Словесные методы обучения природоведению

Слово учителя всегда имеет основополагающее значение и играет ведущую роль в учебно-воспитательной работе. Профес­сиональная речь учителя выполняет функции организационные, познавательные, воспитательные и развивающие. Словесные ме­тоды включают в себя не только слово и речь учителя, но сло­во и речь школьника, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой. Например, беседа — это диалог учителя с учащимися. Рассказ может быть как учителя, так и учащегося. Словесные методы применяются с целью развития познавательной актив­ности и логического мышления школьников и усвоения ими го­товой информации, излагаемой учителем. При помощи слова создаются и реализуются проблемные ситуации на уроках.

Словесные методы применяются тогда, когда необходимо описать словом картину или процесс и при этом вызвать у де­тей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда на

9:5

I





уроке или другой форме занятий мало времени, а необходимо изложить большой объем материала на высоком научном уров­не, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. При подготовке к уроку учитель отбирает нужный ему материал и определяет, как при помощи слова донести его содержание до учащихся, что'необ­ходимо применить, чтобы обеспечить внимательное слушание.

Словесные методы имеют свои положительные и отрицатель­ные стороны.

Живое, образное, эмоциональное и яркое слово учителя про­сто необходимо и незаменимо для изучения природоведения. В процессе практической работы или при применении демон­страционных методов усвоение знаний может быть неполным, учащиеся могут запомнить неглавные моменты из изучаемого материала — с помощью слова учитель может скорректировать и направить внимание детей.

Основной сложностью при применении словесных методов является организация учащихся. Внимание детей I—IV клас­сов наиболее эффективно в течение 3—5 мин, а затем оно осла­бевает и понемногу рассеивается. Поэтому следует заранее го­товить к уроку соответствующие наглядные пособия и проду­мывать методические приемы, активизирующие познавательные возможности учащихся.

Например, на уроке в IV классе по теме «Вода и ее свой­ства» учитель с помощью беседы подводит учащихся к прове­дению опытов. После определения задач урока ставятся сле­дующие вопросы: имеет ли вода вкус? Как изменяется вкус воды, если положить в нее сахар? соль? Все ли вещества раст­воряются в воде? Для ответа на последний вопрос необходимо провести опыты, выясняющие, что вода — растворитель и что в воде растворяются не все вещества. Опытным путем учащие­ся доказывают свойства воды как растворителя (в воде сво­бодно растворяются соль и сахар), при их растворении не ме­няется цвет воды. При погружении в воду других веществ (уголь, песок, мел) растворения не происходит. Возникает проб­лемная ситуация. Учитель путем проблемного изложения зна­ний подводит учащихся к ответу.

Беседа — это метод обучения, представляющий собой, диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспи­тательными задачами по тщательно продуманному плану.

Беседа в обучении младших школьников применяется "очень широко. Руководящая и направляющая роль в беседе принад­лежит учителю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления школьников, учитель реализует поставленные задачи. Например, постановка соответ­ствующего вопроса перед учащимися заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отобрать нужное и подготовить ответ; если при этом демонстрируются наглядные пособия, то

их необходимо рассмотреть, проанализировать и в них найти ответ на поставленный вопрос.

Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, по­этому учителю необходимо к ней тщательно и всесторонне го­товиться. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у школьников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными; чаще всего это знания за предыдущий класс, из предыдущей темы или знания, полу­ченные из других источников: книг, кино, экскурсий, рассказа родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования природоведческих понятий.

Чаще всего беседы проводятся по ранее изученному мате­риалу. Основная цель такой беседы — закрепление и система­тизация знаний. На более высокий познавательный уровень бе­седа поднимется тогда, когда на вопрос учителя учащиеся бу­дут отвечать не просто, вспомнив им известное, а, показав но­вые связи между объектами и процессами, преподнесут эти знания на совершенно новом уровне. При проведении такой бе­седы учитель ставит перед школьниками проблемные вопросы, требующие от них выполнения мыслительных операций: срав­нения, сопоставления, применения имеющихся знаний, связи их с новыми.

Особенность беседы как метода заключается в том, что изу­чаемая информация дается по частям и внимание учащихся пе­риодически переключается. В процессе такого живого актив­ного общения учителя с учащимися он может сразу же полу­чать обратную информацию.

