Татары в России — у себя дома
Строки из доклада председателя Совета федеральной национально-культурной автономии татар России Валеева Р.С. на III всероссийской отчетно-выборной конференции ФНКАТ:
Дөньяның төрле илләрендә сибелеп яшәүче татар халкының тарихи Ватаны һәм милләтләшләребезнең иң зур күпчелеге гомер итә торган ил - бүгенге Россия Федерациясе.Татар халкыньң язмышы монда - ата-бабаларыбызның кан-тирләре тамган, борынгы татар дәүләтләренең дәвамчысы булган дәүләттә хәл ителә.
О предшественниках ФНКАТ России — исторической Родины татар
Судьба татарского народа в значительной степени решается в его исторической среде обитания - в Российской Федерации. И прошлое, и настоящее, и надежды на будущее татар связаны с землей наших предков, где зарождались и исчезали древние государства. Федеральная национально-культурная автономия имеет великих предшественников в лице Национально-культурной автономии мусульман внутренней России, сформированной 22 июля 1917 года в Казани на объединенном съезде трех курултаев - военного, мусульманского и национального Советов, в которых татары составляли подавляющее большинство. Невозможно предать забвению деятельность первого национального парламента татар во главе с Садри Максуди, работавшего в Уфе в течение 40 дней с ноября 1917 года до января 1918 года, рассматривая насущные проблемы национального образования, культуры, самоуправления.
...Особенность III конференции федеральной национально-культурной автономии татар заключается в том, что она впервые проводится при участии органов власти Республики Татарстан и Российской Федерации. Этнокультурные проблемы российских татар, формы их самоорганизации мы обсуждаем на отдельном форуме при участии всего нынешнего состава национально-культурных автономий татар.
...Этнокультурное развитие российских татар идет по созидательному руслу, отвергая разрушение, сепаратизм, конфронтацию.
В регионах традиционного проживания татарского населения действуют и расширяются школы и классы, издаются татарские газеты, в некоторых регионах ведется вещание татарских телерадиопрограмм. Проводятся концерты, вечера, национальные праздники Сабантуй, создается сеть торговых домов «Татарстан».
В центре этих добрых дел, проводимых совместно с органами власти, учреждениями регионов, Республики Татарстан, Исполкомом Всемирного конгресса татар, стоят региональные и местные национально культурные автономии татар. Главное для нас сегодня - разобраться с тем, как идет становление НКА татар России как самостоятельной законной структуры консолидации нашего народа в правовом поле России.
Закон и реальная жизнь
Несмотря на недоработанность механизма реализации федерального Закона «О национально-культурных автономиях», идеи культурной автономии востребованы и ждут воплощения. Федеральная национально-культурная автономия татар и механизм сохранения развития самобытности нашего народа сложились как неразрывное единство двух компонентов: Республики Татарстан как духовного, научно-культурного, методического центра развития 5,5 миллионов татар России и экстерриториальных национально-культурных автономий, созданных почти во всех регионах компактного проживания татар.
В 25 областях, краях, республиках компактного проживания татар. кроме Астраханской и Челябинской областей, созданы региональные НКА татар. За отчетный период, в 2002-2007 годы повысилась роль и выросло общее количество местных национально-культурных автономий, действующих в 36 регионах страны. Тесно сотрудничая с органами региональной власти и местного самоуправления, более 200 местных НКА занимаются развитием культуры, образования, пропагандой национальных традиций татарского народа в городах, микрорайонах, муниципальных образованиях.
Региональные и местные НКА действуют самостоятельно, никто не вправе ими командовать. Федеральная НКА и ее Совет способствуют координации их деятельности, выступают от их имени при контактах с общефедеральными ведомствами. Для постановки вопросов разработки региональных и федеральных программ нужны единые стандарты организационного, методического и информационного обеспечения всех структур НКА. Как минимум каждая региональная и местная НКА нуждается в своем офисе, средствах связи, делопроизводстве, в ответственном секретаре, а также лице, способном решать финансово-материальные проблемы. Главная ответственность ложится на председателя НКА, официального лидера, который представляет автономию и татарскую общину.
