Тема 2. Местожительства и социально-педагогические движения (история развития).
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования»
( Социально-педагогические основы работы по месту жительства)
для специальности / специализации:
1-03 04 02 02 | «Социальная педагогика. Практическая психология» |
1-03 04 01 02 | «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях». |
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
протокол № 13 от «23» мая 2012 г.
Минск 2012
Пояснительная записка
Главное предназначение учебного курса «Основы работы социального педагога по месту жительства» - практическая подготовка социального педагога как профессионала, способного творчески, на уровне профессионального мастерства реализовать свои знания, умения и навыки в социально-педагогической работе с детьми и подростками по месту жительства.
Учебный курс имеет внутренние взаимосвязи с другими дисциплинами учебного плана по подготовке социальных педагогов. Программа базируется также на изученном и в определенной мере осмысленном социально-педагогическом опыте работы с детьми и подростками по месту жительства.
В содержании курса, в логической последовательности изложены ведущие идеи курса, которые дают целостное представление о социально-педагогической работе социального педагога по месту жительства. Решение вопроса о том, как раскрыть студентам ту или иную тему, зависит от творчества и мастерства преподавателя. Занятия со студентами должны строиться на основе глубокого «вживания» в окружающий социум, анализа конкретных социально-педагогических ситуаций, а также поисков механизмов адаптации, взаимодействия со средой.
В процессе изучения курса рекомендуется использовать такие формы обучения, как семинар-дискуссия, семинар-«круглый стол», организационно-деятельностная игра, защита проектов и т.д.
Изучение курса существенно для формирования у будущих социальных педагогов гуманистического мировоззрения, воспитания основ социальной активности, расширения их профессиональной активности, умения ориентироваться в сложных проблемах современной жизни. Освоение курса должно обеспечить возможность профессиональной работы социального педагога с детьми и подростками по месту жительства.
Цели курса:вооружить студентов специальными знаниями, умениями и навыками в области организации социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях, помочь каждому студенту осознать её роль как важного общественного явления, приучить его к анализу практического опыта и поиску инновационных решений, к самостоятельной работе, предоставить возможность каждому студенту выбрать свой вариант самореализации, самообразования, самоподготовки, открыть наиболее сильную сторону своей личности, своих способностей, чтобы реализовать их в своей будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
· подготовка студента, в зависимости от конкретной ситуации выступать в роли специалиста по психолого-педагогической реабилитации, адаптации личности к условиям окружающей среды;
· подготовка студента, способного выступать в роли воспитателя, организатора и координатора социально-значимой деятельности с детьми, подростками и их семьями по месту жительства;
· ознакомить студентов с социально-педагогическими основами глубокого “вживания” в окружающую среду, анализа конкретных социальных ситуаций, а также поисков механизмов взаимодействия со средой преобразования её;
· ориентация студентов на позицию активного созидания нового опыта решения социальных проблем в работе по месту жительства;
· содействие саморазвитию будущего социального педагога как личности, отработка вместе со студентами системы овладения знаниями, умениями и навыками.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
· социально-педагогические основы организации работы с детьми и подростками по месту жительства;
· влияние социокультурной среды на формирование и развитие личности ребенка в социуме;
· специфику и особенности местожительства как важной сферы жизнедеятельности детей, подростков и их семей;
· основные направления, содержание, формы и методы социально педагогической работы по месту жительства;
· основы взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов по месту жительства;
· современные подходы и технологии решения социально-педагогических проблем детей и подростков в социуме.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
· адекватно оценивать значимость социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства;
· осознавать себя как субъект социально-педагогической работы в современном социуме;
· внедрять теоретические знания в практику социально-педагогической работы в своей будущей профессиональной деятельности;
· прогнозировать и моделировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками по месту жительства;
· определить перспективу и технологию овладения профессиональным мастерством и индивидуальным творчеством;
· выбрать свой вариант самореализации, самообразования и самоподготовки, чтобы реализоваться в своей будущей профессиональной деятельности.
