Работа специальной школы для детей-инвалидов
Автор – Марина Анатольевна Кориневская,
заместитель директора по учебной части негосударственной специальной школы «Светлячок»,
г. Клайпеда, Литва.
…Может ты, мой сын, и твои братья и сестры по недугу – зеркала, в которые нам больно смотреться? Не хочется смотреться: такие чистые вы зеркала. И вечная весна в ваших душах – это вызов осенней слякоти в наших душах. Истерзанных заботами, завистью, престижем…
Борис Кривошей. ПНИ на дороге в никуда
Самое главное, к чему я пришла за 17 лет работы в школе, это философское восприятие, осознание «особого» ребенка. Я поняла, что не болезнь тела как таковая делает ребенка инвалидом. Недуг не является неким грузом, который ребенок вынужден носить всю жизнь как непосильную ношу, его нужно учить жить со своим недугом. Самый верный путь – подходить к ребенку не с точки зрения его болезни, а с точки зрения его личности. Больной ребенок живет в другой культурной плоскости, со своим языком и своими обычаями. Его не нужно полностью интегрировать в свою культуру, и не нужно полностью оставлять в его собственной культуре. Надо постараться найти среднюю, посредническую культуру – своеобразный коридор, который позволит встретиться с ребенком на нейтральной территории и поделиться с ним всем, чем возможно. Мне никогда не хотелось плакать от жалости к этим детям, потому что это поверхностное внешнее ощущение. Если смотреть глубже, проникновеннее – в самую душу, – то можно почувствовать поток их внутреннего света, искренней радости и чистоты, которые омоют от всего суетного и заставят переосмыслить все свои жизненные ценности. Когда-то я прочитала, что именно наши «особые» дети необходимы обществу, как озоновый слой, защищающий нас от прямого излучения солнца, потому что они и есть тот слой, что защищает нас от зла и ненависти. Спасая их, себя спасаем.
Лейтмотив мастер – класса:
В тебе живет Чудо, но ты не знаешь об этом. В тебе прячется Солнечный Лучик, но ты не видишь его. Мы освободим твой Свет и подарим тебе Чудо – тебя самого.
Философия школы «СВЕТЛЯЧОК»
Вкладываю в тебя, ребенок с недугом, всю свою:
ВЕРУ.Будучи взрослым человеком – учителем, воспитателем – основываясь на своей вере, говорю тебе: верю в тебя, твою личность, верю в тебя такого, какой ты есть. Верю, даже если не все в тебе приемлемо. Ты ценен для меня. Именно из-за моей веры в тебя и твоей веры в меня, мы – я и ты – стали значительными людьми, а жизнь приобрела смысл.
НАДЕЖДУ.Во мне есть нечто, что может быть полезно для тебя. В тебе, дитя, есть первоисточник жизни, который дает смысл твоему существованию и который поможет тебе выразить себя, опровергая любые прогнозы. У тебя интеллектуальные проблемы или синдром аутизма? Ты парализован? Сколько обличий, которые могут пугать, но которые не в состоянии скрыть дремлющее в тебе семя разумной жизни. Мы обязательно найдем его, если будем искать вместе.
ЛЮБОВЬ.Это внутреннее обязательство, которое я принимаю по отношению к тебе, и которое побуждает меня к действию. Сделаю ради тебя все, даже если это не оправдает моих ожиданий. Почему? Всем своим врожденным естеством говорю тебе: делаю так потому, что есть ты, есть я и есть Он, держащий нас – тебя и меня – в своих ладонях.
Необыкновенное ЧУДО
Девять месяцев родители ждут Чуда. И вот не успело взойти солнце рождения, как его закрыла грозовая туча отчаяния и разочарования – у ребенка синдром Дауна или церебральный паралич. Что это? – Чудище? Наказание господне? Нет! Это завуалированное Чудо – в него нужно поверить, суметь распознать, побороться за него, раскрыть его и помочь проявиться.
Почему мы все так любим сказки? Потому что, несмотря на все препятствия и трудности, в них всегда счастливый конец. А что нам мешает сказку сделать былью? В Клайпедской негосударственной специальной школе «Светлячок» мы уже 19-ый год живем в сказке «Аленький цветочек» – расколдовываем принцев и принцесс, скрытых под оболочкой изуродованного церебральным параличом физического тела, органического поражения мозга или аутистической эмоциональной отстраненностью.
