Разработка рекомендаций, способствующих эффективности социального воспитания подрастающего поколения
На основе проведенного исследования и полученных результатов нами были разработаны рекомендации для родителей и педагогов, способствующих эффективному социальному воспитанию подрастающего поколения.
Рекомендации включают в себя следующее:
1.Акцентируем внимание, что приоритетными при создании системы социального воспитания должны быть:
- внедрение просветительской деятельности, направленной на формирование негативного отношения к противоправным действиям;
- проведение недель правовых знаний; использование интерактивных педагогических технологий, в частности, деловые и ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, общественных процессов и процедур, дискуссии, работа в малых группах на уроках правоведения и во внеклассной деятельности;
- внедрение школьного самоуправления в учебно-воспитательный процесс;внедрение мероприятий, направленных на повышение нравственности в обществе, правовой культуры граждан, утверждение здорового образа жизни, предотвращения проявлений экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости: внедрение «педагогики понимания», «педагогики поддержки» между всеми участниками учебно-воспитательного процесса и преобразования учебных заведений на образец демократического правового пространства и положительного микроклимата;
- осуществление мониторинга рисков возникновения всех форм насилия среди детей и учащейся молодежи, определение причин тревожности и агрессивности; разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска»;
- привлечение учащихся, склонных к девиантному поведению, к участию в «Школьной медиации», «Школе конфликтологии» и др;
- проведение руководителями учебных заведений анализа выполнения «Правил внутреннего распорядка», «Кодекса чести» и дополнение их на предмет запрета принесения в учебное заведение школу огнестрельного, холодного оружия, алкогольных и табачных изделий, наркотических средств, порнографической продукции;
-введение конкретных санкций со стороны руководства учебных заведений и ученической и родительской общественности к нарушителям установленных правил;
-рассмотрение вопросов по профилактике правонарушений на коллегиях, совещаниях управлений, отделов образования, директоров учебных заведений, семинарах заместителей директоров по воспитательной работе, заседаниях «круглых столов», педагогических конференциях, координационных советах по социальной защите и профилактике правонарушений;
- обеспечение эффективного функционирования психологической службы системы образования;
-разработка карты психолого-педагогического сопровождения ребенка, который склонен к проявлению девиантного, делинквентного поведения, и введение ее в качестве обязательной документации практического психолога и социального педагога, классного руководителя;
-обобщение опыта работы по проведению коррекционной работы психолога, социального педагога и классного руководителя с детьми с девиантным и делинквентным поведением и распространение его среди учебных заведений;
- оформление в учебном заведении уголка по правам ребенка и размещение в нем данных об организациях, к которым можно обратиться по поводу нарушения прав ребенка;
-проведение совместно с правоохранительными органами педагогического «всеобуча» родителей и лекториев на правовую тематику для родителей, предоставление им теоретических знаний и практических навыков, направленных на установление нормального семейного микроклимата, налаживание взаимоотношений между родителями и детьми, родителями и учителями; требований Законов РФ «Об образовании» в части обеспечения конституционного права детей на получение полного общего среднего образования;
- отработка алгоритма взаимодействия представителей системы образования с органами и службами, в компетенции которых определены функции работы с указанной категорией детей, в случаях совершения правонарушения (преступления) ребенком.
Предлагаем примеры различных видов и форм внеклассной работы со старшеклассниками:
- час духовности «Я, мой этнос, моя нация-государство», «Духовные ценности в жизни современной человека», «Учимся жить в мире и согласии»,«Жизнь не вечна - вечны ценности человеческие»и др;
- программы воспитания личности школьника;
- создание рукописных альманахов, устных журналов;
- защита плакатов на социально-жизненные темы к примеру, «Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают»);
- проведения аукционов народной мудрости «Народ скажет, как завяжет», «Хлеб всему голова» и др;
- тренинги по толерантности («Знакомьтесь: Терпимость», «Толерантность к себе.Чувство собственного достоинства», «Толерантность к другим: учимся сочувствию»);
- психологический тренинг «Научись управлять собой»,«Учимся договариваться»;
- социально-психологический тренинг - это удовлетворение таких важных потребностей любого возраста, как общение, уважение, реализация личностного потенциала;
- участие в проектной деятельности: социальные проекты («Культурные ценности моего народа», «Нет рекламе»), телекоммуникационные проекты («О вредных привычках», «Курить - это очень вредно»).
