Словесные методы обучения природоведению
Слово учителя всегда имеет основополагающее значение и играет ведущую роль в учебно-воспитательной работе. Профессиональная речь учителя выполняет функции организационные, познавательные, воспитательные и развивающие. Словесные методы включают в себя не только слово и речь учителя, но слово и речь школьника, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой. Например, беседа — это диалог учителя с учащимися. Рассказ может быть как учителя, так и учащегося. Словесные методы применяются с целью развития познавательной активности и логического мышления школьников и усвоения ими готовой информации, излагаемой учителем. При помощи слова создаются и реализуются проблемные ситуации на уроках.
Словесные методы применяются тогда, когда необходимо описать словом картину или процесс и при этом вызвать у детей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда на
9:5
I
уроке или другой форме занятий мало времени, а необходимо изложить большой объем материала на высоком научном уровне, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. При подготовке к уроку учитель отбирает нужный ему материал и определяет, как при помощи слова донести его содержание до учащихся, что'необходимо применить, чтобы обеспечить внимательное слушание.
Словесные методы имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Живое, образное, эмоциональное и яркое слово учителя просто необходимо и незаменимо для изучения природоведения. В процессе практической работы или при применении демонстрационных методов усвоение знаний может быть неполным, учащиеся могут запомнить неглавные моменты из изучаемого материала — с помощью слова учитель может скорректировать и направить внимание детей.
Основной сложностью при применении словесных методов является организация учащихся. Внимание детей I—IV классов наиболее эффективно в течение 3—5 мин, а затем оно ослабевает и понемногу рассеивается. Поэтому следует заранее готовить к уроку соответствующие наглядные пособия и продумывать методические приемы, активизирующие познавательные возможности учащихся.
Например, на уроке в IV классе по теме «Вода и ее свойства» учитель с помощью беседы подводит учащихся к проведению опытов. После определения задач урока ставятся следующие вопросы: имеет ли вода вкус? Как изменяется вкус воды, если положить в нее сахар? соль? Все ли вещества растворяются в воде? Для ответа на последний вопрос необходимо провести опыты, выясняющие, что вода — растворитель и что в воде растворяются не все вещества. Опытным путем учащиеся доказывают свойства воды как растворителя (в воде свободно растворяются соль и сахар), при их растворении не меняется цвет воды. При погружении в воду других веществ (уголь, песок, мел) растворения не происходит. Возникает проблемная ситуация. Учитель путем проблемного изложения знаний подводит учащихся к ответу.
Беседа — это метод обучения, представляющий собой, диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану.
Беседа в обучении младших школьников применяется "очень широко. Руководящая и направляющая роль в беседе принадлежит учителю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления школьников, учитель реализует поставленные задачи. Например, постановка соответствующего вопроса перед учащимися заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отобрать нужное и подготовить ответ; если при этом демонстрируются наглядные пособия, то
их необходимо рассмотреть, проанализировать и в них найти ответ на поставленный вопрос.
Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, поэтому учителю необходимо к ней тщательно и всесторонне готовиться. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у школьников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными; чаще всего это знания за предыдущий класс, из предыдущей темы или знания, полученные из других источников: книг, кино, экскурсий, рассказа родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования природоведческих понятий.
Чаще всего беседы проводятся по ранее изученному материалу. Основная цель такой беседы — закрепление и систематизация знаний. На более высокий познавательный уровень беседа поднимется тогда, когда на вопрос учителя учащиеся будут отвечать не просто, вспомнив им известное, а, показав новые связи между объектами и процессами, преподнесут эти знания на совершенно новом уровне. При проведении такой беседы учитель ставит перед школьниками проблемные вопросы, требующие от них выполнения мыслительных операций: сравнения, сопоставления, применения имеющихся знаний, связи их с новыми.
Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание учащихся периодически переключается. В процессе такого живого активного общения учителя с учащимися он может сразу же получать обратную информацию.