Беседа как метод обучения имеет и свои недостатки. Воп­росно-ответная форма изучения дает дробные знания. Правиль­но поставленный вопрос учителя требует, чтобы учащийся от­вечал не одной фразой, а давал развернутый ответ. Если тако­го ответа нет, то у школьников не вырабатывается умение из­лагать мысли связно, последовательно, логично и, следователь­но, не формируются целостные предметные знания.

Поэтому беседу следует строить в соответствии с опреде­ленными педагогическими требованиями. Основным требовани­ем к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их сле­дует ставить так, чтобы они будили мысль учащихся, застав­ляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у школь­ников интерес. Вопросы для учащихся начальных классов должны быть конкретными, четкими, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практиче­ское значение изучаемого материала.

Одним из важнейших педагогических требований, предъяв­ляемых к беседе, является соблюдение правил постановки во­просов. Вопрос задается всему классу, затем учитель делает




7 Заказ 5300




паузу, сосредоточивает внимание школьников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ученика. Разумеется, далеко не всегда учитель получает полный ответ, поэтому.для дополнения учитель вызывает других учащихся. Если же воз­никают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.

В 1—II классах ставятся в основном краткие и простые вопросы; поэтому проводятся беседы о том, что дети видели и делали сами. В III—IV классах вопросы к беседам формули­руются так, чтобы школьники отвечали не одной фразой, а могли построить краткий рассказ или дать подробное объяс­нение. Поэтому следует ставить вопросы, раскрывающие при­чинно-следственные связи явления на примере одного или не­скольких живых организмов и их взаимосвязи со средой, во­просы, требующие рассказа о строении или устройстве прибо­ров, оборудования и т. д. При подготовке вопросов к беседе следует учитывать, как будет обеспечиваться логическая связь с содержанием учебного материала. Каждый последующий во­прос должен постепенно раскрывать поставленные учителем цели урока. В беседе учащиеся получают новые знания, во­просы беседы должны быть направлены на «открытия». Такие беседы называются эвристическими и поисковыми.

Последовательное раскрытие содержания в беседе показа­но на примере урока в IV классе «Режим труда и отдыха». Учитель задает детям следующие вопросы: в какое время ут­ром подъем? Для чего нужна утренняя гимнастика? В какое время завтрак? В какое время следует идти в школу? В какое время проводится подготовка к урокам? Почему необходимо чередовать труд и отдых? умственный труд с физическим? За­тем просит обосновать ответы на примере своего режима дня и с учетом особенностей строения человеческого организма. После беседы проводится дальнейшее изучение материала о значении режима дня, о правилах гигиены как важнейшем ус­ловии сохранения здоровья человека.

По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изу­чении новых знаний) и обобщающие. По источнику знаний — беседы на основе наблюдений, лабораторного или демонстра­ционного опыта, выполненной практической работы, прочитан­ной статьи, просмотренного фильма (диафильма), по иллюст­рациям учебника, по картине и др.

_ Вводные беседы проводятся в начале учебного года, в на­чале темы; в процессе таких вводных бесед учитель восста­навливает в памяти школьников имеющиеся знания и начинает изучение нового материала. При помощи вводных бесед сле­дует актуализировать опорные "знания, приобретенные учащи­мися в предыдущих темах и Других классах, а также система­тизировать и конкретизировать знания, полученные самостоя­тельно в процессе предварительно проведенных наблюдений,, и

на этой основе подготовить школьников, к активному восприя­тию нового материала. В таких беседах также проводится раз­бор основного содержания материала, который будет изучать­ся далее другими методами.

Примером вводной беседы может служить первый урок при­родоведения в III классе. Тема урока «Что такое природа?». Урок начинается беседой по подведению итогов летних наблю­дений, затем учащихся готовят к проведению наблюдений в природе и ставят основные задачи по курсу природоведения. В процессе беседы выясняется, какие наблюдения были прове­дены летом, какие результаты наблюдений получены, чем отли­чаются наблюдаемые растения летом и осенью, какие призна­ки погоды характерны для осени, что относится к неживой при­роде, что, относится к живой природе. Таким образом учащиеся подводятся к понятию терминов «природа» и «природоведение».

