Поведения и чувственной сферы
Стимулировать – значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.
Поощрение -это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью с закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности.
Требования к реализации и ограничения в использовании:
1. Необходимо учитывать психологический аспект поощрения, его последствия. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось не на стремлении получить одобрение или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива
3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому, сколько и за что
4. Поощрение требует индивидуального подхода
5. Используя поощрения, необходимо проявлять осторожность и чувство меры Ограничение в использовании:
Обучающихся нельзя хвалить за то, что даровано природой (ум, здоровье, красота и т.д.); за то, что достигнуто не своими усилиями, своим трудом; более двух раз за одно и то же достижение; в связи с жалостью; в связи с желанием понравиться.
Необходимо воздерживаться от поощрений там, где без них можно обойтись.
Наказание -это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Виды наказаний: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.
Отрицаемые педагогикой виды наказаний:
- словесные наказания (крики, ругань, оскорбления, угрозы).
- наказания, основанные на причинении боли,
- наказания лишением любви,
- наказание трудом.
Требования к реализации:
1. Использовать с особой осторожностью.
2. Справедливость и продуманность.
3. Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным.
4. Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.
5. Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте! Если наказание запоздало – лучше не наказывать.
6. Никакого унижения при наказании!
7. Если решение о наказании принято и озвучено – воспитанник должен быть наказан.
7. За наказанием всегда должно следовать прощение.
8. Наказание требует педагогического такта.
9. Не превращать наказание в орудие мести.
Ограничения в использовании:
Применять только тогда, когда воспитатель уверен в необходимости, справедливости и пользе наказания.
Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.
Не рекомендуется применять групповые наказания.
К методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.
Соревнование -это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими.
Соревнуясь между собой, школьники:
- быстро осваивают опыт общественного поведения;
- развивают физические, нравственные, эстетические качества;
- формируют качества конкурентоспособной личности;
- достигают определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретают новый социальный статус;
- стимулируют свою активность;
- формируют способность к самоактуализации (можно рассматривать как метод самовоспитания);
- учатся реализовать себя в различных видах деятельности.
Требования к реализации:
1. Соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей (оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, помочь завершить трудную работу, снять напряжение).
2. Соревнование должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.).
3. Открыто представлять детям критерии, ход и результаты соревнований.
4. Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели и задачи, условия проведения определяют сами ученики, они же подводят итоги и определяют победителей.
Ограничение в использовании:
нежелательно соревноваться по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»), запрещено соревнование по проявлению нравственных качеств.