Беседа как метод обучения имеет и свои недостатки. Вопросно-ответная форма изучения дает дробные знания. Правильно поставленный вопрос учителя требует, чтобы учащийся отвечал не одной фразой, а давал развернутый ответ. Если такого ответа нет, то у школьников не вырабатывается умение излагать мысли связно, последовательно, логично и, следовательно, не формируются целостные предметные знания.
Поэтому беседу следует строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями. Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль учащихся, заставляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у школьников интерес. Вопросы для учащихся начальных классов должны быть конкретными, четкими, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала.
Одним из важнейших педагогических требований, предъявляемых к беседе, является соблюдение правил постановки вопросов. Вопрос задается всему классу, затем учитель делает
7 Заказ 5300
паузу, сосредоточивает внимание школьников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ученика. Разумеется, далеко не всегда учитель получает полный ответ, поэтому.для дополнения учитель вызывает других учащихся. Если же возникают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.
В 1—II классах ставятся в основном краткие и простые вопросы; поэтому проводятся беседы о том, что дети видели и делали сами. В III—IV классах вопросы к беседам формулируются так, чтобы школьники отвечали не одной фразой, а могли построить краткий рассказ или дать подробное объяснение. Поэтому следует ставить вопросы, раскрывающие причинно-следственные связи явления на примере одного или нескольких живых организмов и их взаимосвязи со средой, вопросы, требующие рассказа о строении или устройстве приборов, оборудования и т. д. При подготовке вопросов к беседе следует учитывать, как будет обеспечиваться логическая связь с содержанием учебного материала. Каждый последующий вопрос должен постепенно раскрывать поставленные учителем цели урока. В беседе учащиеся получают новые знания, вопросы беседы должны быть направлены на «открытия». Такие беседы называются эвристическими и поисковыми.
Последовательное раскрытие содержания в беседе показано на примере урока в IV классе «Режим труда и отдыха». Учитель задает детям следующие вопросы: в какое время утром подъем? Для чего нужна утренняя гимнастика? В какое время завтрак? В какое время следует идти в школу? В какое время проводится подготовка к урокам? Почему необходимо чередовать труд и отдых? умственный труд с физическим? Затем просит обосновать ответы на примере своего режима дня и с учетом особенностей строения человеческого организма. После беседы проводится дальнейшее изучение материала о значении режима дня, о правилах гигиены как важнейшем условии сохранения здоровья человека.
По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изучении новых знаний) и обобщающие. По источнику знаний — беседы на основе наблюдений, лабораторного или демонстрационного опыта, выполненной практической работы, прочитанной статьи, просмотренного фильма (диафильма), по иллюстрациям учебника, по картине и др.
_ Вводные беседы проводятся в начале учебного года, в начале темы; в процессе таких вводных бесед учитель восстанавливает в памяти школьников имеющиеся знания и начинает изучение нового материала. При помощи вводных бесед следует актуализировать опорные "знания, приобретенные учащимися в предыдущих темах и Других классах, а также систематизировать и конкретизировать знания, полученные самостоятельно в процессе предварительно проведенных наблюдений,, и
на этой основе подготовить школьников, к активному восприятию нового материала. В таких беседах также проводится разбор основного содержания материала, который будет изучаться далее другими методами.
Примером вводной беседы может служить первый урок природоведения в III классе. Тема урока «Что такое природа?». Урок начинается беседой по подведению итогов летних наблюдений, затем учащихся готовят к проведению наблюдений в природе и ставят основные задачи по курсу природоведения. В процессе беседы выясняется, какие наблюдения были проведены летом, какие результаты наблюдений получены, чем отличаются наблюдаемые растения летом и осенью, какие признаки погоды характерны для осени, что относится к неживой природе, что, относится к живой природе. Таким образом учащиеся подводятся к понятию терминов «природа» и «природоведение».
Перед изучением нового материала в III—IV классах на основе имеющихся знаний проводятся беседы, основанные на результатах фенологических наблюдений или наблюдений, проведенных во время экскурсий. Так, например, в III классе предусмотрена весенняя экскурсия в лес с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных. После ее проведения выясняются следующие моменты: чем характеризуется весна? Какие признаки ранней весны вы наблюдали во время экскурсии? Какие признаки ранней весны записаны в «Дневнике наблюдений»? Чем характеризуется погода весной? Какие растения вы встретили на экскурсии? Какие вы знаете раннецветущие растения? Какие животные появились весной?