Условия и эффективность НКА неодинаковы и зависят от отношения региональных властей и сплоченности, состоятельности региональных автономий, уровня национального самосознания татарских предпринимателей. Основная доля татарской жизни и деятельности НКА приходится на Приволжский федеральный округ, где проживают около 4 миллионов татар, а всего в Поволжско - Уральском регионе живут более 80 процентов татар России. Традиционно активно и сплоченно, совместно с органами власти региона работают татары Удмуртии, где весьма высока степень этничности и позиции национальной культуры, образования сильны, а национальные организации и их лидеры серьезны и компетентны. Одной из самых организованных региональных автономий можно считать РНК А Ульяновской области, где именно на заседаниях Совета НКА обсуждаются все насущные проблемы татар.
Серьезно относятся к идее НКА в Сибири, в Тюменской, Омской областях, Ханты-Мансийском автономном округе... Интересный опыт интеграции мусульманской уммы, просветительской деятельности, культурно - образовательской деятельности накоплен в региональной НКА Нижегородской области, где молодое поколение татар приобщается к гуманистическим ценностям исламской религии, не отрываясь от земных реалий и светской жизни. Здесь, так же, как в Ивановской области, где РНКА возглавляет мусульманский лидер Фарит Ляпин, областную автономию возглавляет представитель духовного управления, имам мечети г. Дзержинска Гаяз Закиров...
Интересно и весьма непросто складываются взаимоотношения с органами власти. Во многих регионах (в Пермской, Тюменской, Ульяновской, Ивановской, Московской и др. областях и в г. Москве) органы власти относятся к НКА конструктивно, с пониманием.
Исключительная ситуация складывается в Башкортостане, где действует крупнейшая в стране РНКАТ. Надеемся, и в этом регионе рано или поздно сложится нормальная ситуация взаимодействия на основе закона. Мы всегда были за конструктивность и компетентность в обсуждении и решении национальных вопросов, за ведение диалога этнической общности с властью, не подменяя функции национальной организации административным фактором, строго соблюдая Закон «О национально-культурных автономиях» и ст. 17 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях».
В условиях реформы государственной власти России начала XXI века, усиления процесса глобализации и заторможенного состояния общественного сознания, темпы национально-культурного развития татар начинают неуклонно снижаться. В некоторых регионах уменьшается количество желающих учиться в татарских школах и классах, снижаются тиражи татарских изданий.
В отдельных регионах национально-культурные автономии сталкиваются с неисполнением федеральных законов, неконструктивным отношением чиновников к идеям национально-культурного развития в рамках НКА, решению вопросов национального образования, культуры. Имеются случаи немотивированного отказа регистрировать местные и региональные НКА татар, препятствования развитию национального образования, культуры, СМИ. В большинстве регионов Российской Федерации прекращены или сведены к минимуму теле- радиопередачи на татарском языке, не оказывается финансовая помощь изданию национальных газет.
Трудно приживается национальный образ жизни в городах. Уменьшается степень этничности в селах, где снижается рождаемость и откуда наиболее конкурентоспособная молодежь уезжает в город. В большинстве российских регионов молодежь практически не знает родного языка, национальной культуры. В ряде случаев организационно-методическое обеспечение местных и региональных национально-культурных автономий незначительно. Сотрудничество НКА татар российских регионов с исторической родиной и духовно-методическим центром нашего народа - Республикой Татарстан стало острой необходимостью и важнейшей частью деятельности татарских общин.
Как действовал Совет ФНКАТ?
Расположенный в Казани, Совет ФНКАТ поддерживал связи с регионами Поволжья, Урала, Сибири Дальнего Востока и в первую очередь со столицей России г. Москвой, где расположены федеральные органы власти. Прежде всего эта работа заключалась в обсуждении и проработке правовых, информационно-аналитических вопросов, которые до сих пор остаются актуальными.
