Требования к оформлению текстовых материалов
(проекты, исследовательские работы)
Объем текста колеблется от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложений). Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 14, TimesNewRoman, обычный; интервал между строк — 1,5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк.
Текст печатается на одной стороне страницы.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем (1,5 * 2) интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название работы должно отражать проблему, заявленную в ней, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем». Точка в конце темы не ставится.
Ниже, справа от заголовка, указывается вид работы (например, проектная работа).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя ученика, класс. Еще ниже — фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город, год выполнения работы (без точки в конце).
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Оглавление должно отражать структуру работы, соответствующую ее виду (исследовательская работа, проектная работа, проектно-исследовательская работа).
Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы), который нумеруется и подписывается.
Списки в тексте должны быть оформлены в соответствии с требованиями. Они бывают нумерованные и маркированные.
Нумерованные списки используются в тех случаях, когда описывается последовательность действий.
Каждый пункт нумерованного списка должен начинаться с прописной (большой) буквы и заканчиваться точкой, например:
1. История науки.
2. История науки в России.
3. Ведущие российские ученые.
Каждый пункт маркированного списка должен начинаться со строчной буквы и заканчиваться точкой с запятой; последний пункт заканчивается точкой, например:
летописные источники о науке;
дневники ученых;
газетные статьи об открытиях.
Если внутри маркированного или нумерованного списка находится список второго уровня, он обозначается маркерами в виде тире. Пример:
Кукла в литературных и художественных контекстах:
- кукла как нечто безжизненное, недееспособное;
- кукла как предмет интерьера:
- украшение;
- оберег.
Обратите внимание на использование кавычек, тире и специальных символов в работе:
В тексте авторского оригинала должны употребляться только кавычки-«елочки» (парные кавычки «»).
Если в тексте встречается тире, то оно оформляется как короткое тире (–) (сочетание 2012+Alt+X), а не как дефис (-).
Символы (греческий алфавит, ×, ±, ≥, ≠, ∞, символ градуса , , , и т.д.) вставляются так: Вставка Символ.
Если в слове необходимо обозначить ударение, поставьте курсор после буквы, над которой должен быть знак ударения, и наберите Alt+0136 на цифровой клавиатуре при включенном индикаторе NumLock. Появится символ €, который при верстке преобразуется в знак ударения.
Кавычки и скобки не отбиваются от заключенных в них слов. Знаки препинания от скобок и кавычек никогда не должны быть отбиты.
Тире между словами отбивается с двух сторон (Лесть – порок), но между цифрами используется без отбивки (10–15 дней).
Знаки номера (№)и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отбивают от этих чисел (№ 162, § 12, § 10–12).
Знаки процента (%) и промилле (‰) применяют только с относящимися к ним числами, от которых делается отбивка (10 %, 20 ‰).
Знаки градуса (°), минуты ('), секунды (") и терции ("') от предыдущих чисел не должны быть отбиты, а от последующих чисел должны быть отбиты (10° 15'). Если за этими знаками следует сокращенное обозначение шкалы, то оно должно быть отбито (15° С), однако в случаях применения знака градуса без цифр такую отбивку не делают (°С).
Многозначные числа, набираемые арабскими цифрами, классы (по три цифры справа налево) разбивают пробелами. (3 245 758). Разбивку на классы не делают для четырехзначных чисел, десятичных дробей и для обозначения номеров и стандартов (0,01599, ГОСТ 16598—75).
Числа должны быть отбиты от относящихся к ним знаков и наименований (25000 т).
Наращения (падежные окончания) к числам набирают через дефис без каких-либо отбивок (2-й). Простые дроби от целой части числа не отбивают. Числа с буквами в обозначениях (как арабские, так и римские) не должны иметь отбивки (3а, IVб). Числа и буквы, разделенные точками (например, при обозначении пунктов), набирают без отбивки (1.3.14 а).
Основные математические знаки в формулах и математических выражениях отбиваются от чисел (10 с 2 = 8, 2 × 3 = 6), если математические знаки употребляются перед числами в значении степени увеличения, положительной или отрицательной величины и тому подобные от чисел не отбиваются (+5°, 20, ±3, 60×90¼).,
Математические сокращения (sin) – прямым светлым латинским шрифтом, обозначения химических элементов – прямым светлым латинским с прописной буквы.
Сокращения должны быть отбиты от относящихся к ним чисел или слов. Так же должны быть разделены между собой и от фамилии инициалы.
