Открытое письмо агрессивных детей
Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:
1. Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).
2. Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а то мы будем защищаться).
3. Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а то ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
4. Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас обидеть (а то придется нам самим заняться этим).
5. Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).
6. Любите нас, ну, пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
7. Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие.
(Составители-воспитатели детских садов г. Санкт-Петербурга.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ (анкета для педагогов)
Я доволен, что работаю с детьми | Мне не всегда удается найти общий язык с детьми |
Я умею общаться с аутичными детьми | Педагогика — моя профессия |
Я люблю себя | Я хотел бы научиться работать с гиперактивными детьми |
Я хотел бы научиться работать с агрессивными детьми | Главное в моей жизни— это дети |
Я доволен, что у меня есть сын (дочь) | Я умею общаться с гиперактивными детьми |
Я хотел бы научиться работать с аутичными Детьми | Окружающие не разделяют моих взглядов на воспитание |
Мне часто бывает трудно найти выход из конфликта с ребенком | Дети хорошо меня понимают |
У меня есть ребенок | Мой ребенок очень тревожен |
У меня двое детей | У меня аутичный ребенок |
Для меня главное в жизни дети (ребенок) | Моему ребенку 1-3 года |
Моему ребенку 3-5 лет | У меня трое детей (четверо) |
Я хочу, чтобы мои дети были лучше всех | Я хочу узнать, кА общаться с детьми от 3-х до 7-и лет |
Мой ребенок часто бывает агрессивен | Мне трудно поныть моих детей (ребенка) |
У меня нет проблем в воспитании ребенка (детей) | Я хочу узнать, как общаться с подростками |
Моему ребенку 5-7 лет | Мой ребенок гиперактивен |
Мой ребенок-младший школьник | Мой ребенок-подросток |
Я умею общаться с гиперактивными детьми | Педагогика - мое призвание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
Поставьте любойзнак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.
Ребенок | Часто | Редко |
1. Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. Теряет контроль над собой | ||
3. Винит других в своих ошибках | ||
4. Завистлив, мстителен | ||
5. Сердится и отказывается что-либо сделать | ||
6. Специально раздражает людей | ||
7. Отказывается подчиняться правилам | ||
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их. |
Сосчитайте количество ответов «да».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Анкета «Признаки АГРЕССИВНОСТИ»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет»
Исследуемый ребенок | Да | нет |
1. Злой дух временами вселяется в него | ||
2. Он не может промолчать когда чем-то недоволен | ||
З. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7. Он не прочь подразнить животных | ||
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-топодшучивает над ним | ||
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
11. Часто не по возрасту ворчлив | ||
12.Воспринимает себя как самостоятельного и решительное | ||
13. Любит быть первым командовать, подчинять себе других | ||
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых 15. Легко ссорится, вступает в драку | ||
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19. Уверен, что любое задание выполнитьлучше других — |
Положительный ответ на каждое предложенное утверждении оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя — 7—14 баллов.
Низкая — 1—6 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
СКОРОГОВОРКИ
ПАЛКУ ТОЛКАЛ ЛАПКОЙ ПОЛКАН |
КУРЬЕРА КУРЬЕР ОБГОНЯЕТ В КАРЬЕР |
ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА |
У ОСЫ НЕТ УСЬ1, НЕ УСИЩИ,А УСИКИ |
НЕ ВСЯК УМЕН, КТО БОГАТО НАРЯЖЕН ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ |
НА ИВЕ ГАЛКА НА БЕРЕГУ ГАЛЬКА |
СЕН51 ВЕЗ ВОЗ СЕНА |
ХОРОШ ПИРОЖОК, ВНУТРИ ТВОРОЖОК |
ДО ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА — С ГОРЫ |
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ |
ВСЕ БОБРы ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ |
МАЛЕНЬКОЙ САНИ САНКИ ЕДУТ САМИ |
ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ |
ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ |
РЫБАК РЫБАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА |
ТРОЕ ТРУБАЧЕЙ ТРУБЯТ В ТРУБЫ |
ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИЛ, ДЕДА СТУКОМ РАЗБУДИЛ |
ПРОХОР И ПАХ6М ЕХАЛИ ВЕРХОМ |
ПЕТЯ ПИЛИЛ ПИЛОЙ ПЕНЬ |
НА СКАМЕЙКЕ У ДОМА ЦЁАЫЙ ДЕНЬ РЫДАЛА ТОМА |
В РОЩЕ ЩЕБЕЧУТ СТРИЖИ, ЧЕЧЕТКИ ЩЕГЛЬТ И ЧИЖИ |
БЕЖИТ ЛИСА ПО ШЕСТОЧКУ. ЛИЗНИ, ЛИСА, ПЕСОЧКУ |
НА КРЫШЕ У ШУРЫ ЖИЛ ЖУРАВЛЬ ЖУРА |
Приложение 11