В Москве работает интереснейшая община, народ там талантливый и высокообразованный, в рамках культурно-просветительского центра, городской и областной автономии. Некоторые политтехнологи с определенными взглядами, способными разобщить татарский мир России, противопоставлять Казань и Москву, пытались диктовать свою формулу национальной жизни. Все полезное мы переняли и готовы к сотрудничеству с любыми силами, содействующими консолидации татар Российской Федерации, отстаивающими их интересы. Но наш народ, как известно, в подавляющем большинстве живет не внутри Садового кольца Москвы. И он знает свои потребности, возможности. Поэтому коллективные письма против демократизации использования татарского алфавита и всевозможные действия в целях дискредитации Татарстана, татарской общественности, ФНКАТ и ВКТ, не застали врасплох. Попытки противопоставить татар, Татарстан и Россию, федеральному центру в основном не удались. В этом заслуга и руководства республики, широкой татарской общественности, и наших татар, живущих в Москве и других регионах.
Даже те, кто выступал за перенос Совета ФНКАТ в Москву, надеюсь, поняли, что Казань всегда останется центром татар России и мира, а в Москве у нас достойные представители, настоящие лидеры российских татар.
В Федеральном собрании, в верхней и нижней его палатах работают 14 татар, плюс наши друзьями земляки, представители других национальностей. Думается, что новый состав Совета ФНКАТ постарается их консолидировать. А татары России в праве узнавать первыми, кто из наших соплеменников помогает своему народу, болеет за него, а кто совсем даже наоборот.
А необходимость поддержки и постоянных связей с ближними и дальними регионами растет. По мере продвижения на Восток температура татарской жизни меняется, но и здесь происходят важные процессы. Совет ФНКАТ в течение 5 последних лет ведет работу с Дальним Востоком. Надеюсь, проект культурно-агитационного поезда «Татарский пролив», разработанный Советом ФНКАТ и Советом сторонников партии ЕР в 2003 году, свяжет Казань и Москву с Николаевским-на-Амуре Хабаровского края, где расположен пролив, носящий имя нашего народа.
О цыганской лошади и живучести НКА
В связи с тем, что вопрос о финансировании федеральных автономий из федерального бюджета в отчетный период не был решен, Совет ФНКАТ функционировал на общественный началах, без консолидации средств на своем расчетном счете. Самостоятельная финансово-хозяйственная жизнь не велась. В 2002-2007 годы командировки членов Совета и финансирование текущих заседаний в Казани и в регионах РФ осуществлялись за счет личных средств членов Совета ФНКАТ или за счет региональных НКАТ.
На заседаниях Совета ФНКАТ, проводимых 1-2 раза в год, присутствовало более половины членов Совета, т.е. решения принимались при наличии кворума членов Совета. Демократизм, и толерантность, соблюдение законов РФ и Устава ФНКАТ, конструктивность и выдержка - отличительные черты нашей организации.
Главным итогом деятельности Совета ФНКАТ за отчетный период является то, что он не допустил противостояния между Москвой и Казанью, между татарами различных регионов, между ФНКАТ и исполкомом Всемирного конгресса татар, добившимся немалых успехов благодаря административной и материальной поддержке Республики Татарстан. И еще важно то, что федеральную НКА не отдали на откуп какой-либо партии или финансовой группе, сохранили в той организационно-правовой форме, в какой она была создана 8 лет назад. Совет федеральной автономии находится в центре внимания, о нем говорят, спорят, с ним соперничают, он вступает в диалог с органами власти регионального и федерального уровней, разрабатывает правовые и нормативные документы, совершенствует идеологию, занимается информационным обеспечением этнокультурного развития. Почему? Потому что у нас работают 25 региональных и 200 местных автономий, возглавляемые серьезными, самоотверженными кадрами. И они действуют на основе закона, в диалоге с партнерами.
Однако не хотелось бы, чтобы Совет ФНКАТ разделил судьбу цыганской лошади, которую научили обходиться без еды неделю, потом целый месяц, а потом, когда она совсем приучилась жить без корма, неожиданно померла...