И т. д.
Обобщающая беседа проводится в конце темы, курса, а
также при. подведении итогов урока. Целью такой беседы яв
ляется систематизация имеющихся знаний, установление свя
зей ранее изученного материала с тем, который предстоит
изучать.
При проведении обобщающей беседы очень важно выделить основные природоведческие понятия, определить их содержание и выявить, как усвоены эти понятия школьниками. Вместе с тем необходимо показать взаимосвязь между предметами и явлениями и на этой основе подвести к самостоятельным выводам и обобщениям.
Примером обобщающих бесед могут быть беседы на последнем уроке по теме, беседы по «Дневнику наблюдений», по сезонным изменениям в природе и т. д. Пример обобщающей беседы в III классе по теме «Осенние изменения в природе» — итоги наблюдений в сентябре. В ходе беседы учитель задает учащимся следующие вопросы: чем характеризуется погода в сентябре? Когда начали желтеть и опадать листья'?' Какие животные встречались в сентябре? Какие птицы улетели в теплые края? Какие работы проводились в сентябре на полях?
7* 99
на огородах? в садах? Какой был самый теплый день в сен-*1 тябре? какой Самый холодный? И т. д.
В содержание обобщающей беседы можно включить вопросы, требующие сравнительных характеристик, а также вопросы, показывающие взаимосвязь неживой и живой природы. Это позволит не только обобщить полученные знания о наблюдениях, но и установить причинно-следственные связи и на их основе показать взаимосвязи процессов в природе.
По способу мышления беседы бывают индуктивные и дедуктивные. При индуктивном построении беседы учитель ставит перед учащимися частные взаимосвязанные между собой вопросы. Применяется индуктивная беседа в тех случаях, когда в содержание входит фактический материал, который раскрывается в конце беседы. Постепенное усвоение материала приводит к получению новых знаний. Например, индуктивная беседа может быть проведена во время урока, экскурсии в IV классе по теме «Ознакомление с формами земной поверхности». Предварительно в классе проводится урок, на котором учащиеся знакомятся с горизонтальной и вертикальной поверхностями, с понятиями «пологий наклон», «крутой наклон». На экскурсии учащиеся останавливаются на холме, имеющем крутой наклон. Учитель задает следующие вопросы: какая местность окружает нас? Найдите линию горизонта. Покажите, где ровная поверхность, где наклонная. Объясните, что такое холм, что такое обрыв. Чем отличаются точки поверхности холма и обрыва? И в заключение беседы учащиеся подводятся к выводу о формах земной поверхности.
Дедуктивная беседа основывается на имеющихся у учащихся знаниях. В процессе дедуктивной беседы вначале дают общие определения, которые Должны быть осмыслены на основе опорных знаний, а затем из них вычленяют более частные определения. Дедуктивная беседа способствует интенсификации усвоения знаний, а также активизирует абстрактное мышление школьников.
По природоведению дедуктивные беседы чаще всего проводятся на'обобщающих и итоговых уроках, на предметных уроках по анализу результатов фенологических наблюдений и опытов.
Дедуктивную беседу можно применить на уроке «Охрана растений и животных своей местности» в IV классе. Урок по охране природы проводится в конце темы; ему предшествовали уроки по изучению полезных ископаемых, водоемов, почвы. Учащиеся уже знакомы с мероприятиями по их охране. В III классе — после проведения уроков по выращиванию человеком растений и разведению животных и др. На этих: уроках используются опорные знания из предыдущих тем курса1 природоведения и знания, полученные в процессе внеурочной и внеклассной работы. В начале урока учитель формулирует перед учащимися
познавательную задачу: он рассказывает о том, какими большими богатствами располагает природа. Это и полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли, озер, и разнообразные растения и животные, без которых невозможна жизнь человека. Все эти природные богатства являются достоянием всего народа — их необходимо разумно использовать и охранять. Затем перед учащимися ставятся следующие вопросы: что вы понимаете под природными богатствами? Приведите примеры, как человек использует растения и животных в народном хозяйстве. Какие вам известны полезные ископаемые своей местности? Как изменяется природа под влиянием человека? Какие водоемы находятся в районе? Что делают для того, чтобы вода в водоемах была чистой? Какие растения и животные местности подлежат охране? Почему необходимо охранять дикие растения и животных? Какую работу проводят школьники по охране
природы?
