Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся общего среднего образования

Учащийся по окончании уровня общего среднего образования должен:

- понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни; уметь распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

- владеть культурой позитивного общения и уметь применять ее на практике в повседневной жизни;

- уметь анализировать и критически оценивать свои взгляды и поступки, взгляды и поступки других людей; быть ответственным за собственные мысли, слова и действия;

- знать о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;

- уметь определять, распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в жизненных ситуациях и выражать свое отношение к ним;

- знать о важности сознательного выбора будущей профессии; уметь продуктивно организовать и использовать свое личное время с пользой для себя и общества;

- уметь строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде; уметь идентифицировать свой статус в группе, коллективе;

- осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

- уметь управлять своим поведением, физическим и психическим состоянием; уметь проявлять эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты; свободно выражать свои мысли и чувства;

- знать о важности гармоничных отношений с окружающим миром;

- уметь отстаивать свои принципы и убеждения;

- осознавать жизнь и здоровье как ценности; уметь определить пути своего дальнейшего физического и духовного развития; уметь на практике использовать знания о здоровом образе жизни, пользе оздоровительных методик, избегать курения, алкоголя, наркотиков;

- осознавать ценность позитивного общения в семье, нравственный долг перед родителями, воспитателями или опекунами, уметь проявлять любовь, уважение к ним, терпимость;

- уметь объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;

- уметь сопоставлять, анализировать, критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

- уметь свободно, аргументировано выражать и обосновывать свои взгляды и суждения; проявлять терпимость к мнениям, отличным от собственного мнения;

- уметь распознавать и оценивать отдельные проявления девиантного поведения, уметь сдерживать негативные побуждения, избегать и предотвращать ссоры, конфликты, разрешать их без причинения вреда другим людям;

- понимать значимость взаимопомощи для достижения определенного успеха; уметь оказывать посильную помощь и поддержку своим близким и друзьям;

- стремиться к осознанию гражданской принадлежности, проявлять уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов; иметь навыки практического служения обществу;

- уметь проявлять уважение и терпимость к представителям других национальностей и конфессий, независимо от их положения в обществе и личных качеств;

- уметь вести здоровый образ жизни; применять знания и умения для создания и поддержания условий здоровьесберегающей среды в классе, школе, дома;

- уметь творчески и продуктивно использовать информационные и коммуникационные технологии для самосовершенствования;

- уметь принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции;

- уметь оценивать конкретную ситуацию, уметь вести поиск решения разных вопросов; находить нестандартные решения в стандартных ситуациях.

Достижения учащихся со 2 по 11 классы в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия через самооценку и систему творческих заданий.

Достижения учащихся оцениваются по системе «зачет/незачет», итоговые оценки выставляются в аттестационных документах основного среднего и общего среднего образования.

Информация о достижениях учащихся в текущем учебном процессеи итоговые результаты после каждого учебного года накапливаются в портфолио.

9. Особенности организации образовательного процесса по предмету «Самопознанию»

9.1 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Для проведения занятий по самопознанию классы в количестве 25 человек и более делятся на подгруппы.

Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами с высшим или среднеспециальным образованием, которые в совершенстве владеют основами социальной педагогики и самопознания, современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учитель самопознания должен использовать на уроках разнообразные традиционные и нетрадиционные, интерактивные формы и методы обучения, чтобы способствовать раскрытию творческого потенциала личности, ее способностей и возможностей.

9.2 Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по предмету «Самопознание» в соответствии с установленными нормативами.

Для каждого уровня образования используется учебно-методический комплекс, состоящий из типовой программы, учебника, учебно-методического пособия, хрестоматии, тетради по самопознанию, наглядно-иллюстративных, дидактических, аудио- и видеоматериалов.

9.3 Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Реализация образовательного процесса по самопознанию осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета самопознания и обеспечивается необходимым учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями.

Для школьного кабинета самопознания устанавливается минимальный перечень учебного оборудования в соответствии с нормативным документом, утвержденным МОН РК. Он включает в себя наглядные пособия, учебное оборудование, мебель и технические средства обучения, обеспечивающие результативность образовательного процесса.

Оформление учебного кабинета «Самопознание» должно быть выполнено с учетом содержания предмета, призванного содействовать гармоничному становлению личности. Следует предусмотреть озеленение и предметы интерьера (ковер, мягкая мебель, светильники и др.) для создания благоприятного психологического климата, повышающего работоспособность и эмоциональный настрой учащихся и педагогов.

 

УДК 373.1.02:37.041(083.74) МКС 03.180

Ключевые слова: самореализация, самопознание, гуманизация образования, индивидуальность, личность, компетентность, нравственность, духовность, портфолио ученика, рефлексивность, самоопределение, нравственно-духовное образование, ценность.

 

Наши рекомендации