О роли Республики Татарстан
Многонациональная Республика Татарстан, носящая имя татарской нации, второго по численности в России народа, выполняет роль духовного центра татар мира и, прежде всего, Российской Федерации. В силу того, что татарский язык, литература, культура, история едины для всех татар, гуманитарные учреждения Татарстана - средние и высшие учебные заведения, Академия наук и научные институты, центры, театры, концертные учреждения, библиотеки, музеи, печатные и электронные СМИ и особенно телевидение и радиовещание и другие учреждения работают на весь татарский народ. Я бы сказал, на всю Россию, так как именно здесь живет подавляющее большинство татар и здесь решается судьба этнического сохранения татарского этноса. Не может быть татарской культуры или языка той или иной области. Язык, культура, история татарского народа едины и экстерриториальны, что влияет на значимость связей РТ с региональными НКА. Известно, что в Татарстане, который является территориальной автономией татар, нет татарских национально-культурных автономий. В то же время, как уже было сказано, сохранение и развитие российских татар возможно при динамичном взаимодействии духовного и методического центра - Республики Татарстан и национально-культурных автономий, действующих в российских регионах... Назрела задача разграничения ответственности и полномочий между ФНКАТ и Республикой Татарстан в областях экономического, национально-культурного, образовательного развития татарского населения.
Татары Российской Федерации как «предмет совместного ведения»
Вся деятельность НКА российских татар показывает, что помощь Татарстана соотечественникам, живущим за пределами РТ, имеет солидную правовую базу и человеческую мотивацию. Татарстан, помогая татарам в удовлетворении их духовных потребностей, оказывает поддержку России, способствует ее стабильности и социальному развитию.
Представляется крайне важным интегрировать организационно представительскую и правовую деятельность национально-культурных автономий в контекст реализации внесенного в Федеральное Собрание Договора между органами власти Татарстана и Российской Федерации. Взаимоотношения органов власти Республики Татарстан с федеральным центром связаны с регулированием такого специфического и весомого «предмета совместного ведения», как татарское население российских регионов, с практической деятельностью местных, региональных и федеральной НКА татар. Думается, и законодатели, и исполнительная власть, и татарская общественность не забудут об этом серьезном аргументе.
О Государственной политике Российской Федерации
Наша позиция в этом вопросе такова — необходимо создать в структурах исполнительной власти Российской Федерации специальный орган не ниже федерального агентства или хотя бы службы в начальном этапе. Законопроект «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений», внесенный комитетом по национальным вопросам в Государственной Думу, содержит важнейшие концептуальные положения, он многократно перерабатывался. Нынешний состав Государственной Думы просто обязан до истечения своих полномочий, т.е. до конца третьего квартала текущего года принять этот рамочный Закон, открывающий возможности для дальнейшей нормотворческой деятельности. А так же принять в самые короткие сроки поправку в Закон «О НКА», со словами «федеральные автономии» и «из федерального бюджета».
В немой позе стоят почти все народы, создавшие свои легитимные органы самоуправления. Общественные и государственные деятели мало что могут сообщить им о реальных перспективах национального развития российских этносов. Никто не может ясно сказать, какой из факторов играет решающую роль - глобализация, общественная активность народов или государственная политика в этнической сфере. Будто государственная власть задумалась - то ли спасать народы, позволяя им само развиваться, или, наоборот, «добивать» их, дожидаться их исчезновения. К чему это приведет? Татары, как и другие народы России, вряд ли уйдут с мировой истории по-английски, не попрощавшись и безропотно. Допускаю, что предстоит длительный процесс агонии, сопровождаемый негативными явлениями.
Боюсь, что под катком глобализации окажутся языки и культуры всех народов России, включая русский. Оценивая неадекватное отношение к решению этнических проблем, сохранению идентичности и самобытности российских этносов, нетрудно предсказать реакцию отвергнутых или забытых народов: синдрома безразличия и нелюбви к своему государству. А это страшная угроза для безопасности страны.
Партнеры и соратники
...Есть татарские НКА, которые, полагаясь на себя, находят ресурсы, используют общественную инициативу, конструктивно сотрудничают с органами региональной власти и местного самоуправления, решая этнокультурные проблемы.
