (В. Левин)
ДЖОНАТАН БИЛЛ
Джонатан Билл,
который убил
медведя
в Черном бору,
Джонатан Билл,
который купил
в прошлом году
кенгуру,
Джонатан Билл,
который скопил
пробок
два сундука,
Джонатан Билл,
который кормил
финиками
быка,
Джонатан Билл,
который лечил
ячмень
на левом глазу,
Джонатан Билл,
который учил
петь по нотам
козу,
Джонатан Билл,
который уплыл
в Индию
к тетушке Трот, —
ТАК ВОТ
этот самый Джонатан Билл
очень любил компот.
(В.Левин)
КОГДА Я БУДУ ВЗРОСЛЫМ
Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли погулять?» — «А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато. А ну, — скажу, — ребята, Сейчас же марш в кровать!»
Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли поиграть?» Скажу:
«Весь день играли? Коробку поломали? Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать!»
(А.Кушнер)
v Пополняйте словарный запас ребенка антонимами и синонимами. Чем больше синонимов, тем богаче, выразительнее язык. Благодаря синонимам передаются тонкие оттенки смысла.
Прочитайте ребенку стихотворение и попросите заменить выделенное слово другим, подходящим по смыслу (любезно, учтиво).
Вышел слон на лесную дорожку Наступил муравью на ножку И вежливо очень сказал муравью: Можешь и ты наступить на мою...
(В.Лунин)
Обратите внимание ребенка на то, что одно слово можно заменить другим, сходным по значению.
Ветер — ураган, доктор — врач, горе — печаль, забияка — драчун, игра — забава, боязнь — страх, мгла — тьма — мрак, спасибо — благодарю, всюду — везде, грустный — печальный, угощать — потчевать, шалить — баловаться, замерз — закоченел.
Учимся сравнивать
« Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы».
(Гельвеции)
Из книги СМ. Бондаренко «Учите детей сравнивать»:
«Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Как рассказывает древнегреческая легенда, пилу изобрел обучавшийся у знаменитого мастера Дедала его племянник Тал. За образец он взял спинной хребет костистой рыбы и челюсти змеи, усаженной острыми зубами...».
Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю при наблюдении за паутиной. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы. КД. Ушинский говорил: «Чтобы какой-то предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». Он считал, что такую работу надо начинать как можно раньше: «Как только являются два, три предмета, так и должно их сравнивать».
Сначала надо хвалить ребенка за любую попытку сравнить предмет с чем-нибудь. Затем похвалы заслуживает ответ, если предмет сравнивается действительно с чем-то похожим. Решению задач на сравнение способствует конструирование сравниваемых предметов. Задавайте вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Такая деятельность активизирует речемыслительные операции.
Задачи, требующие сравнения, не должны быть легкими. Нежелательно, чтобы знания, полученные путем сравнения, остались эпизодом в развитии ребенка: они должны стать основой для приобретения новых знаний.
Попробуйте предлагать ребенку самостоятельный поиск объектов для сравнения.
«Психологами установлено, что у детей дошкольного возраста умение различать созревает раньше, чем операция обобщения. Это объясняется тем, что за операцией различения объектов стоит наглядно-действенное мышление. За указанием на общее кроется не наглядное мышление, а операция введения в отвлеченную категорию — внешний признак того, что еще не созрел сложный процесс выделения общего признака и введения предметов в общую отвлеченную категорию». (А.Лурия)
«Материал, усвоенный в сравнении, вспоминается легче, быстрее и в более полном объеме, чем материал, который при изучении не сравнивался и не сопоставлялся. Это объясняется тем, что в процессе сравнения возникают ассоциативные связи между фактами, явлениями, понятиями. Сравнение выступает не только средством познания, но и как средство умственного развития. Развивается умение не только устанавливать сходство и различие, но и выяснять их причины». С.М.Бондаренко отмечает, что готовность и способность к установлению аналогий можно рассматривать как одну из характеристик умения активно и творчески применять свои знания.
ЗАДАНИЯ
v Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: Он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами. (Бассейн.)
v Попросите ответить ребенка на вопросы: На что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (человек с дудкой) и т.п.
Слоговая структура слова
Нарушения ритмического рисунка слов сопутствуют детям с проблемами речевого развития на протяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребенок начинает хорошо произносить двух-трехсложные слова, при произнесении более сложных слов или слов со стечением согласных могут возникнуть трудности.
ЗАДАНИЯ
v После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
v Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.
Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный — гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (каток, мас-ка, бан-ка, пас- та и т. п.) далее — слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т. п.).
Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста — кан, Моек - ва, гра - дус — ник, каст -рю - ля, прос — ты - ня.
v Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых — двухсложных.
После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения.
Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
v Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно в учебной.