Перед изучением нового материала в III—IV классах на ос­нове имеющихся знаний проводятся беседы, основанные на ре­зультатах фенологических наблюдений или наблюдений, прове­денных во время экскурсий. Так, например, в III классе пре­дусмотрена весенняя экскурсия в лес с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных. После ее прове­дения выясняются следующие моменты: чем характеризуется весна? Какие признаки ранней весны вы наблюдали во время экскурсии? Какие признаки ранней весны записаны в «Днев­нике наблюдений»? Чем характеризуется погода весной? Ка­кие растения вы встретили на экскурсии? Какие вы знаете раннецветущие растения? Какие животные появились весной?

И т. д.

Обобщающая беседа проводится в конце темы, курса, а
также при. подведении итогов урока. Целью такой беседы яв­
ляется систематизация имеющихся знаний, установление свя­
зей ранее изученного материала с тем, который предстоит
изучать.

При проведении обобщающей беседы очень важно выделить основные природоведческие понятия, определить их содержание и выявить, как усвоены эти понятия школьниками. Вместе с тем необходимо показать взаимосвязь между предметами и явлениями и на этой основе подвести к самостоятельным вы­водам и обобщениям.

Примером обобщающих бесед могут быть беседы на по­следнем уроке по теме, беседы по «Дневнику наблюдений», по сезонным изменениям в природе и т. д. Пример обобщающей беседы в III классе по теме «Осенние изменения в природе» — итоги наблюдений в сентябре. В ходе беседы учитель задает учащимся следующие вопросы: чем характеризуется погода в сентябре? Когда начали желтеть и опадать листья'?' Какие жи­вотные встречались в сентябре? Какие птицы улетели в теп­лые края? Какие работы проводились в сентябре на полях?

7* 99

на огородах? в садах? Какой был самый теплый день в сен-*1 тябре? какой Самый холодный? И т. д.

В содержание обобщающей беседы можно включить вопро­сы, требующие сравнительных характеристик, а также вопро­сы, показывающие взаимосвязь неживой и живой природы. Это позволит не только обобщить полученные знания о наблюдени­ях, но и установить причинно-следственные связи и на их ос­нове показать взаимосвязи процессов в природе.

По способу мышления беседы бывают индуктивные и де­дуктивные. При индуктивном построении беседы учитель ста­вит перед учащимися частные взаимосвязанные между собой вопросы. Применяется индуктивная беседа в тех случаях, ког­да в содержание входит фактический материал, который рас­крывается в конце беседы. Постепенное усвоение материала приводит к получению новых знаний. Например, индуктивная беседа может быть проведена во время урока, экскурсии в IV классе по теме «Ознакомление с формами земной поверх­ности». Предварительно в классе проводится урок, на котором учащиеся знакомятся с горизонтальной и вертикальной поверх­ностями, с понятиями «пологий наклон», «крутой наклон». На экскурсии учащиеся останавливаются на холме, имеющем кру­той наклон. Учитель задает следующие вопросы: какая мест­ность окружает нас? Найдите линию горизонта. Покажите, где ровная поверхность, где наклонная. Объясните, что такое холм, что такое обрыв. Чем отличаются точки поверхности холма и обрыва? И в заключение беседы учащиеся подводятся к выводу о формах земной поверхности.

Дедуктивная беседа основывается на имеющихся у учащих­ся знаниях. В процессе дедуктивной беседы вначале дают об­щие определения, которые Должны быть осмыслены на основе опорных знаний, а затем из них вычленяют более частные опре­деления. Дедуктивная беседа способствует интенсификации ус­воения знаний, а также активизирует абстрактное мышление школьников.

По природоведению дедуктивные беседы чаще всего прово­дятся на'обобщающих и итоговых уроках, на предметных уро­ках по анализу результатов фенологических наблюдений и опытов.

Дедуктивную беседу можно применить на уроке «Охрана растений и животных своей местности» в IV классе. Урок по охране природы проводится в конце темы; ему предшествовали уроки по изучению полезных ископаемых, водоемов, почвы. Учащиеся уже знакомы с мероприятиями по их охране. В III классе — после проведения уроков по выращиванию человеком растений и разведению животных и др. На этих: уроках исполь­зуются опорные знания из предыдущих тем курса1 природоведе­ния и знания, полученные в процессе внеурочной и внеклассной работы. В начале урока учитель формулирует перед учащимися