На наших заседаниях и в текущей жизни часто затрагивается тема использования этнокультурного фактора в интересах бизнеса отдельных предпринимателей и поддержки татарской культуры, образования за счет татарских бизнесменов. Многие предприниматели, руководители РНКАТ вложили большие средства на этнокультурное развитие нашего народа. Спасибо им!
Иногда говорят, что Закон об НКА не работает. Это неправда. Закон служит тем, кто добивается его исполнения. Его наращивание, укрепление, усиление, закрепление другими законами, нормативными актами — это уже задача заинтересованных сторон, всей общественности и народа. Отсутствие или недостатки в необходимых правилах наносят ущерб.
Конструктивное взаимодействие с федеральными учреждениями возможно и реально. Об этом свидетельствует оперативный выпуск второго, исправленного издания учебника отечественной истории для II класса общеобразовательных школ издательством «Русское слово». Редакционный Совет под руководством Н.В.Загладина не только в считанные месяцы внес поправки, представленные Советом ФНКАТ, но и включил в свой состав председателя Совета ФНКАТ наряду с крупными учеными, педагогами и государственными деятелями, каким является губернатор Орловской области Егор Строев. И теперь мне как руководителю федеральной татарской НКА уже представляются на экспертизу учебники истории 9 и 7 классов. Это еще одно свидетельство тому, что все зависит от конструктивности и компетентности деятелей НКА и работников госаппарата, гуманитарных учреждений.
Совет ФНКА татар на своем заседании, состоявшемся в Уфе в апреле 2006 года, утвердил проект разграничения функций и полномочий органов государственной власти, местного самоуправления, федеральной и региональных НКА и иных общественных объединений. Вместе с тем до сих пор не заключены соглашения, договора о разграничении обязанностей между различными татарскими общественными организациями, органами власти и различных уровней.
Об индикаторах и критериях этнокультурного развития
Пришла пора подумать об эффективности мероприятий. Концерты, фестивали, конкурсы, юбилейные вечера - не самоцель, а средство формирования и сохранения национального самосознания, позиционирования татарской общины на данной территории как части единого татарского народа с его богатой культурой, многовековой историей.
Каковы критерии, конкретные показатели национально-культурного развития? Думается, состояние национальной жизни измеряется не только количеством проведенных культурно- массовых мероприятий, благодарственных писем, публикаций и теле-радиопередач, рассказывающих об успехах татарских общин.
НКА татар вполне способны ввести в практику методику и технологию мониторинга и учета комплексной работы, выполняемой как государственными, так и общественными, творческими организациями.
В частности, индикаторами состояния этнокультурного развития стоило бы взять такие конкретные показатели, как количество владеющих родным языком, знающих историю, культуру родного народа или знающих недостаточно. Количество книг в библиотеках, число постоянных читателей, количество проводимых вечеров, концертов, число зрителей и выступающих со сцены участников самодеятельного творчества, а также суммы, потраченные на национальную литературу, посещение спектаклей и т.д., а также количество учеников татар по классам, школам, степень их охваченности национальным образованием. Особенно важным показателем является степень приобщенности татарских семей к национальным традициям и образу жизни. Тиражи национальных изданий, рейтинги теле-радио передач национальных каналов, в частности в тех или иных населенных пунктах, регионах, с максимальной точностью позволяют определить степень этничности.
На общероссийском уровне очень сложно составить смету расходов 5,5 миллионов татар. Зато совсем не трудно посчитать расходы на удовлетворение этнокультурных потребностей из кармана отдельного человека. А так же из бюджета села, микрорайона, культурно - просветительских учреждений, учебных заведений. Мы должны уже сейчас научиться формировать минимальную потребительную корзину этнокультурных услуг и товаров и разграничить затраты на уровне населенного пункта, района, города, субъекта РФ. Каков бюджет этнокультурного развития татар населенного пункта, района, города, области? Без ответа на этот вопрос, а также достаточной компетентности, профессионализма татарские НКА не смогут разработать региональную, тем более - федеральную программу развития татар.
