Ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может принять их, не подозревая об их неправильности.
Консультация для родителей
Воспитание звуковой культуры речи
в домашних условиях»
При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются различные формы работы с детьми дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу различных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. Поэтому в этом случае, среди прочих, необходима помощь родителей (законных представителей), как упражняющий и закрепляющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания.
Ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может принять их, не подозревая об их неправильности.
Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка поучительных детских произведений. Читая их вместе с детьми, нужно показать всю комичность произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям и родителям (законным представителям) могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и словообороты, далеки от стандартов литературной речи. Ребенок очень хочет быть похожими на них, особенно если это Супермен, Человек – паук и др.
Для закрепления полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово», «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?» и др. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематических слух, речевой аппарат. По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, заклички, - все это развивает дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата. Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен, чем тот, который строится на понимании звуковой анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучение грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся?», «Звуковые паровозики» и т.д.
Как только ребенок поймет слогослияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов.
Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям (законным представителям) нужно:
1) правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;
2) следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;
3) больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;
4) привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.
Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, неравнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественного улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.
Ссылка на статью http:/edu.tatar.ru