Ребенок с ограниченными возможностями – не ошибка природы. Мы выбираем свою будущую жизнь тем, как поступаем в этой жизни – такова божественная закономерность, и все невыученные уроки рано или поздно нам придется учить заново. Поэтому иногда ребенок приходит в мир материи с недостаточно развитыми или поврежденными физическими и психическими инструментами познания этого мира, развития и совершенствования в нем. Но сердце ребенка бьется – значит, живой Дух сознания обитает в нем. Возможно, это состояние уснувшего под толщей снега цветка, или подземного озера, скрытого в глубокой темной пещере. Ребенок живет в своем изолированном внутреннем мире, как в аквариуме, душа его блуждает в потемках и нужна рука водящая, чтобы вывести ее в Свет. В этом призвание особого учителя для особых детей. Все его творчество проявляется в том, чтобы пробить эту скорлупу и дать возможность бессмертному Духу соприкоснуться с внешним миром, окунуться в окружающую его жизнь, полную красок и звуков, запахов и движений, человеческих чувств и отношений. Мы должны помочь таким детям творить себя – развивать способность быть понятым и понимать других.
Человеческие возможности,
конечно, не беспредельны,
но никто не знает, где их предел
Наши дети особенные во всех смыслах. Чем больше я узнаю их, тем больше мне кажется, что они объединяют в себе качества всех царств, эволюционирующих на Планете – минерального, растительного, животного, человеческого и ангельского. С человеческой точки зрения их замедленное развитие подобно росту камня, физиологические процессы подчас сродни инстинкту выживания у животных. Но реакция детей на свет и тепло человеческой души незамедлительно проявляется формой и ароматом цветения – кто-то капризен и прихотлив, как экзотическая орхидея, а кто-то щедр и жизнерадостен, как мак. Один настолько напуган и неуверен в себе, что защищается колючками, как кактус, а другой открыт и податлив, как простодушная ромашка. Иногда наступает момент, когда вы просто молчите, погруженные в свои тревоги и заботы, и вдруг ваш подопечный «цветок» потянется к вам своими лепестками, прореагирует так точно и так осознанно, что вы не сможете сдержать слез… Так умеют отдавать и дарить только Ангелы.
Каждый наш ребенок – особая загадка. Если вам интересно разгадывать ее, наблюдая за каждым жестом, за каждой реакцией ребенка, то вы попали в «Светлячок» неслучайно. Это начало начал.
У наших детей другие глаза, другой взгляд. Особый поворот головы, рисунок улыбки, непонятная мимика, странные жесты, еле заметный тремор рук[6], неподражаемая походка – вот язык их внутреннего состояния, которое наши дети не умеют вуалировать. Именно по этим внешним проявлениям мы легче понимаем и чувствуем их. Вот малыш повернул голову или просто направил взгляд, замер, прислушался – это он уловил дельфиньи голоса или шум прибоя, или звон колокольчиков (не зря вы выбрали именно этот диск!). А вот вздрогнул, нахмурился, сморщился – это кто-то громко хлопнул в ладоши или вскрикнул (значит, слуховое восприятие особенно обострено!). Вот протянул руку, настойчиво вытягивает пальчик, кряхтит, причмокивает – просит пить. Нужно воспользоваться этим умением, поощряя ребенка выражать и другие просьбы. Так постепенно закладывается азбука общения, понятная только им двоим – учителю и ученику. В «Светлячке» часто можно услышать: «Мы сегодня не выспались, мы не в духе, мы проголодались, у нас сегодня полнолуние, мы сегодня очень активные, веселые…» Значит, взрослый примеривает на себя состояние своего подопечного и лучше понимает, что в данный момент ему нужно больше всего. Именно это желание помочь, заинтересовать, застимулировать проблески развития ребенка помогают каждому учителю подбирать свои ключи – лучики Света.
С чего начинать?
Привели в школу новенького мальчика с синдромом Дауна. Ходить начал в 3 года, разговаривать не умеет, на свое имя не откликается, с игрушками не играет, внимание ни на чем не фиксирует, не подражает, а значит, не перенимает опыт, то есть, не обучается. Раньше на таких детей приклеивали ярлык «необучаемых». И, действительно, первое впечатление от взаимодействия с ними – «полное отсутствие всякого присутствия». Это тяжелый случай, но не самый – ребенок двигается, ходит, работает руками, издает голосом какие-то звуки. Для нас это очень много, потому что есть за что зацепиться, от чего оттолкнуться. За стол, конечно, не усадишь, у доски с указкой перед ним не встанешь, внимание дольше, чем на 2 минуты не задержишь, хоть на голову встань. Что же делать, с чего начинать?