познавательную задачу: он рассказывает о том, какими боль­шими богатствами располагает природа. Это и полезные иско­паемые, находящиеся в недрах земли, озер, и разнообразные растения и животные, без которых невозможна жизнь человека. Все эти природные богатства являются достоянием всего на­рода — их необходимо разумно использовать и охранять. Затем перед учащимися ставятся следующие вопросы: что вы пони­маете под природными богатствами? Приведите примеры, как человек использует растения и животных в народном хозяйст­ве. Какие вам известны полезные ископаемые своей местности? Как изменяется природа под влиянием человека? Какие водо­емы находятся в районе? Что делают для того, чтобы вода в водоемах была чистой? Какие растения и животные местности подлежат охране? Почему необходимо охранять дикие расте­ния и животных? Какую работу проводят школьники по охране

природы?

Так с , помощью вопросов последовательно раскрываются

задачи урока.

Далее с целью систематизации и обобщения знаний учи­тель ставит вопрос: какое значение имеет Красная книга? — и после беседы подводит итоги. При этом обращает внимание учащихся на партийные и правительственные документы по охране природы и указывает на необходимость практического участия каждого в решении этой важнейшей проблемы.

При проведении дедуктивных бесед необходимо научить учащихся делать сравнительный анализ явлений и процессов природы на основе имеющихся фактических знаний и подводить их к самостоятельным выводам.

Все виды бесед связаны с практическими и наглядными ме­тодами обучения. Так, например, после проведенных наблюде­ний и опытов в ходе беседы выясняется, насколько глубоко школьники осмыслили и правильно поняли то, что наблюдали; могут ли рассказать ход опыта, объяснить, почему получили та­кие результаты и где их можно использовать в дальнейшей учебной и практической работе.

Перед демонстрацией кинофильма учащиеся получают за­дание, на что обратить внимание при его просмотре. Затем в процессе беседы выясняется, усвоены ли основные вопросы со­держания. Беседа применяется чаще других словесных методов

обучения.

Рассказ — это последовательное повествовательное изложе­ние учебной информации. С помощью рассказа учитель путем логического раскрытия основного содержания материала, выде­ления в нем главных понятий, применения методических при­емов, таких, как сравнение, демонстрация объектов, иллюстра­ция примерами, работа с рисунками и др., сообщает учащимся определенные знания. Для поддержания эмоционального на­строя, повышения: активности и внимания школьников учитель

H

при изложении основной информации приводит образные при­меры из различных источников.

Рассказ применяется в том случае, если материал неизве­стен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы. В процессе рассказа о сезонных изменениях в при­роде учитель показывает, как они связаны с трудом человека, при этом демонстрирует картины «Труд человека в различные времена года». Рассказ можно использовать при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время проведения экс­курсии и т. д. Школьный рассказ имеет общие черты с художе­ственным произведением. Его образные характеристики и после­довательность построения во многом совпадают. В учебном рас­сказе также есть завязка, кульминационный момент и развяз­ка. При применении рассказа учитель путем ясного и доступ­ного изложения добивается, чтобы учащиеся понимали главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей, состав­ляющих сюжет рассказа.

Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для по­нимания детей определенного возраста, В рассказе учителя мо­гут быть дополнения к содержанию учебника. В процессе рас­сказа учитель не только комментирует основные положения статьи, но и дополняет ее новым содержанием.

В рассказ иногда вводятся отрывки из произведений писате­лей и поэтов, а также используются наглядные пособия, напри­мер репродукции картин художников, демонстрируются фраг­менты учебных фильмов, результаты опытов и наблюдений.

В учебниках природоведения есть статьи с большим объ­емом материала, например: «Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой» (III класс), «Важнейшие полезные ископае­мые, их свойства» (IV класс). При подготовке к рассказу по этим темам учитель определяет основное содержание статьи, разделяет статью на отдельные смысловые части, продумывает приемы донесения основного содержания учащимся. Во время рассказа демонстрируются наглядные пособия, проводится ра­бота по рисункам из книги и т. д.

Рассказ учителя требует внимания, сосредоточения мыслей учащихся; поэтому одним из важнейших требований, предъяв­ляемых к рассказу, является тщательная подготовка со сто­роны учителя. Речь учителя должна быть четкая, яркая, эмо­циональная.

В процессе рассказа учитель может поставить вопрос перед классом, сосредоточить внимание школьников на наглядных по­собиях в тот момент, когда о них идет речь Во время рассказа учитель голосом, интонацией подчеркивает и выделяет главные моменты, формулирует основные понятия.

