Повторение основных аспектов разрешения конфликтов
Упражнение "Потерпевшие кораблекрушение"
I. Участники тренинга получают задание. Первая часть упражнения - самостоятельная работа участников тренинга.
II. Все участники тренинга проводят переговоры по согласованию общей позиции. Общие переговоры длятся не более 15 мин.
III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:
- Какова эффективность переговоров?
- Какие негативные моменты Вы можете отметить?
- Что было необходимо для повышения уровня ведения переговоров?
Подведение итогов: Что нового и полезного Вы получили в ходе тренинга?
Пример подробного содержания отдельных тем тренинга навыков эффективного общения для учащихся
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ
Тема 1. Формирование позиции взаимодействия на занятиях
Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы. Понятие психологических защитных механизмов. Сложность структуры личности человека. Выделение сферы сознания и подсознания. Влияние бессознательного на общение. Мифы и реальность психологической практики. Описание области коллективной работы группы. Предложение правил работы и самоопределения. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения. (Хрестоматия, стр. 3—6, 35—41)
Тема 2. Межличностное взаимодействие
Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих общению в группе. Формулирование правил работы. Заключение психологического контракта (на совместную работу). Тренинг сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении.
Примечание: Отработка правил взаимодействия в группе проводится на всех последующих занятиях ситуативно. (Хрестоматия, стр. 12—14)
Тема 3. Рефлексия
Введение в тему. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознавание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ. Примечание: Эта тема является „сквозной». Еe дальнейшая проработка — необходимая часть всех последующих занятий. (Хрестоматия, стр. 42—43)
Раздел 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
Тема 1. Пространство и его организация в межличностном общении
Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении. (Хрестоматия, стр. 25—28)
Тема 2. Эмоции и чувства
Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявления проблемы „суженного» опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека. (Хрестоматия, стр. 8—11, 21—25)
Тема 3. Самопощь в ситуациях эмоционального дискомфорта
Противоречивые, сложные чувства как выражение внутриличностного конфликта, их драматизация как средство самопомощи. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы „выхода» из деструктивных состояний. Специфика ситуаций расставаний и потерь. Специфика ситуаций повышенной значимости (угрозы базовым ценностям). Смена образа жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности. (Хрестоматия, стр. 118—123, 136—139)