Так с , помощью вопросов последовательно раскрываются
задачи урока.
Далее с целью систематизации и обобщения знаний учитель ставит вопрос: какое значение имеет Красная книга? — и после беседы подводит итоги. При этом обращает внимание учащихся на партийные и правительственные документы по охране природы и указывает на необходимость практического участия каждого в решении этой важнейшей проблемы.
При проведении дедуктивных бесед необходимо научить учащихся делать сравнительный анализ явлений и процессов природы на основе имеющихся фактических знаний и подводить их к самостоятельным выводам.
Все виды бесед связаны с практическими и наглядными методами обучения. Так, например, после проведенных наблюдений и опытов в ходе беседы выясняется, насколько глубоко школьники осмыслили и правильно поняли то, что наблюдали; могут ли рассказать ход опыта, объяснить, почему получили такие результаты и где их можно использовать в дальнейшей учебной и практической работе.
Перед демонстрацией кинофильма учащиеся получают задание, на что обратить внимание при его просмотре. Затем в процессе беседы выясняется, усвоены ли основные вопросы содержания. Беседа применяется чаще других словесных методов
обучения.
Рассказ — это последовательное повествовательное изложение учебной информации. С помощью рассказа учитель путем логического раскрытия основного содержания материала, выделения в нем главных понятий, применения методических приемов, таких, как сравнение, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с рисунками и др., сообщает учащимся определенные знания. Для поддержания эмоционального настроя, повышения: активности и внимания школьников учитель
H
при изложении основной информации приводит образные примеры из различных источников.
Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы. В процессе рассказа о сезонных изменениях в природе учитель показывает, как они связаны с трудом человека, при этом демонстрирует картины «Труд человека в различные времена года». Рассказ можно использовать при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время проведения экскурсии и т. д. Школьный рассказ имеет общие черты с художественным произведением. Его образные характеристики и последовательность построения во многом совпадают. В учебном рассказе также есть завязка, кульминационный момент и развязка. При применении рассказа учитель путем ясного и доступного изложения добивается, чтобы учащиеся понимали главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей, составляющих сюжет рассказа.
Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста, В рассказе учителя могут быть дополнения к содержанию учебника. В процессе рассказа учитель не только комментирует основные положения статьи, но и дополняет ее новым содержанием.
В рассказ иногда вводятся отрывки из произведений писателей и поэтов, а также используются наглядные пособия, например репродукции картин художников, демонстрируются фрагменты учебных фильмов, результаты опытов и наблюдений.
В учебниках природоведения есть статьи с большим объемом материала, например: «Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой» (III класс), «Важнейшие полезные ископаемые, их свойства» (IV класс). При подготовке к рассказу по этим темам учитель определяет основное содержание статьи, разделяет статью на отдельные смысловые части, продумывает приемы донесения основного содержания учащимся. Во время рассказа демонстрируются наглядные пособия, проводится работа по рисункам из книги и т. д.
Рассказ учителя требует внимания, сосредоточения мыслей учащихся; поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к рассказу, является тщательная подготовка со стороны учителя. Речь учителя должна быть четкая, яркая, эмоциональная.
В процессе рассказа учитель может поставить вопрос перед классом, сосредоточить внимание школьников на наглядных пособиях в тот момент, когда о них идет речь Во время рассказа учитель голосом, интонацией подчеркивает и выделяет главные моменты, формулирует основные понятия.