В познавательном отношении рассказ как метод широко применяется, потому что он наиболее экономичен: за короткое

время учитель может дать значительно, большую информацию по сравнению с беседой. Он доносит эту информацию на соот­ветствующем научном уровне, увлекательно, эмоционально. К. Д. Ушинский писал, что «...педагогический рассказ не толь­ко должен отличаться занимательностью, как всякий другой, но заключить в себя еще чисто педагогические качества: он дол­жен быть таков, чтобы мог легко запечатлеться в голове детей, чтобы, дослушав рассказ до конца, дитя помнило его середину и начало, чтобы подробности не затемняли главного и чтобы главное, будучи лишено подробностей, не оказалось сухим...» (Ушинский К. Д- Избр. пед. соч. — М., 1974. —Т. 2.—

С. 235).

В начальных классах дети при слушании и восприятии быст­ро утомляются, поэтому уже через 4—5 мин необходимо пере­ключить их внимание на другие приемы работы. Так, например, можно поставить проблемный вопрос и ввести в изучение ма­териала элементы беседы или сосредоточить внимание детей на какой-либо детали демонстрируемых наглядных пособий. Переключение с одного вида деятельности учащихся на другой позволяет усилить внимание к рассказу.

Учитывая сложность рассказа для усвоения учащимися, учи­телю следует- наметить подробный план изложения и подгото­виться не только по учебнику природоведения, но и перечитать и проработать соответствующую дополнительную научную и научно-популярную литературу. Из научно-популярной и ху­дожественной литературы можно использовать рассказы К. Па­устовского, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, И. Акимушкина, В. Бианки, статьи из журнала «Юный натура­лист», ежегодника «Лес и человек» и т. д,

В сюжетную канву рассказа следует вводить элементы, бо­лее ярко раскрывающие главные понятия, определить, как фор­мировать эти понятия в процессе рассказа, а затем продумать и подобрать соответствующие наглядные пособия и определить их место в рассказе. Последовательность рассказа продумыва-ется в каждом отдельном случае. Главный критерий рассказа — общая логика изложения материала. В основу подготовки к каждому виду рассказа могут быть положены статья учебника, картина определенного времени года, пейзаж, увиденное на экскурсии, итоги экскурсии или результаты проведенных опы­тов и наблюдений. Основными обучающими задачами рассказа являются усвоение знаний во взаимосвязи с уже имеющимися и осмысление их значения для изучения последующего мате­риала. Педагогический рассказ должен быть строго выдержан во времени. В I—II классах продолжительность рассказа мо­жет быть 3—5 мин, а в III—IV классах —до 10 мин. Во время рассказа учитель не только объясняет и комментирует важней­шие понятия, но и записывает на доске новые термины и дает им характеристику.

словесные методы обучения природоведению - student2.ru

Как изменяется горизонт при движении

По дидактическим целям рассказ бывает вводный, раскры­вающий содержание статьи и обобщающий.

Вводные рассказы применяются почти в каждой теме при­родоведения Ш—IV классов. После определения целей и задач на первом уроке темы учитель знакомит учащихся с основным содержанием материала и устанавливает последовательность его изучения. Например, при изучении в IV классе темы «Ори­ентирование на местности. План и карта» учитель объясняет, что входит в содержание темы, показывает взаимосвязь темы с предстоящей практической деятельностью школьников. По­степенно учитель подводит учащихся к понятию терминов «го­ризонт» и «линии горизонта» и объясняет, как работать с ком­пасом, планом и картой^ демонстрирует при этом необходимые наглядные пособия по ориентированию на местности. После по­становки зддач урока учитель сообщает, что впервые компасом стали пользоваться в Китае более 2000 лет назад. Компас — это прибор, при помощи которого в любую погоду можно ори­ентироваться на местности, т. е. определять стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Демонстрируя компас, учитель объ­ясняет, как с его помощью определить стороны горизонта. В процессе рассказа учитель записывает на доске и показывает главные части компаса. Учащиеся должны усвоить, что намаг­ниченная стрелка прикреплена на острие и свободно вращает­ся, что красный конец стрелки указывает на юг, синий — на север, а также знать назначение корпуса, предохранителя и стекла. Затем проводится самостоятельная работа: учитель предлагает учащимся положить компас на ровную поверхность, оттянуть предохранитель и очень осторожно и медленно повер-

путь компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный — против буквы Ю.