Перечень дисциплин, изучение которых необходимо студентам для усвоения данной дисциплины: педагогика, социальная педагогика, методика социальной работы, психология, педагогика семьи.
Тематический план курса «Социально-педагогические основы работы по месту жительства»
№ | Тема | Количество часов | |
Лекц. | Практ. | ||
1. | Местожительства как специфическая сфера микросреды ребенка и его влияние на развитие личности. Работа с детьми и подростками по месту жительства как социально-педагогическая проблема. | ||
2. | Место жительства и социально-педагогические движения (история развития). | ||
3. | Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками по месту жительства. | ||
4. | Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками. | ||
5. | Педагогизация социума и основы взаимодействия социальных институтов. | ||
6. | Школа – социально-педагогический центр работы по месту жительства. | ||
7. | Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения. | ||
8. | Влияние социокультурной среды на содержание социальной работы по месту жительства. | ||
9. | Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства. | _ | |
10. | Социально-педагогическая работа по месту жительства. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства. | ||
11. | Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства. | ||
Всего |
Содержание дисциплины
Тема 1. Местожительства как специфическая сфера микросреды ребёнка и его влияния на развитие личности. Работа с детьми и подростками по месту жительства как социально-педагогическая проблема.
Социум, его человеческая, природная, культурная, социально-экологическая наполненность. Развивающийся человек в меняющемся обществе. Микросреда и личность.
Местожительства как наиболее стабильная внешкольная сфера жизнедеятельности ребенка, часть микросреды, активно влияющая на формирование и развитие его личности.
Местожительства как сфера организации времени детей, подростков молодежи, развития их увлечений, интересов и потребностей.
Местожительства как семейно-бытовая микросреда жизнедеятельности семьи, сфера быта, основная часть досуга взрослых и детей.
Социализация личности ребёнка в условиях социокультурной среды обитания. Микрофакторы социализации. Интеграция влияния микрофакторов социализации как социально-педагогическая проблема.
Создание гуманных, комфортных условий в системе обучения, воспитания, жизненной сферы обитания ребенка.
Социально-педагогическая работа с детьми и подростками в Республике Беларусь и перспективы её развития. Социально-педагогические и правовые аспекты детства в Конвенции ООН и Законе Республики Беларусь «О правах ребенка».
Социально-экономические предпосылки возрастания актуальности проблемы «социум и дети» в современных условиях. Основные задачи социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства.
Социально-педагогические проблемы: специфика, уровни и способы решения. Понятие социально-педагогической проблемы и её истоки. Разрешение проблем как фактор социального развития. Характер отношения ребенка к проблемам и его учет в практике социально-педагогической работы.
Социальный портрет ребенка в современной социокультурной среде.
Работа с личностью и со средой ключевое умение социального педагога. Выбор приоритетов и выработка алгоритмов деятельности социального педагога по месту жительства.
Тема 2. Местожительства и социально-педагогические движения (история развития).
Социально-педагогическое движение – как социокультурное явление (основоположники социально-педагогических движений – Л. М. Зеленко, И. Н. Жуков, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, А. П. Гайдар, И. П. Иванов и др.). Местожительства –поле самореализации социально-педагогических движений.
Движение организаторов детских клубов и площадок первых лет XX века 1900-1910гг.
Движение организаторов скаутских отрядов 1905-1910гг.
· Движение организаторов пионерских клубов, отрядов, форпостов 20-х годов ХХ века (пионерское движение).
· Движение организаторов тимуровских команд конца 30-х – начала 40-х годов ХХ века (тимуровское движение).
· Движение организаторов коммунарских объединений конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века (коммунарское движение).
· Движение организаторов педагогических отрядов 70-х годов ХХ века (движение педотрядов).
· Движение общественности в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века в лице государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий.
Возрождение вышеперечисленных общественно-педагогических движений в современных условиях. Особенности социально-педагогических движений.