В познавательном отношении рассказ как метод широко применяется, потому что он наиболее экономичен: за короткое
время учитель может дать значительно, большую информацию по сравнению с беседой. Он доносит эту информацию на соответствующем научном уровне, увлекательно, эмоционально. К. Д. Ушинский писал, что «...педагогический рассказ не только должен отличаться занимательностью, как всякий другой, но заключить в себя еще чисто педагогические качества: он должен быть таков, чтобы мог легко запечатлеться в голове детей, чтобы, дослушав рассказ до конца, дитя помнило его середину и начало, чтобы подробности не затемняли главного и чтобы главное, будучи лишено подробностей, не оказалось сухим...» (Ушинский К. Д- Избр. пед. соч. — М., 1974. —Т. 2.—
С. 235).
В начальных классах дети при слушании и восприятии быстро утомляются, поэтому уже через 4—5 мин необходимо переключить их внимание на другие приемы работы. Так, например, можно поставить проблемный вопрос и ввести в изучение материала элементы беседы или сосредоточить внимание детей на какой-либо детали демонстрируемых наглядных пособий. Переключение с одного вида деятельности учащихся на другой позволяет усилить внимание к рассказу.
Учитывая сложность рассказа для усвоения учащимися, учителю следует- наметить подробный план изложения и подготовиться не только по учебнику природоведения, но и перечитать и проработать соответствующую дополнительную научную и научно-популярную литературу. Из научно-популярной и художественной литературы можно использовать рассказы К. Паустовского, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, И. Акимушкина, В. Бианки, статьи из журнала «Юный натуралист», ежегодника «Лес и человек» и т. д,
В сюжетную канву рассказа следует вводить элементы, более ярко раскрывающие главные понятия, определить, как формировать эти понятия в процессе рассказа, а затем продумать и подобрать соответствующие наглядные пособия и определить их место в рассказе. Последовательность рассказа продумыва-ется в каждом отдельном случае. Главный критерий рассказа — общая логика изложения материала. В основу подготовки к каждому виду рассказа могут быть положены статья учебника, картина определенного времени года, пейзаж, увиденное на экскурсии, итоги экскурсии или результаты проведенных опытов и наблюдений. Основными обучающими задачами рассказа являются усвоение знаний во взаимосвязи с уже имеющимися и осмысление их значения для изучения последующего материала. Педагогический рассказ должен быть строго выдержан во времени. В I—II классах продолжительность рассказа может быть 3—5 мин, а в III—IV классах —до 10 мин. Во время рассказа учитель не только объясняет и комментирует важнейшие понятия, но и записывает на доске новые термины и дает им характеристику.
Как изменяется горизонт при движении
По дидактическим целям рассказ бывает вводный, раскрывающий содержание статьи и обобщающий.
Вводные рассказы применяются почти в каждой теме природоведения Ш—IV классов. После определения целей и задач на первом уроке темы учитель знакомит учащихся с основным содержанием материала и устанавливает последовательность его изучения. Например, при изучении в IV классе темы «Ориентирование на местности. План и карта» учитель объясняет, что входит в содержание темы, показывает взаимосвязь темы с предстоящей практической деятельностью школьников. Постепенно учитель подводит учащихся к понятию терминов «горизонт» и «линии горизонта» и объясняет, как работать с компасом, планом и картой^ демонстрирует при этом необходимые наглядные пособия по ориентированию на местности. После постановки зддач урока учитель сообщает, что впервые компасом стали пользоваться в Китае более 2000 лет назад. Компас — это прибор, при помощи которого в любую погоду можно ориентироваться на местности, т. е. определять стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Демонстрируя компас, учитель объясняет, как с его помощью определить стороны горизонта. В процессе рассказа учитель записывает на доске и показывает главные части компаса. Учащиеся должны усвоить, что намагниченная стрелка прикреплена на острие и свободно вращается, что красный конец стрелки указывает на юг, синий — на север, а также знать назначение корпуса, предохранителя и стекла. Затем проводится самостоятельная работа: учитель предлагает учащимся положить компас на ровную поверхность, оттянуть предохранитель и очень осторожно и медленно повер-
путь компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный — против буквы Ю.