Интересным, по нашему мнению, является проект «Восемь жизненных компетенций, что меняют поведение», который направлен на повышение способности молодого поколения формировать поведение успешного, действенного и мобильного человека в соответствии с требованиями настоящего времени.
Благодаря созданию и реализации собственных социальных проектов для школы и общества, участия в тренингах и дебютных турнирах, встречам с успешными людьми, участники проекта (школьники старших классов) имеют возможность развить восемь компетенций, формирующих ежедневное поведение сознательной, способного к действию, ценностно-ориентированного молодой человека. Проект направлен на поведенческие изменения у молодого подрастающего поколения путем осознания возможностей для каждого, умение проектировать, привлекать ресурсы для реализации собственных идей, ориентироваться на ценности (современного общества, нации, личности).
Действенным способом привлечения молодежи к общественной жизни города и страны, формирования важных качеств гражданина-патриота можетстать работа школьного клуба «Юный журналист », который функционирует на базе учебного заведения, и выпуска под руководством редакционной коллегии клуба интернет-газеты.
Привлечение учащейся молодежи к волонтерской деятельности. Волонтерство - один из факторов формирования социальной компетентности молодежи, условие реализации себя в исполнении определенных обязанностей перед страной и обществом. Молодой волонтер благодаря социальной деятельности приобретает практические жизненные ориентиры, опыт, овладевает искусством жизнетворчества, саморазвития личности. Для учеников основной школы участие в волонтерской работе является хорошей возможностью самоутвердиться в глазах подростков, родителей, учителей, совершенствовать умение общаться на основе доверия и уважения, развивать навыки благотворительности и милосердия. Волонтерская деятельность по видам работы может быть разной: от организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий (к примеру, соревнования, конкурсы, фестивали, различные спортивные праздники тому подобное) до помощи по организации жизнедеятельности не только региона, в котором они проживают, но и за пределами страны, различным категориям населения. Волонтерская деятельность старшеклассников может быть направлена на выполнение ряда мероприятий, а именно:
1. «Я и окружающая среда» (уборка и охрана культурных и исторических памятников).
2. «Я и человек» (социальная помощь инвалидам, сиротам, просветительская деятельность, пропаганда здорового образа жизни).
3. «Я и история» (поисковая работа «Волонтерская деятельность», проект «Живая история»).
Таким образом, показатель социальной воспитанности учеников основной школы определяется способностью личности действовать за пределами учебных условий и ситуаций, переносить знания и умения в практический вид деятельности. Поэтому дальнейшее развитие социального воспитания в образовательном процессе будет эффективным, если учитывать следующие этапы постепенного развития этой компетентности:
- учебно-теоретический этап, который направлен на формирование интеллектуальных (теоретических) умений и способностей учеников решать теоретические задания во время учебного процесса. Ведущим средством развития социальной компетентности являются ситуативно-проблемные задания и упражнения;
- учебно-практический этап, который связан с формированием способностей учениковприменять знания и умения в ситуациях игрового взаимодействия, а также самостоятельно проектировать методы решения социальных проблем при разработке соответствующих проектов;
- практический этап, который направлен на непосредственное использование сложившихся знаний и умений в условиях реального социального взаимодействия.
Таким образом, данные рекомендации будут полезны.
Выводы по 2 главе.
На основе проведения, приложенных рекомендаций, можно сделать следующие выводы, что юность - это время становления личности. От успешного прохождения этого периода зависит дальнейшее самоопределения личности и ее будущая жизнь. Социально-психологические установки, появившиеся в этом возрасте, скорее всего, будут влиять на построение жизненных планов и на жизненные позиции в будущем. На формирование личности влияет, прежде всего, среда обитания. Больше всего времени ребенок проводит в семье. В семье закладываются основные черты личности, ее отношение к жизни в целом.