Об информационном обеспечении
Татарские СМИ всегда играли роль экстерриториальной системы информации. Журналы «Казан утлары», «Соембике», «Татарстан», «Идель», «Майдан» продолжают традиции национальной прессы начала XX века. Всем известны крупные издания «Ватаным Татарстан», «Татарстан яшьлэре». Газеты «Татар иле» - «Татарские края», «Мэдэни жомга», специализирующиеся исключительно на этнокультурных проблемах татар Российской Федерации, заслуживают поддержкой распространения в регионах страны, тесного взаимодействия с ФНКАТ и РНКАТ.
Материалы нашей конференции и предварительные тезисы этого доклада в эти минуты должны появиться в Интернете по адресу NKA.TATARLAR.RU. Надеемся, что общественные инициативы интернетчиков в союзе с государственными Интернет ресурсами www.Intertat.ru и www.Tatar-inform помогут российским татарам создавать единое культурно-просветительское пространство и стройную систему национально-культурных автономий татар РФ.
О федеральном телеканале для татар
Нам не надо ждать создания федерального теле-радиоканала для российских народов, вещающего на национальных языках, о чем говорится на всех наших форумах и съездах. Рыночная экономика и диктат рекламного бизнеса, принципы финансирования национальных СМИ, культуры и образования лишают всех нас многих иллюзий. Надо самим развивать свои СМИ или интегрироваться в общую систему информации, влияющую на национальное образование и культуру.
Канал «Новый век» может и должен выполнять функцию общероссийского татарского теле-радиоканала. Реклама канала, распространение спутниковых тарелок, подключение местных операторов могут затянуться на десятилетия. Современный эфир слабых конкурентов не терпит. Особенно тех, кто не имеет собственных идеалов и задач. Облик и потенциал Татарстана, историческая судьба и культура татарского народа, общественная жизнь татарских общин, участие наших соотечественников в социально-экономических, научно-культурных и политических сферах - ради этого создан телеканал. Я не вижу смысла скрывать эту истину - правду татарской жизни, которая сама по себе помогает формированию национального самосознания современных татар.
Наиболее трудной остается проблема содержания, конкурентоспособности национальных СМИ, особенно канала «Новый век». Как уже было сказано, трудно понять, чего добивается наше спутниковое телевидение, знают ли журналисты свою цель, главную задачу. А она ясна и выполнима - формирование национального и исторического самосознания, укрепление этнической, общероссийской, культурно-языковой идентичности. Спутниковый телеканал российским татарам ни к чему, если он не раскрывает уникального, привлекательного облика Татарстана и татарского народа, если не служит инструментом «нациестроительства», средством формирования чувства достоинства и установок толерантности у всех татар.
Когда же на экране «Новый век» появится реклама товаров из регионов вещания — со всей России? Без этого не стоит говорить, что нас смотрит вся Россия. Без этого не будет самодостаточности канала. Творческими усилиями канала и рекламно-организационными мерами татарских общин, прежде всего НКА, надо привлечь миллионы зрителей. Российские татары способны сами покупать спутниковые антенны за 3-5 тысяч рублей, если информационный продукт, поставляемый каналом ТНВ, станет для них первейшей необходимостью.
Недавно российский футбольный союз и телеканал «НТВ плюс» предложили транслировать матчи чемпионата России по футболу по этому каналу. Кстати, именно данный спутниковый канал на тех же частотах ведет трансляцию передач ТНВ. Значит не такой уж это закрытый канал. Трансляция футбольных матчей по этому спутниковому каналу признана накладной и поэтому за болельщиков заступился Президент России. В то же время татары российских регионов с удовольствием бесплатно смотрят передачи ТНВ, настроив свои антенны на тот же спутник «НТВ плюс».
