Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов.
1. Формирование представлений о строении и возможностях рук. Знакомство с расположением, названием и назначением пальцев.
2. Выделение сенсорных эталонов формы.
3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов (поверхность).
4. Формирование представлений о величине предметов.
5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
7. Ориентирование на микро плоскости с помощью осязания.
8. Формирование представлений о человеке.
9. Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком.
II. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
1. конструирование;
2..занятия лепкой;
1. занятия с использованием мозаики;
2. занятия аппликационной лепкой;
3. работа с бумагой, фольгой;
4. занятия с тканью, нитями, шнурами, тесьмой;
5. работа с ватой, палочками, спичками, соломкой;
6. работа с книгой;
7. обучение элементам рисования;
- чтение рельефных рисунков, работа в тетрадях, альбомах и т.д.
Тематический план коррекционного курса
«Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук»
№ | Тема занятия | Количество часов по классам | |||
Самомассаж рук | |||||
Осязательное обследование различных предметов и их изображений | |||||
Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу. Работа с ними | |||||
Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью | |||||
Занятия лепкой (работа с пластилином, соленым тестом) | |||||
Работа с палочками | |||||
Занятия с использованием мозаики | |||||
Работа с бумагой | |||||
Конструирование | |||||
Рисование | |||||
Занятие с нитями. Выполнение различных плетений | |||||
Работа с ватой | |||||
Работа с природным материалом | |||||
Работа с тканью | |||||
Работа с прочим материалом (гофрированный картон, яичный скорлупа, заварка, проволока) | |||||
Пальчиковые и речевые игры. Игры на свежем воздухе (игры с мячами, в кольцеброс, упражнения со скакалкой, метание мячей в мишень) | |||||
Итого: | |||||
Планируемые результаты освоения курса.
• Узнавать предметы по заданным признакам;
• Владеть разными приёмами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и т.п.), уметь выполнять различные движения кистями пальцами рук «дождик идёт», «до свидания», «к нам, к нам» и т.п.);
• Владеть приёмами наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;
• Владеть алгоритмом сознательного обследования различных объектов живой и не живой природы (геометрических фигур, предметов быта, растений, чучел животных, моделей и др.) и в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта варьировать способы обследования;
• Уметь выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.), дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
• Уметь сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
• Уметь сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
• Сочетать в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно- практических действий осязательную и визуальную ( при наличия зрения) информацию.
• Сравнивать предметы по внешним признакам;
• Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
• Определять последовательность событий;
• Ориентироваться в пространстве;
• Целенаправленно выполнять действия по инструкции.
• Приобретают навыки тактильной чувствительности.
• Происходит накопление чувственного опыта.
• Повышается уровень развития ручной умелости и острота зрения.
• Совершенствуется координация рук под зрительным и осязательным контролем.
• Совершенствуется предметно-практическая деятельность, ориентировка в пространстве,
самостоятельность в быту
• Более точно воспринимать предметы и пространство.