На основе теоретических знаний учащиеся проделывают эти операции, отрабатывают приемы работы с компасом, а при обобщении изученного материала учитель сосредоточивает их внимание на основных понятиях, которые необходимо запомнить. По характеру изложения учебного материала рассказ-может быть описательный и объяснительный. Описательный рассказ применяется при характеристике объекта, прибора или процесса, в ходе его у учащихся должно сложиться образное представление воспринимаемого. При описании важно провести сравнение объекта с ему подобными, что способствует лучшему запоминанию по аналогии, и на этой основе делать обобщения и выводы.
Описательные рассказы проводятся по иллюстрациям, где могут быть изображены животные, растения или времена года, по репродукциям картин художников, например: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.
Примером описательного рассказа может быть урок в III классе на тему «Животные зимой». Учитывая, что дети знают многих животных, учитель начинает урок беседой, выясняющей знания учащихся о местах обитания животных. Затем учитель сообщает, что животные обитают на всей территории сущи, а также в океанах и морях. Широкое распространение животных обусловлено удивительной приспособленностью к различным условиям жизни. По специально подобранной картине дается описание пейзажа и внешнего вида животных в зимнее время. Например, характеризуется заяц; при этом описывается окраска его шерсти, форма отдельных частей тела. В процессе рассказа учитель обращает внимание школьников на распространение этого животного на большой территории: на образ жизни, способ добычи пищи и приспособленность к неблагоприятным условиям в зимнее время. После описания внешнего
Таблица 4
Животные леса зимой
№ п/п | Название животного | Чем питается зимой | Какую пользу приносит |
заяц лиса волк дикий кабан белка мышь |
строения и характеристики образа жизни зайца дается обобщение и сравнение его с другими животными. Для этого учитель привлекает учащихся к самостоятельному проведению сравнений, что также активизирует их мышление. В процессе рассказа учитель заполняет на доске, а учащиеся в тетради таблицу.
Объяснительный рассказ применяется не только с целью раскрытия внешних и внутренних признаков строения объекта, но и для раскрытия взаимосвязей в природе. Поэтому в рассказе необходимо выделить общие признаки и на их основе подвести учащихся к пониманию причинно-следственных связей, существующих между живыми объектами и условиями среды, цаучить школьников самостоятельно делать выводы и обобщения. Само определение «объяснительный» говорит о том, что , в первую очередь учитель объясняет строение, показывает закономерности и на основе этого выделяет существенные признаки объектов, процессов и явлений.
- При изучении растений в III классе проводится предметный урок «Растения зимой», на котором среди словесных методов особая роль отводится объяснительному рассказу. В начале урока может быть также проведена беседа по вопросам: как изменились растения осенью? Каков их вид зимой? Где вы встречали зеленые растения зимой? И т. д. Затем школьники знакомятся с жизнью растений зимой. После беседы, систематизирующей знания учащихся, учитель демонстрирует комнатные растения и сообщает, что для роста комнатных растений их необходимо постоянно поливать, в помещении соблюдать определенную температуру и освещение. Такие условия созданы в уголке живой природы. Для подкормки растений в воду добавляют минеральные соли, и в растворенном виде корень всасывает их. От корня вода по стеблю передвигается к листьям и цветкам. На схематических рисунках учитель показывает, как происходит передвижение воды в растении. Затем объясняет, что, достигнув листьев, вода расходуется на их питание и ее избыток испаряется, подчеркивая этим взаимосвязь растений с внешней средой. Далее учитель объясняет, для чего следует проводить полив, подкормку, рыхление почвы, промывание листьев: все это обеспечивает нормальный рост растений. -На • свету листья приобретают ярко-зеленую окраску. В них образуются органические вещества, поэтому они растут и цветут даже зимой. Возникает проблемный вопрос: почему с наступлением холодов у большинства растений листья желтеют и опадают? Это объясняется тем, что почва замерзает, в растение не поступают вода и питательные вещества, прекращается его рост, наступает период покоя.
В рассказе учитель обращает внимание детей на роль труда человека по выращиванию растений в зимних условиях, соз-
' 106
дание благоприятных условий растениям в теплицах, оран же* реях, что позволяет круглый год получать урожаи.
