Функции семьи и типы детско-родительских отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила_____________________________________ М.И. Заболева
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Направление 540600 – Педагогика (бакалавриат)
Нормоконтролер, канд. пед. наук, доцент_______________Д.Б. Бережнова
Краснодар 2013
СОДЕРЖАНЕ
Введение……………………………………………………………….. 3
1 Детско-родительские отношения как социально-педагогическая
проблема…………………………………………………………………………..8
1.1 Функции семьи и типы детско-родительских отношений …………….8
1.1.1 Систематизация типологии семейного воспитания ………………..11
1.1.2 Семья как фактор социального развития ребенка …………………23
1.2 Анализ понятия «тревожность»………………………………………..26
1.3 Особенности развития дошкольника в контексте проблемы
проявлений тревожности……………………………………………………..…31
1.4 Детско-родительские отношения как причина тревожности
дошкольника……………………………………………………………………..36
1.5 Повышение педагогической культуры родителей как условие
предупреждения развития тревожности дошкольника……………………….46
2 Опыт реализации социально-педагогической коррекции детско-
родительских отношений как условия снижения уровня тревожности
дошкольника……………………………………………………………………..53
2.1 Моделирование социально-педагогической коррекции
детско-родительских отношений…….…………….…………………………..53
2.2 Выявление стилей детско-родительских отношений и уровня
развития тревожного дошкольника………………………………………...... 57
2.3 Реализация опыта социально-педагогической коррекции
детско-родительских отношений как условие снижения уровня
тревожности дошкольника..…………………………………………………….67
Заключение ………………………………………………………………………82
Список использованных источников ………………………………………….84
Приложения……………………………………………………………………....90
Детско-родительские отношения как социально-педагогическая
Проблема
Функции семьи и типы детско-родительских отношений
Роль семьи в процессе социальной адаптации личности наиболее значима, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Семья – сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функции семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную [16]. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости [83].
Таблица 3 – Результат сравнительного анализа понятия «тревожность»
Источник определения понятия «тревожность» | Определение понятия |
Психол. словарь | «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. |
Опрос проводился среди родителей дошкольников, результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты выявления уровня тревожности дошкольника