Размышляя над формой уроков в начальных классах для детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, мы понимали, что для них неприемлема академическая форма урока по отдельным предметам. И решили каждый день проводить комплексные уроки, объединяя сенсомоторные, познавательные и коммуникативные задачи. Важно пробиться к детям, застимулировать их, дать проявиться в ответ на Красоту – красоту слова в народной сказке, потешке, песенке, красоту музыки, пластики. Во всем этом есть гармония, и дети откликаются на нее, ведь гармония – естественное состояние человеческого Духа. Неважно, что сначала кажется, будто новичок Эдвинас ни на что не реагирует, и все попытки бесполезны. Можно было бы оставить его сидеть в углу, мычать, трясти руками. Но здесь срабатывает наше видение – каким мы видим образ ребенка, такой и будем вылепливать. А «дауняшки» очень податливый и благодарный материал для лепки, и чем раньше начать, тем лучше.
Поэтому в таких классах каждый день инсценизации: если тема «Осень», то на шторах тучки с дождевыми капельками, и наготове разноцветные зонтики, под которые все дружно спрячутся под стихотворение об осени и дождике. А потом все отправятся в осенний лес по узенькой или широкой дорожке, собирая по пути красные листья в красную корзинку, а желтые в желтую. Заиграла музыка, и все закружились с листочками, полетели с ветром и «упали» на землю. А в лесу деревья – вот много, а вот одно. Вот высокое, а вот низкое. А под высоким деревом кто спрятался? Зайчик? А как он прыгает? А где ушки? Кто еще в лесу живет? И ребята подражают лисичке и медведю, примеряя маски, играют в подвижные игры со стихами, танцуют, хлопают, поют. И параллельно находят, сравнивают, выбирают, сортируют, показывают, называют, считают – у кого что получается. А, значит, развивают память, речь, мышление.
Дети в классах разные: например, из 5-6 детей только один или два говорящие, способные ответить на вопросы, повторить фразу. Кто-то не говорит, но понимает – покажет жестом, выполнит инструкцию. А кто-то еще ничего не понимает, но он всегда вместе со всеми и ему также обязательно задают вопросы в ходе урока, его же рукой покажут предмет или дадут в руки, ответят за него и тут же похвалят: молодец, Эдвинас, правильно – это зайчик. И так десятки раз, пока, в конце концов, чаша весов не перевешивает и не срабатывает эффект «сотой обезьяны» – вдруг однажды ребенок самостоятельно делает правильный жест, указывая на названный предмет, потом подает его, потом начинает выполнять какие-то действия. Вот оно! Значит, процесс пошел! Это всегда большое событие, о котором знают все, потому что по пути на обед, в музыкальный класс или спортивный зал, учитель обязательно похвалит ребенка каждому встречному. Эдвинас буквально становится героем дня!
Он еще не понимает, что именно так развеселило нас всех, но ему явно нравится быть в центре активного внимания. Веселье, особенно всеобщее, очень заразительно! Это наш негласный светлячковский закон, наш образ жизни. Атмосфера радости во время урока захлестывает всех, дети просто упиваются положительными эмоциями. Они входят в роль моментально, искренне, естественно, как в жизнь. А самый главный стимул – радость и восторг учителя. Если он, нахваливая своего ученика, смеется, гладит по голове, прижимает к себе, обнимает, то ребенок раскрывается как цветок. Отныне он буквально смотрит учителю в рот, улавливая его настроение, эмоции. Вот так налаживается контакт с самыми неконтактными и «необучаемыми», и начинается осмысленное общение. Ребенок чувствует, что его стали понимать, он заинтересован, он ждет позитивной реакции, он тянется за другими детьми, начинает подражать, а, следовательно, обучаться. С этого начинается активное погружение в социальную жизнь: сначала опосредованное, неосознанное, потом все более сознательное. Ребенок задействован всегда во всей жизни класса, неважно, как глубоко нарушение его развития. Он вовлечен в жизнь на все 100 %, к нему обращаются наравне с другими, ему объясняют, помогают – так постепенно закладывается модель адекватного реагирования, социального поведения. А развитие всех функций заметно ускоряется.
Светлые острова находок в океане творчества
В работе с детьми с детским церебральным параличом и аутизмом нам очень помогают музыкальная и художественная терапии. А дети с синдромом Дауна более всего восприимчивы к жанру музыкальной сказки. Поэтому в «Светлячке» они раскрывают свой потенциал именно через драматическое творчество.