На основе теоретических знаний учащиеся проделывают эти операции, отрабатывают приемы работы с компасом, а при обобщении изученного материала учитель сосредоточивает их внимание на основных понятиях, которые необходимо запомнить. По характеру изложения учебного материала рассказ-мо­жет быть описательный и объяснительный. Описательный рас­сказ применяется при характеристике объекта, прибора или процесса, в ходе его у учащихся должно сложиться образное представление воспринимаемого. При описании важно прове­сти сравнение объекта с ему подобными, что способствует луч­шему запоминанию по аналогии, и на этой основе делать обоб­щения и выводы.

Описательные рассказы проводятся по иллюстрациям, где могут быть изображены животные, растения или времена года, по репродукциям картин художников, например: «Грачи при­летели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Примером описательного рассказа может быть урок в III классе на тему «Животные зимой». Учитывая, что дети зна­ют многих животных, учитель начинает урок беседой, выясняю­щей знания учащихся о местах обитания животных. Затем учи­тель сообщает, что животные обитают на всей территории сущи, а также в океанах и морях. Широкое распространение животных обусловлено удивительной приспособленностью к раз­личным условиям жизни. По специально подобранной картине дается описание пейзажа и внешнего вида животных в зимнее время. Например, характеризуется заяц; при этом описывается окраска его шерсти, форма отдельных частей тела. В процессе рассказа учитель обращает внимание школьников на распрост­ранение этого животного на большой территории: на образ жизни, способ добычи пищи и приспособленность к неблаго­приятным условиям в зимнее время. После описания внешнего

Таблица 4

Животные леса зимой

№ п/п Название животного Чем питается зимой Какую пользу приносит
заяц лиса волк дикий кабан белка мышь    





строения и характеристики образа жизни зайца дается обоб­щение и сравнение его с другими животными. Для этого учи­тель привлекает учащихся к самостоятельному проведению сравнений, что также активизирует их мышление. В процессе рассказа учитель заполняет на доске, а учащиеся в тетради таблицу.

Объяснительный рассказ применяется не только с целью раскрытия внешних и внутренних признаков строения объекта, но и для раскрытия взаимосвязей в природе. Поэтому в рас­сказе необходимо выделить общие признаки и на их основе подвести учащихся к пониманию причинно-следственных связей, существующих между живыми объектами и условиями среды, цаучить школьников самостоятельно делать выводы и обобще­ния. Само определение «объяснительный» говорит о том, что , в первую очередь учитель объясняет строение, показывает за­кономерности и на основе этого выделяет существенные призна­ки объектов, процессов и явлений.

- При изучении растений в III классе проводится предмет­ный урок «Растения зимой», на котором среди словесных ме­тодов особая роль отводится объяснительному рассказу. В на­чале урока может быть также проведена беседа по вопросам: как изменились растения осенью? Каков их вид зимой? Где вы встречали зеленые растения зимой? И т. д. Затем школьники знакомятся с жизнью растений зимой. После беседы, система­тизирующей знания учащихся, учитель демонстрирует комнат­ные растения и сообщает, что для роста комнатных растений их необходимо постоянно поливать, в помещении соблюдать оп­ределенную температуру и освещение. Такие условия созданы в уголке живой природы. Для подкормки растений в воду до­бавляют минеральные соли, и в растворенном виде корень вса­сывает их. От корня вода по стеблю передвигается к листьям и цветкам. На схематических рисунках учитель показывает, как происходит передвижение воды в растении. Затем объясняет, что, достигнув листьев, вода расходуется на их питание и ее избыток испаряется, подчеркивая этим взаимосвязь растений с внешней средой. Далее учитель объясняет, для чего следует проводить полив, подкормку, рыхление почвы, промывание листьев: все это обеспечивает нормальный рост растений. -На • свету листья приобретают ярко-зеленую окраску. В них обра­зуются органические вещества, поэтому они растут и цветут даже зимой. Возникает проблемный вопрос: почему с наступле­нием холодов у большинства растений листья желтеют и опада­ют? Это объясняется тем, что почва замерзает, в растение не поступают вода и питательные вещества, прекращается его рост, наступает период покоя.