Объяснительный рассказ применяется на уроках природоведения при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблюдений.
При объяснении дается инструктаж о предстоящей работе с объектами, предметами или приборами, установка на то, как ее следует выполнять, в какой последовательности и каким образом будут оформлены результаты. Вначале учитель знакомит учащихся с самими объектами, указывает на их особенности и содержание работы. Например, при подготовке второклассников к внеурочной работе по уходу за комнатными растениями учитель характеризует отдельные растения, показывает, как правильно поливать, рыхлить почву и т. д.
Особая роль принадлежит объяснению при подготовке учащихся к опытнической работе. Проведение опыта состоит из нескольких операций: ознакомление школьников с темой опыта, определение его цели, составление плана, заполнение содержания' дневника фенологических наблюдений, подведение итогов и обобщение полученных результатов. Все эти операции должны быть учащимися освоены и осмыслены, только в этом случае возможно самостоятельное проведение опыта.
Объяснительным рассказом учитель готовит учащихся к проведению наблюдений, выполнению разнообразных самостоятельных работ с приборами: компасом, осадкомером, термометром и др.
Чаще всего по природоведению применяется рассказ, в котором в равной мере используются описание и объяснение. Преимущества такого типа рассказа заключаются в следующем: во-первых, предоставляется возможность широкого применения и. сочетания методических приемов; во-вторых, благодаря сочетанию различных видов деятельности учащиеся получают более глубокие знания о взаимосвязях в природе и на этой основе лучше делают обобщения и выводы.
Рассказ может быть индуктивный и дедуктивный. Первые уроки по теме, как правило, включают фактический материал с последующим накоплением и осмыслением его, поэтому чаще на таких уроках применяются индуктивные рассказы. В конце темы, а также на повторительно-обобщающих и заключительных уроках лучше излагать материал дедуктивно, так как дети владеют не только фактическим материалом, но и могут делать простые обобщения и выводы. Есть уроки, когда при изучении нового материала рассказ может быть смешанным: часть материала излагается индуктивно и часть — дедуктивно. Так, например, после проведенной экскурсии учащиеся имеют определенные знания; поэтому нет необходимости изучать подробности и строить рассказ на отдельных фактах, подтверждающих
№ S
то, что они увидели, изучили и осмыслили на экскурсии. Поэтому на уроках, проводимых росле экскурсий, лучше изучать новый материал дедуктивно. При этом следует использовать знания, не только полученные и осмысленные на уроке. В содержание дедуктивного рассказа следует включать материалы экскурсий, предварительно проведенных практических работ, наблюдений, выполненного задания в уголке живой природы и др.
Индуктивный рассказ построить труднее. Важнейшее дидактическое требование к такому рассказу — логика изложения и логика обобщения материала учителем, на основе которых формируются и развиваются природоведческие понятия. Индуктивное построение рассказа необходимо проводить там, где этого требует содержание нового материала. Например, при изучении в IV классе темы «Формы поверхности» демонстрируется диафильм «Горы», а затем в процессе рассказа дается информация о горообразовании, горных хребтах, высоте гор, горных реках,1 долинах и т. д. Таким образом в логически выдержанной последовательности учитель формирует понятие «горы».
Одним из основных условий успешного построения индуктивного рассказа является тщательно продуманный его план, отбор понятий и примеров, Их характеризующих. Поэтому к рассказу следует готовиться заранее и основательно. Учителю необходимо абсолютное знание того, о чем он будет рассказывать. Молодой начинающий учитель перед уроком репетирует рассказ: отрабатывает голос, эмоциональность изложения, определяет продолжительность рассказа в целом и отдельных его частей, выписывает незнакомые слова и дает их объяснения, готовится к словарной работе с терминами, подбирает наглядные пособия, формулирует проблемные вопросы и определяет их место в рассказе. При изучении природоведения в начальных классах чаще всего рассказ сочетается с беседой. Это позволяет учителю широко использовать разнообразные методические приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.,