Мы не натаскиваем детей на определенный сюжет и роли, наоборот – саму сказку адаптируем под конкретных детей. Поэтому в школе сформировался свой собственный народно-светлячковский жанр музыкальных спектаклей. Это чем-то похоже на метод Юрия Куклачева: подметить сильную сторону, особенность ребенка и именно ее задействовать в театральной сценке. Если ребенок только манипулирует предметами, перебирает бусы, например, то именно это он и будет делать в своем сольном выходе – такую роль ему сочинят. Любимое занятие Ильи – забрасывать на люстру все, что под руку попадется. Делает он это просто виртуозно, да и ловит предметы умело, если они на люстре не задержались. Поэтому и созрела идея сделать цирковое представление, в котором Илюша безупречно исполнил роль жонглера. А в сказке о трех медведях появляется озорная девочка Ричолина, потому что исполнительница роли Эвелина как нельзя лучше подходит именно под этот типаж, а на милую скромницу Машу совсем не похожа.
В спектакле сначала все выстраивается на активной роли взрослых: учитель сам читает текст, детей выводят за руку, направляют, дают предметы в руки. Ребенок самостоятельно выполняет лишь какие-то элементарные движения или действия. Постепенно их роли расширяются, становятся все более самостоятельными. И, наконец, заключительная стадия: учитель только читает текст, а дети, слушая его, все выполняют сами.
Основная нагрузка, безусловно, ложится на говорящих детей. Мы включаем в спектакли игру на музыкальных инструментах – дети с синдромом Дауна обожают музицировать и это у них хорошо получается. На уроках музыки дети многократно проигрывают музыкальные сценки, запоминают движения, их очередность, свое место и положение в общем танце. Более активный ребенок в паре всегда ведущий, он первым возьмет партнера за руки, направит в нужную сторону, выведет в круг. Вот так и вырастает чудо: то, что примитивно для уровня обычных здоровых детей – для наших «светлячков» просто взлет и победа. Они упиваются аплодисментами, радуются безмерно своему успеху. Эвелина за месяц до праздника каждый день всем с гордостью объявляет, что будет в сказке лисичкой. Это ее очередная ступенька на лестнице достижений, способ ее развития.
Что же мы имеем в итоге? Дети становятся все ближе к нам. Вернее, мы сумели настолько приблизиться к их внутреннему миру, что приоткрыли для них завесу в мир внешний – их все больше начинают понимать окружающие, а сами дети все больше ориентируются во внешнем мире, научаются выражать свои мысли и желания. Они делают все больше успехов в развитии речи, в познавании мира, начинают повторять слова, запоминают и узнают буквы, цифры, геометрические фигуры. Все лучше ориентируются в пространстве, сравнивают предметы, группируют и классифицируют их. То есть, развиваются интеллектуально. И это следствие и результат длительного, порой многолетнего проживания в волшебной атмосфере ежедневной сказки, которая незаметно становится былью: гадкий утенок расправляет лебединые крылья, Щелкунчик преображается в Принца, а плотно закрытый бутончик раскрывается такой крохотной, но такой очаровательной Дюймовочкой.
Если вы создаете условия для полноценной жизни детей с недугом и наполняете ее многоцветной палитрой впечатлений, эмоций, переживаний, осмыслений – их лица светятся осознанностью, отражая настроение и состояние внутреннего мира. А если ребята начинают раскрывать себя в рисунках и стихах, то мы просто празднуем победу и делимся радостью со всеми, организовывая выставки работ наших учеников в детских библиотеках и даже в городской картинной галерее.
Мы не загружаем наших старших учеников монотонно-скучным трудом, подобным склеиванию бумажных коробочек. В мастерских «Светлячка» расцветает настоящая красота интересных современных технологий, которые дают простор творческой фантазии и радуют глаз. Ребята расписывают стекло, делают украшения из кожи и шерсти, реставрируют мебель с помощью техники декупажа, занимаются флористикой. В школе есть ткацкие станки, керамическая мастерская и кабинет кулинарии с самой разнообразной бытовой техникой. Как приятно шинковать капусту и морковь, чистить и нарезать яблоки для школьной столовой, осознавая, что без твоей помощи повар не сварит суп или компот. А еще приятнее угостить всех детей свежевыжатым соком и испеченным сладким хлебом с орехами и сухофруктами – такого они нигде не пробовали!
Волшебником быть – просто!
Какое счастье, когда у детей появляются мечты. Значит, развивается их внутренний мир, воображение, фантазия. А у нас появляется исключительная возможность сделать их жизнь, во многих смыслах ограниченную, более яркой и светлой. Совсем нетрудно по просьбе Артурика найти в интернете сайт его любимого певца Витаса и переслать ему коротенькое письмо Артура. И от себя приписать: «Пожалуйста, Витас, напишите хоть пару слов и Артурик горы свернет, ведь он такой сильный духом мальчик!» А потом на празднике при всех зачитать ответ Витаса: «Дорогой Артур! Я лично обещаю тебе, что ты будешь сидеть в первом ряду (с кем захочешь), на моем концерте, когда я приеду в Клайпеду. Отличное настроение гарантирую!» Трудно переоценить значение таких моментов-взлетов для детского самоуважения, осознания собственной полноценности и значимости.