1.Исследование проведено на базе общеобразовательной школы № 31 г. Рязани.
Экспериментальную выборку нашего исследования составили ученики 10 и 11 классов, общим количеством 45 человек (15 мальчиков и 30 девочек), использован метод опроса.
2.Результаты исследования показали, что 91% старшеклассников проявляют открытый эгоизм. 93% больше всего ориентируются на свободу.
Завуалированная жестокость к людям ярко выражена у 64% исследуемых старшеклассников.
Открытая жестокость диагностирована у 16% испытуемых.
Обоснованный негативизм, что выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия, выявлен у 71% старшеклассников.
На основании полученных данных, нами сделан вывод о недостаточном уровне социальной воспитанности данной выборки старшеклассников и разработаны рекомендации по его повышению
3. Предложенные рекомендации адресованы педагогам, молодежи. В рекомендациях внимание обращается на…………………….
4. Таким образом, проведенное исследование дало возможность определить значимость социального воспитания.
Перспективы дальнейших исследований социально психологических аспектов коммуникативных установок учащихся старших классов состоят в диагностике разновозрастных категорий с целью сопоставления и выявления закономерностей развития и становления коммуникативной компетентности личности. Интересными будут исследования этой проблемы в гендерном разрезе. Важным перспективным направлением является разработка и внедрение в практику воспитательных психолого-педагогических воздействий системы коррекционно-развивающего характера с целью развития компетентности в общении и нивелирования негативных коммуникативных установок в процессе общения.
Предложены мероприятия по внедрению в учебное заведение таких мероприятий, как внедрение просветительской деятельности, направленной на формирование негативного отношения к противоправным действиям, алкоголизму, наркомании, табакокурению, повышение толерантности учащихся, предлагаются примеры различных видов и форм внеклассной работы со старшеклассниками, проведение психологических и социально-психологических тренингов, проектная деятельность, привлечение учащейся молодежи к волонтерской деятельности.
Данная тема многосторонняя и может быть исследована в других школах.
Заключение
В заключении нашего исследования мы делаем следующие выводы.
На основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы:
1. Проблема социального воспитания весьма актуальна.
Социальное воспитание мы рассматриваем как составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и целенаправленную на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
2. Исследуемой проблемой занимались такие авторы, как Ю.А. Зубок, Т. Борисова, И.Д. Егорычева, А.В. Мудрик и др.
В своих работах они подчеркивали, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума.
3. Общественно важная задача для педагогов - обеспечить развитие такого образовательного пространства, в котором личность с раннего детства осознавала бы свою общественную значимость и через систему ценностных отношений приобретала бы опыт взаимодействия с социумом.
4. Признаком успешности процесса социального воспитания личности учащейся молодежи является ее готовность взаимодействовать с социумом.
Нами выделяются три пути формирования этого признака:
- первый путь, когда взрослые сами формируют те или иные жизненные компетентности молодого человека в практике личностных взаимоотношений;
- второй - приобретение жизненного опыта происходит в отношениях с ровесниками;
- третий - одновременно и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками.
5. Готовность молодежи взаимодействовать с социумом является условным показателем ее позитивной социализации и определяется по следующим критериям:
а) общественно ценностная направленность;
б) сознательное социальное поведение;
в) социально-психологические компетентности, которые формируются в ходе усвоения личностью системы общения и через включение в общественную деятельность.
6. Характерными чертами инновационных образовательных технологий XXI века является формирование у учащихся способности к пониманию новых, необычных ситуаций, прогнозирования будущих событий, оценки последствий принимаемых решений и, более того, даже к созданию возможного и желаемого будущего.
В современном динамичном социуме достаточно сложно иметь собственную обоснованную позицию по многим вопросам. Связано это с тем, что широкое разнообразие средств массовой информации формирует у современного гражданина определенные взгляды, вкусы, предпочтения. Иногда человек перестает формировать собственное видение, взгляд на те или иные вещи. Особо значимые трансформации и искажения испытывают лица старшего подросткового и юношеского возраста. Это умышленное навязывание аудитории через СМИ «нужной мысли» коснулось, в первую очередь, коммуникативных установок. Однако нельзя ограничиваться только внешним воздействием на формирующуюся личность. Ежедневное и не менее действенное влияние - это социально психологическое воздействие - влияние семьи и ближайшего окружения.
