Были созданы новые программы и учебники.

Вопрос 7.

Правление Ивана IV. Великое разорение.

Гг.

Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. В 1547 же в Москве произошло восстание против Глинских, родичей царя, притеснявших народ. Оно дало толчок серии реформ — налоговой, военной (среди прочего создано стрелецкое войско), созданию приказов (будущих министерств), проведенных Избранной радой — кругом приближенных царя (А. М. Курбский, А. Ф. Адашев, Сильвестр). Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор — съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы укрепили централизованное государство.
В начале 1560-х гг. усилились трения царя с боярами. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Погиб даже двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, обвиняя горожан в измене. Погибли тысячи невинных людей. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571 г. крымцы сожгли Москву. В1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжались. В 1581 г. в припадке гнева Иван убил сына.
В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил переходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в России и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дееспособных наследников обусловило Смуту в начале XVII в.

Вопрос 48.

Развитие культуры в СССР в 20-30 гг.

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным.) Была направлена: на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.

Была направлена:

· На изменение социального состава послереволюционной интеллигенции

· На разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.

Культурная революция предусматривала:

· ликвидацию неграмотности,

· создание социалистической системы народного образования и просвещения,

· формирование новой, социалистической интеллигенции,

· перестройку быта,

· развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Ликвидация неграмотности- массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.

Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями .

В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке.

2.В школу возвратились:

· уроки,

· твердое расписание,

· отметки и т.д.

Были созданы новые программы и учебники.

Наши рекомендации