В сокращениях по начальным и конечным буквам слова (ф-ка) знак дефис не должен быть отбит от предшествующих и последующих элементов.
Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть отбиты (Н2О, м3/с).
Использование сокращений
Принято сокращать единицы измерения, если перед ними указана цифра, например 10 с, 35 мин, 2В, 15º (но 15 ºС), 100 %. Стандарты сокращений берутся из СИ и соответствующих словарей.
В тексте допустимы следующие сокращения: т.д., т.п., др. Остальные сочетания принято писать полностью: то есть, так называемый, так как.
Сокращения, принятые при внутритекстовых ссылках и сопоставлениях: гл. (глава), п. (пункт), подп. (подпись), рис. (рисунок), см. (смотрите), табл., ч. (часть), с.(страница), (но не стр. это устаревшая форма сокращения).
Слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в., вв., г., гг. (1925–1932 гг., 30-е гг.), до н. э., н. э., ок.
Слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: тыс., экз., к., р. (но не руб. и коп.), млн, млрд (обратите внимание, что сокращения мнл и млрд употребляются без точек в конце).
Включение формул в текст
Формулы набираются в отдельных абзацах теста. Если они являются частью предложения, после их ставятся знаки препинания. Исключение составляют случаи, когда формулы нумеруются, например:
(a + b)² = a² + 2ab + b² (5.1)
Номер проставляется справа в круглых скобках и отделяется от формулы не пробелами, а табуляцией. Все переменные в формулах набираются курсивным шрифтом. Арифметические знаки (+, –, =, ×) отделяются от цифр пробелом с двух сторон. Простые формулы могут быть набраны непосредственно в программе MicrosoftWord. Для набора сложных формул необходимо воспользоваться программой MicrosoftEquation или MathType 4 и вставить формулы в текст в виде графических объектов.
Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь» [3, с. 65]. Или: По замечанию А.Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с. 22]. Сноски и примечания могут печататься на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Пример списка источников:
1. Описание книги, написанной одним автором:
Сведение об авторе. Основное заглавие/Сведения о редакторах. - Сведения о повторности издания. - Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц.
Например, Новикова, Э.А. Информация и исследователь. - Л.: Наука, 1974. - 99 с. Ерина, Е.М. Обычаи поволжских немцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Готика, 2002.- 102с.
2. Описание книги, написанной несколькими авторами:
Сведение о первом авторе. Основное заглавие/ Сведения об авторах; сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания. - Количество страниц.
Например, Алексеев, А.А. Практические занятия по психологии: учеб.пособие для вузов/ А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий и др.; под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
3. Описание статьи:
Сведения об авторе. Основное заглавие. - Сведения об издании// Где опубликована статья. - Год. - Номер. - Страницы.
Например, статья в журнале: Толстых, Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников// Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 146-151.
Шамова, Т.И. Экспериментальные школы как эффективный способ взаимодействия педагогической науки и практики/ Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова// Управление образованием. - 2009. - № 1. - С. 58-70.
Статья в сборнике: Лузгин, В.В. Единство учебной и научно-исследовательской работы студента// Проблемы подготовки учителя: сб. науч. тр. Казан, гос. педагог, ин - та. - Казань: КГПИ, 1976.-С. 188-206.
4. Описание многотомного издания:
Основное заглавие: Общее количество томов. Том. / Сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания - Количество страниц.
Например, Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. Т.4/ Гл. ред. К.С. Горбачевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1993. - 576 с.
5. Описание диссертации:
Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в Х1П-Х1V вв.: дис. канд. ист. наук. — М., 2002. -215 с.
Место для формулы. Переславцева, Е.В. Развитие государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2006. - 22 с.
6. Описание электронного ресурса:
При описании ресурса Интернет необходимо указывать подробный электронный адрес.
Например, Муратов, А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 23 мая. Адрес: http://eidos.ru/journal/2005/0523.htm
Муратов, А.Ю. Инновационная деятельность педагогического университета [Электронный ресурс]. Адрес: http://schooloftomorrow.ru/content/php?articles=11007
Приложение 4
Образец титульного листа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2009»
«Название проектной работы»
Индивидуальный итоговый проект
по предмету(ам)
ученика(цы) __класса « __» СП № __
Фамилия, имя в родительном падеже
Руководитель проекта: ФИО учителя с указанием предмета
Москва, 2016 год
Приложение 5