Для нашего Костика самым любимым занятием всегда было отбивание резинового мяча, особенно от мокрой поверхности, чтобы брызги летели в разные стороны. На день рождения и Новый год Костя ждал в подарок только мяч, все остальное его разочаровывало. Но то, что выглядит невинным развлечением в 6 лет, в 20 уже смущает, даже если у ребенка синдром аутизма со сложным нарушением интеллектуального развития. Чем же еще заинтересовать, увлечь Костю? Мы заметили, что Костя часто просит сфотографировать его с теми учителями и другими школьными работниками, к которым он особенно привязан, а потом с нетерпением ждет фотографий. Мама купила ему фотоаппарат и мы объявили Костю нашим внештатным фотокорреспондентом. Сейчас Костя с фотоаппаратом не расстается и фотографирует все, что ему хочется. Потом вместе с ним учитель обрабатывает особо удачные фотографии на компьютере, подбирает художественные рамки. Название к получившимся фото-картинам Костя подбирает сам. В прошлом году в школе состоялось открытие первой авторской выставки нашего ученика. Объявление о ней красовалось на самом видном месте, все классы и работники «Светлячка» получили приглашения. В назначенный час мы собрались в зале и под звуки мелодии «Ах, вернисаж!» торжественно сняли шелковую драпировку с Костиных работ. Зал наполнился аплодисментами, возгласами удивления и восхищения. Взволнованный Костя смущен и счастлив – его все хвалят и даже просят автограф, пишут отзывы в специальном альбоме. А мама с букетом цветов не может скрыть слез радости и гордости за своего, ставшего по-настоящему взрослым, сына.
Самые неповторимые чудеса происходят на выпускных балах. В школе бывает только один-два выпускника в год, но для них готовится грандиозный праздник. Для учителей это настоящий экзамен на волшебников, который они ежегодно сдают с блеском, удивляя всех приготовленными сюрпризами. А цель сюрприза одна – воплотить детскую мечту.
Наш Дейвидас последние пять лет просто бредил мотоциклами – о них все разговоры, фантазии, фотографии в журналах. И когда в конце его выпускного вечера к выходу из зала с ревом подъехал шикарный мотоцикл с водителем в черном кожаном облачении, все ахнули. У ошарашенного Дейвидаса от изумления просто подкосились и без того слабые ноги (у мальчика церебральный паралич), пока ему надевали шлем и водружали на заднее сидение мотоцикла. Восторженными аплодисментами мы проводили Дейвидаса в первое путешествие на его детской мечте. И пусть это был всего лишь круг почета вокруг школы, но он был!
А красавиц Ингриду и Эдиту, которые никогда не будут невестами, на выпускной бал учителя-чудотворцы одели в настоящие свадебные платья и туфли, сделали прически и макияж (для родителей это тоже был сюрприз!). Мальчики во фраках из городской хореографической студии вывели наших принцесс в центр зала и станцевали с ними первый, а возможно последний в их жизни вальс. И все мы плакали, с замиранием сердца наблюдая за трепетным волнением в глазах Ингриды, счастливой улыбкой на губах Эдиты, вспоминая, какими неуверенными и напуганными шестилетними малышками пришли эти девочки в «Светлячок». А сейчас они в центре внимания, восхищения, восторга – самые милые, красивые, прелестные королевы бала! И это навсегда останется в их сердце морем света. Разве это не Чудо?
И в ответ дети дарят нам целый океан любви, как это сделал Игорек – мальчик с аутизмом, который своим поведением не раз ставил учителя в тупик, доводя порой до слез отчаяния. Однажды мы сидели в кругу и играли в игру «Я дарю тебе…». Когда очередь дошла до Игоря, он спросил:
– А можно не по очереди?
– Можно, Игорек.
И тогда мальчик обратился к своей учительнице, сидевшей напротив:
– Лена Леонидовна, я дарю Вам рай!
Литература
1. Зиневич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
2. Кривошей Б. ПНИ на дороге в никуда. – Мн.: БелАПДИ, 1999.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
4. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
5. Traberas Žanas. “Jis mane paėmė už rankos ir…” (Трабер Жан. «Он взял меня за руку и…»). – Vilnius: “Viltis”, 1997.
6. Чопра Д. Семь духовных законов для родителей. – М.: София, 2007.
7. Этюды абилитационной педагогики: из опыта «Школы Бороздина». – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бороздин,_Алексей_Иванович.
Отзыв