Канал ТНВ показывает национальную эстраду, рекламные акции некоторых национальных организаций. Но до сих пор его сотрудники не знали слово «ФНКАТ». Мы надеемся на их участие в становлении НКА татар России. Но только бесплатно, т.к. мы не собираемся покупать время, рекламировать себя. Мы же не сосиски производим, занимаемся тем же делом, для чего создан канал — консолидацией, просвещением и информационным обеспечением российских татар. Мы все можем и должны «расплачиваться», прежде всего, вниманием и активностью своих соотечественников, татар-телезрителей, слушателей, завсегдатаев концертов и спектаклей, татар-покупателей. Если же этого массового подъема татар нет, значит, зря мы живем и работаем. Все зависит от того, покажем ли мы себя зрелым информационно-культурным народом, сумеем ли сформулировать свои возможности, беды и проблемы в доступной форме.
О повышении эффективности затрат
Сегодня уже нельзя ограничиваться декларативным повтором расхожих истин о прошлых достижениях и потерях татарского народа, саморекламой и РК акциями отдельных лидеров национальных организаций. Этнокультурные процессы и проблемы татарских общин, последовательные и конструктивные действия Республики Татарстана и ее Президента, поиск диалога с властью регионов — все это способно захватывать умы, привлечь внимание и побудить российских татар к активным созидательным действиям. Именно этот пласт современной жизни нуждается в информационном обеспечении и не имеет его. На первый план выходит проблема повышения эффективности материально-финансовых затрат, вкладываемых на этнокультурное развитие. Коллегиальность, прозрачность планирования и исполнения проектов может помочь оптимизировать усилия культурно-образовательных структур и НКА и органов власти.
Советам региональных и федеральной НКАТ предстоит привести в порядок все свое «хозяйство», документацию, базу данных, так как при вхождении в программы требуется указать количество их участников. Не праздной остается проблема индивидуального членства в НКА татар. На всех направлениях работы мы сегодня должны подходить к оценке своей деятельности с точки зрения современных реалий и требований передового менеджмента, основанного на принципах науки, права и управления социальными процессами.
Конкретные предложения
1. Необходимо разработать, согласовать с заинтересованными сторонами и определить порядок распределения материальных ресурсов, книг, учебников, аудиовизуальной и иной этнокультурной продукции. Нужна координация маршрутов выступлений театров, концертных групп различных уровней и видов с тем, чтобы добиться равномерности и адекватности культурного обслуживания, методического обеспечения. Наряду с руководителями художественных коллективов, структур управления культуры, образования, СМИ в решении этих вопросов должны участвовать и Советы федеральной и региональных НКА.
2. Предлагаем учредить гранты Правительства РТ (и РФ тоже!) для лучших региональных и местных НКА, которые стали бы стимулом в активизации делового и культурного сотрудничества учреждений, предприятий Татарстана с российскими регионами. Просим Государственный Совет РТ при рассмотрении бюджета на следующий год заложить такие гранты как форму инновационной политики.
3. В каждом крупном регионе проживания татар, в каждом городе или районе татарская местная или региональная НКА может открыть кафе, магазин, торговый дом, культурно-просветительский центр - такую задачу необходимо ставить. Опыт Москвы, Ульяновской области, Мордовии и других регионов вполне реален, особенно при поддержке полномочных и торговых представителей Татарстана и крупных научно-культурных, коммерческих центров, имеющихся в распоряжении татарских бизнесменов.
4. Общими усилиями мы могли бы осилить народную стройку российского масштаба: строительство в Казани и некоторых других важных регионах «татарского дома» - гостиницы, торговой базы по реализации этнокультурной продукции с участием инвесторов, работающего на самоокупаемости.
5. Предлагаем организовать подготовку кадров (менеджеров, юристов, правозащитников) для этнокультурных организаций на курсах или факультетах академии и института госслужбы, в гуманитарно-педагогическом университете.
Вся деятельность татарских общин, прежде всего НКА российских татар направлена на формирование гражданского общества, сохранение самобытности, традиций, языка, культуры второго по количеству народа Российской Федерации. Вызов глобализации требует адекватного ответа.
24 марта 2007 года, г. Казань
Приложение[1]
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ
ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ
ТАТАР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