Тема 5. Зарубежная школа и педагогика (XVII–XX вв.).
Цель изучения темы - сформировать у студентов системные научные представления о характерных чертах Средневековой школы и педагогики.
Задачи изучения темы:
1) определить значение деятельности Я.А. Коменского для возникновения и развития научной педагогики;
2) проанализировать тенденции развития западного образования в Новое время.
3) охарактеризовать педагогическую мысль Нового времени;
4) сформировать у студентов научные представления о «палитре» педагогических течений на Западе в XIX-XX вв.;
5) дать научную картину рождения и развития на Западе экспериментальной педагогики и школы.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Я.А. Коменский – основоположник научной педагогики. Исторические условия зарождения системы традиционного обучения.
Становление педагогической идеологии «века Просвещения».
Педагогические идеи Д. Локка, К.А. Гельвеция, Д. Дидро.
Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории свободного воспитания.
Тенденции и противоречия в развитии образования в XVII–XVIII вв.
Концепция развивающего обучения и педагогическая система И.Г. Песталоцци. Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта. Концепция природосообразного и культуросообразного воспитания Ф.А. Дистервега.
Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.
Разработка экспериментальной педагогики Э. Мейманом и В. Лаем.
Возникновение педологии. Идея педоцентризма в педагогике.
Реформатор педагогики Д. Дьюи, влияние его идей на теорию и практику образования XX века. Разработка модели «школы труда». Педагогические идеи Г. Кершенштейнера. Целостная система свободного воспитания детей М. Монтессори.
«Реформаторская педагогика» и движение «новых школ». «Школа Абботсхолм» С. Редди. «Школа де ла Рош» Э. Демолена. «Сельские воспитательные дома» Г. Литца. «Свободная сельская община» Г. Винекена. «Школа для жизни» О. Декроли. Вальдорфская школа Р. Штайнера. Международное бюро «новых школ А. Ферьера.
Тенденции и противоречия в развитии образования в XIX в.
Феноменологический, герменевтический и синергетический подходы. Актуализация гуманизации и культурологизации образования.
Тенденции и противоречия в развитии образования в XX в.
Методы:лекция.
Литература:1-3, 6, 11, 19, 24, 32, 33, 35, 36, 39, 45, 46, 48, 49, 51, 53-55, 58, 62, 64, 72, 73.
Вопросы для самопроверки:
1) Почему Я.А. Коменского можно считать основоположником педагогики как науки?
2) В чем заключаются ведущие идеи педагогической системы Я.А. Коменского?
3) Сформулируйте основные положения системы традиционного обучения.
4) Какие педагогические идеи мыслителей XVII-XVIII вв. являются достоянием современной теории образования?
5) Какие педагогические проблемы оказались приоритетными для теории и практики образования в XIX веке?
6) Какие типы средней школы получили развитие на Западе в XIX веке?
7) Почему в конце XIX - начале XX вв. усилились гуманистические тенденции в развитии педагогики?
8) Какие новые идеи и образцы практики принесла с собой «экспериментальная педагогика»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте на основе материала лекции и самостоятельного изучения первоисточников, основной и дополнительной литературы описание педагогических позиций Я.А. Коменского по следующему алгоритму (или составьте и заполните таблицу с соответствующими графами):
- Педагог и его работы,
- Эпоха,
- Мировоззрение,
- Цель воспитания,
- Факторы формирования личности
- Принцип природосообразности,
- Нравственное воспитание,
- Трудовое воспитание,
- Содержание образования,
- Принципы обучения,
- Формы обучения,
- Система образования и воспитания,
- Примечания
(составление подобного описания необходимо продолжить по ведущим персоналиям: Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В.А. Дистервег, Р. Оуэн, Г. Спенсер, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Проблемы современной школы в контексте диалога с педагогическими идеями Я.А. Коменского (варианты: Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гербарта, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега)».