Участники воспитательного процесса.
2.6. Годовой цикл традиционных коллективных дел.
Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя. Воспитательная система стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса.
1. День Знаний. Единый тематический классный час.
2. Оформление классного уголка.
3. «Осенины».
4. Выпуск школьных газет.
5. Месячник по благоустройству школьного двора.
6. Участие в праздновании Дня Учителя.
7. Уроки ПДД.
8. Акция «Подросток и закон».
9. Участие в школьных и городских предметных олимпиадах.
10. Участие во Всероссийских конкурсах.
11. Акция ко «Дню инвалидов» и ко «Дню пожилого человека».
12. Участие в праздновании Дня Матери.
13. Участие в создании презентаций и буклетов по теме «Жизнь без наркотиков».
14. Новогодние праздники.
15. Конкурс художественной самодеятельности.
16. Смотр строя и песни.
17. Празднование 8 марта.
18. «День космонавтики».
19. Операция «Чистый город».
20. «День Победы».
21. «День Детства».
2.7. Конечная цель работы.
Мы часто думаем и представляем, какими будут наши дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности нам близко высказывание Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Конечная цель работы как классного руководителя нам видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:
• способная самостоятельно строить свою жизнь;
• умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;
• стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;
• испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;
• обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.
III. Программа реализации концепции воспитательной системы класса.
3.1. Этапы построения воспитательной системы класса.
В процессе построения гуманистической воспитательной системы класса можно выделить следующие этапы:
1 Подготовительный. Цель - выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления развития классного коллектива. Срок: 2010-2011 учебный год
2 Прогностический. Цель - разработать концепцию, подготовить условия для организации воспитательной работы в классе. Срок: 2011 год
3 Практический. Цель - реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения. Срок: 2012-2017 уч. год.
4 Обобщающий. Цель - обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной системы класса. Срок: 2017 год.
3.2. Развитие системообразующей деятельности.
1. Расширение интеграции в городское воспитательное пространство: центры дополнительного образования, Дворцы спорта, ГИБДД, военкомат, учреждения культуры и др.
2. Развитие форм и методов познавательной деятельности.
3. Увеличение количества учащихся, занимающихся в творческих объединениях.
4. Система экскурсий, походов, летней практики.
5. Участие в научно-практические конференции (школьная, городская, областная).
6. Организация летнего труда и отдыха.
7. Организация работы по профориентации.
8. Работа по профилактике правонарушений, безнадзорности.
3.3. Критерии отслеживания эффективности гуманистической воспитательной системы школы.
1. План воспитательной работы.
2. Участие коллектива в школьных, окружных, городских, всероссийских мероприятиях, конкурсах, конференциях, состязаниях и т.п.
3. Снижение показателей по правонарушениям.
4. Участие в трудовой вахте. Общественно-полезный труд.
5. Участие в благотворительных акциях.
6. Воспитанность учащихся.
7. Защищенность и комфортность ребенка в классе.
8. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
9. Сформированность классного коллектива.
10. Репутация класса.
11. Проявление индивидуальности («лица») класса.
В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики как:
■ тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»;
■ методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
■ методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;
■ методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»;
■ анкета «Я и моя школа»;
■ методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина;
■ методика социально-психологической самоаттестации коллектива.
3.4. Идеи на новый период.
На новый период развития классный коллектив считает важным для себя следующие идеи:
1. Идея развития: развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах.
2. Идея творчества: создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
3. Идея сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
4. Идея выбора и ответственности: воспитанники свободны и ответственны в становлении собственной личности.
5. Идея открытости: класс открыт для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, политики, различными творческими объединениями.