В рассказе учитель обращает внимание детей на роль тру­да человека по выращиванию растений в зимних условиях, соз-

' 106



дание благоприятных условий растениям в теплицах, оран же* реях, что позволяет круглый год получать урожаи.

Объяснительный рассказ применяется на уроках природо­ведения при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблю­дений.

При объяснении дается инструктаж о предстоящей работе с объектами, предметами или приборами, установка на то, как ее следует выполнять, в какой последовательности и каким об­разом будут оформлены результаты. Вначале учитель знакомит учащихся с самими объектами, указывает на их особенности и содержание работы. Например, при подготовке второклассни­ков к внеурочной работе по уходу за комнатными растениями учитель характеризует отдельные растения, показывает, как правильно поливать, рыхлить почву и т. д.

Особая роль принадлежит объяснению при подготовке уча­щихся к опытнической работе. Проведение опыта состоит из нескольких операций: ознакомление школьников с темой опы­та, определение его цели, составление плана, заполнение со­держания' дневника фенологических наблюдений, подведение итогов и обобщение полученных результатов. Все эти операции должны быть учащимися освоены и осмыслены, только в этом случае возможно самостоятельное проведение опыта.

Объяснительным рассказом учитель готовит учащихся к про­ведению наблюдений, выполнению разнообразных самостоятель­ных работ с приборами: компасом, осадкомером, термомет­ром и др.

Чаще всего по природоведению применяется рассказ, в ко­тором в равной мере используются описание и объяснение. Преимущества такого типа рассказа заключаются в следующем: во-первых, предоставляется возможность широкого применения и. сочетания методических приемов; во-вторых, благодаря соче­танию различных видов деятельности учащиеся получают более глубокие знания о взаимосвязях в природе и на этой основе лучше делают обобщения и выводы.

Рассказ может быть индуктивный и дедуктивный. Первые уроки по теме, как правило, включают фактический материал с последующим накоплением и осмыслением его, поэтому чаще на таких уроках применяются индуктивные рассказы. В конце темы, а также на повторительно-обобщающих и заключитель­ных уроках лучше излагать материал дедуктивно, так как дети владеют не только фактическим материалом, но и могут делать простые обобщения и выводы. Есть уроки, когда при изучении нового материала рассказ может быть смешанным: часть ма­териала излагается индуктивно и часть — дедуктивно. Так, на­пример, после проведенной экскурсии учащиеся имеют опреде­ленные знания; поэтому нет необходимости изучать подробно­сти и строить рассказ на отдельных фактах, подтверждающих

№ S

то, что они увидели, изучили и осмыслили на экскурсии. Поэто­му на уроках, проводимых росле экскурсий, лучше изучать но­вый материал дедуктивно. При этом следует использовать зна­ния, не только полученные и осмысленные на уроке. В содер­жание дедуктивного рассказа следует включать материалы экскурсий, предварительно проведенных практических работ, наблюдений, выполненного задания в уголке живой приро­ды и др.

Индуктивный рассказ построить труднее. Важнейшее дидак­тическое требование к такому рассказу — логика изложения и логика обобщения материала учителем, на основе которых фор­мируются и развиваются природоведческие понятия. Индуктив­ное построение рассказа необходимо проводить там, где этого требует содержание нового материала. Например, при изучении в IV классе темы «Формы поверхности» демонстрируется диа­фильм «Горы», а затем в процессе рассказа дается информа­ция о горообразовании, горных хребтах, высоте гор, горных реках,1 долинах и т. д. Таким образом в логически выдержан­ной последовательности учитель формирует понятие «горы».

Одним из основных условий успешного построения индук­тивного рассказа является тщательно продуманный его план, отбор понятий и примеров, Их характеризующих. Поэтому к рассказу следует готовиться заранее и основательно. Учителю необходимо абсолютное знание того, о чем он будет рассказы­вать. Молодой начинающий учитель перед уроком репетирует рассказ: отрабатывает голос, эмоциональность изложения, оп­ределяет продолжительность рассказа в целом и отдельных его частей, выписывает незнакомые слова и дает их объяснения, го­товится к словарной работе с терминами, подбирает наглядные пособия, формулирует проблемные вопросы и определяет их место в рассказе. При изучении природоведения в начальных классах чаще всего рассказ сочетается с беседой. Это позво­ляет учителю широко использовать разнообразные методиче­ские приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.,

Наши рекомендации