Социально-психологические установки являются состоянием психологической готовности, которая составляется на основе опыта и оказывает влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые для него являются социально значимыми, и являются показателем социальной воспитанности личности.
Исследование проведено на базе общеобразовательной школы № 31 г. Рязани.
Экспериментальную выборку нашего исследования составили ученики 10 и 11 классов, общим количеством 45 человек (15 мальчиков и 30 девочек), использован метод опроса.
Результаты исследования показали, что 91% старшеклассников проявляют открытый эгоизм. 93% больше всего ориентируются на свободу.
Завуалированная жестокость к людям ярко выражена у 64% исследуемых старшеклассников.
Открытая жестокость диагностирована у 16% испытуемых.
Обоснованный негативизм, что выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия, выявлен у 71% старшеклассников.
На основании полученных данных, нами сделан вывод о недостаточном уровне социальной воспитанности данной выборки старшеклассников и разработаны рекомендации по его повышению.
Предложены мероприятия по внедрению в учебное заведение таких мероприятий, как внедрение просветительской деятельности, направленной на формирование негативного отношения к противоправным действиям, алкоголизму, наркомании, табакокурению, повышение толерантности учащихся, предлагаются примеры различных видов и форм внеклассной работы со старшеклассниками, проведение психологических и социально-психологических тренингов, проектная деятельность, привлечение учащейся молодежи к волонтерской деятельности.
Предложенные рекомендации адресованы педагогам, молодежи. Перспективы дальнейших исследований социально психологических аспектов коммуникативных установок учащихся старших классов состоят в диагностике разновозрастных категорий с целью сопоставления и выявления закономерностей развития и становления коммуникативной компетентности личности. Интересными будут исследования этой проблемы в гендерном разрезе. Важным перспективным направлением является разработка и внедрение в практику воспитательных психолого-педагогических воздействий системы коррекционно-развивающего характера с целью развития компетентности в общении и нивелирования негативных коммуникативных установок в процессе общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление от 15 апреля 2014 года N 295 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
2. Агапов В.И. Педагогика. – М.: Концепция, 2012. – 305 с.
3. Апсалямов Р. Г. Особенности социализации и адаптации «непонятой» молодежи как категории граждан, создающей благодатную почву для социальных противоречий и конфликтов в современной России / Р. Г. Апсалямов // Научное обозрение. – 2009. – № 1. – С. 104-111.
4. Болдырев С.А. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С.А. Болдырев, Л. М. Медведева, Е.Ю. Немова // Молодой ученый . – 2015. – № 9. – С. 989 – 991.
5. Борисова, Т. Семья - активный субъект формирования социальной ответственности молодежи [Текст] / Т. Борисова // Воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 49-51.
6. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления [Текст] / А. Вислова // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 15-20.
7. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 44-50.
8. Данилова Л. Формирование личности нового типа / Л. Данилова // Педагогика и психология.- 2012. - № 3. - С 59-64.
9. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2011. - № 1 (17). - С. 264-278.
10. Жижина М.В. Культурно-психологическая компетентность личности: содержание и исследование в молодежной среде [Текст] / М.В. Жижина // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 62-69.
11. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как обьект комплексной критериальной оценки: (К постановке проблемы исследования). - М: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2012. - 33с.
12. Зубок Ю.А. Отечественная социология молодежи: становление и развитие [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 1. – С. 56-77.
13. Иванов В.Н. Эстетическое воспитание // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 20-25.
14. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Юрий Александрович Клейберг. - М.: Инфра-М., 2009. - 324 с.
15. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособие. - Владимир Давыдович Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2008. - 432 с.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
17. Орбан-Лембрик Л. Зависимость поведения личности от воздействия проблемного социума / Л. Орбан-Лембрик // Психология и общество. - 2014. - № 1. - С.71-82.
18. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — (Высшее образование). — С. 150—160.
19. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / Татьяна Ивановна Пашукова. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 160 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Семен Леонидович Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2000. – 712 с.
21. Себя понять, себя изменить / С. Максименко, О. Главник (сост) К. Шендеровский, И.Ткач (общ.ред.). - М.: Главник, 2010. - 112 с.
22. Сидоренко К. Работа с подростками «группы риска» / К.Сидоренко // Психолог. - 2014 - № 23-24. - С.33-35.
23. Социальная психология: учебное пособие для вузов / [сост.: Р.И. Мокашенцев, А.В. Мокашенцева]. – Новосибирск : Сибирское соглашение; М. : ИНФРА-М, 2011. – 408 с.
24. 8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. – 490 с.
Приложение 1.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО
Вопросы:
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чемнаоборот (думатьхорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи ихитрецы.
4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувстволюбви.
5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилосьрасплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически в любом коллективе присутствует зависть илиподсиживание.
7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.
8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараетсяприбрать к рукам все, что плохо лежит.
9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда быто ни было.
10. В моей «жизни часто встречались циничные люди.
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потомучто они платят неблагодарностью.
12. Добродолжно быть с кулаками.
13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком
будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловыеотношения, разыгрывают из себя порядочных, нопо сути они иные.
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останетсяиллюзией.
19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность в моем окружении —редкое качество.
21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбепрохожего телефон для звонка в обмен на деньги.
22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки радиличныхинтересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленностькаждому.
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Приложение 2.
Степень выраженности социально-психологических установок по методике А.Ф. Потемкиной
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения? | |||
Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил? | |||
Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе? | |||
Вы обычно много времени уделяете своей особе? | |||
Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам неинтересно, даже если это необходимо? | |||
Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей? | |||
Вам легче просить задругих, чем за себя? | |||
Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других? | |||
Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться? | |||
Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые? | |||
Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят? | |||
Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? | |||
Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше? | |||
Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач? | |||
Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? | |||
Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться? | |||
Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему? | |||
Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны? | |||
Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил? | |||
Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? | |||
Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца? | |||
Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни? | |||
Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей? | |||
Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? | |||
Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе? | |||
Вам часто удается довести начатое дело до конца? | |||
Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей? | |||
Вы можете назвать себя эгоистом? | |||
Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело? | |||
Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами? | |||
Ваша отличительная черта – бескорыстие? | |||
Свободное время Вы используете для своих увлечений? | |||
Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому- то обещали что-либо сделать? | |||
Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? | |||
Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах? | |||
Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? | |||
Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно? | |||
Стремление к результату в любом деле – Ваша отличительная черта? |
Часть II. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги»
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела? | |||
Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения? | |||
Ваши знакомые считают Вас властным человеком? | |||
Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения? | |||
Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни? | |||
Основное стремление в Вашей жизни – свобода, а не власть и деньги? | |||
Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность? | |||
Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди? | |||
Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом? | |||
Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны? | |||
Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти – это ее сила? | |||
Вы уверены, что все можно купить за деньги? | |||
Вы выбираете друзей по деловым качествам? | |||
Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми? | |||
Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям? | |||
Деньги куда надежнее, чем власть и свобода? | |||
Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы? | |||
Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона? | |||
Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите? | |||
Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект? | |||
В жизни Вас радует только отличный результат работы? | |||
Самое главное стремление в Вашей жизни – быть свободным? | |||
Вы считаете себя способным руководить большим коллективом? | |||
Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни? | |||
Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги? | |||
Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу? | |||
Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить? | |||
Вы согласны, что деньги не пахнут, и не важно, как они заработаны? | |||
Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать? | |||
Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным? | |||
Вы чувствуете себя хозяином в своей семье? | |||
Вам трудно ограничить себя в денежных средствах? | |||
Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста? | |||
Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование? | |||
Власть может заменить Вам многие другие ценности? | |||
Вам обычно удается накопить нужную сумму денег? | |||
Труд – наибольшая ценность для Вас? | |||
Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей? | |||
Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью? | |||
Наиболее сильное потрясение для Вас – отсутствие денег? |
Спасибо за ответы!