Филологический и житейский анализ явления
ОТ БИБЛИИ ДО ПАРКУРА
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С.Пушкин
Прежде, всего, следует отметить, что приключение явление многогранное, возникшее с самого начала начал человеческой цивилизации. Целый ряд библейских сюжетов могут быть интерпретированы как приключенческие. Древнегреческие мифы не что иное, как сказания о приключениях (Геракла, Ясона, Персея, Тесея, Одиссея и т.д.). Можно назвать периоды в истории человечества, когда дух приключения становился всеобщим поветрием, стилем жизни значительного числа людей – эпоха крестовых походов, эпоха Великий географических открытий, золотая лихорадка в Америке, войны, революции и т.д. Речь не о причинах этих явлений, а об ощущении масс людей, приводившем к специфическому поведению, так например мальчишки, влекомые страстью к приключениям, убегали из дома, чтобы стать пиратом, золотоискателем или сыном полка.
С другой стороны, отношение к приключению является водоразделом двух различных образов существования. Одного, который, основан на ценностях относительно размеренной и традиционной жизни, без неожиданностей, опасностей и неизвестности. Второй, наоборот, характеризует склонность к неизведанному и стремление к опасностям. В самом начале «Хоббита» Д.Р.Р.Толкин рисует как добропорядочное общество хоббитов уважало семью Торбинсов за отсутствие «сумасбродств», и как с подозрением относилось к другой семье – Тукам за любовь к странствиям и приключениям[13]. Действительно приключение это мерило разделяющее людей на сторонников приключений и их противников (сторонников безопасности и стабильности). Две противоположные оценки приключения отражены и в русском языке, что легко обнаруживается в словарях. Скажем в словосочетаниях «Доехать без приключений», «Паводок много бед приключил, набедил», «Простуда приключила ему горячку», «Братья ему большое горе приключили» приключение оценивается отрицательно, как нечто мешающее жизнедеятельности человека. Также прозрачна оценка приключения в такой выдержке из Толкового словаря «Искатель приключений, праздный шатун от нечего делать». Отсюда, важнейшим индикатором, для того считать обстоятельства приключением или несчастием является субъективная интерпретация человеком произошедшего.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ,
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ И ЖИТЕЙСКИЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
В.Высоцкий
Выскажем предположение, что под приключением можно понимать – субъективно позитивное отражение человеком внезапного усиления собственной реактивности по преодолению внешних угроз. Приключение вызывает внезапное усиление реактивности своего рода экзистенциальную вспышку (кратковременное, внезапное, быстрое и интенсивное изменение человеческого бытия, реакция человека на обстоятельства такая интенсивная, что подобна вспышке). Характерными чертами приключения наряду с субъективной интерпретацией, являются пространственно-временная локализация, реактивный психологический механизм разворачивания, высокая степень риска.
Пространственно-временная локализация приключения – ограниченное по времени и пространству существенное изменение обстоятельств бытия. У приключения есть фиксированное начало (переход из обыденного существования в необычное) и фиксированный финал (возращение из необычного бытия в обыденное). Одно из словарных синонимов слова «приключение» - «похождение» (изменение пространственного расположения). Весьма четко это зафиксировано у К. С.Льюиса в «Хрониках Нарнии» - при помощи различных приспособлений или без них, герои этой эпопеи попадают из обыденной Англии в сказочную Нарнию и обратно: «Жили ‑ были четверо детей, которых звали Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси. …. Они открыли дверь волшебного шкафа и очутились в мире, совершенно не похожем на наш и стали там королями и королевами страны Нарнии» [6].
Реактивный психологический механизм разворачивания приключения состоит в том, что приключение с человеком случается, приключается. Субъектом выступают внешние обстоятельства, они бросают человеку (группе людей) вызов, не отреагировать на который не возможно (степень угроз, как правило, достаточно высокая). Угроза зачастую состоит в неизвестности, так описывает эти ситуацию Льюис: «Однако ни завтра, ни в ближайшие дни приключения не начались, ибо наши герои собирались покинуть все известные земли и моря, а значит – должны были тщательно подготовиться» [8].
Однако при всей вторичности – реактивности поведения человека в обстоятельствах приключения всегда есть возможность выбирать из двух альтернатив рискованного и надежного.
Высокая степень риска для человека обусловлена тем, что непредсказуемость и исключительно угрожающий характер вызовов актуализирует все возможности человека, стимулирует творческий подход к решению возникающих проблем, приключением человеку навязывается подвиг как системный способ поведенческой реакции на вызовы. Д.В.Дорджиева признаками концепта «подвиг» называет а) неблагоприятные обстоятельства; б) активная реакция на преодоление неблагоприятных обстоятельств;в)важные для общества последствия. Автор указывает на такую интересную подробность: «В современном массовом сознании появилось новое ценностное осмысление подвига как личного достижения героя — подвига как спортивно-зрелищного события»[4].
Вследствие высокой степени риска возникают сильные эмоциональные переживания (в том числе и страх). Вот цитата из книги К.С. Льюиса «Принц Каспиан»: «Каспиан, хоть и плакал, когда прощался с доктором Корнелиусом, теперь чувствовал себя храбрым и счастливым, потому что был королем, скачущим навстречу приключениям, с мечом на левом боку и волшебным Рогом королевы Сьюзен на правом. Но когда пришел день и принес мелкий дождик, он огляделся и увидел, что вокруг неизвестные леса, дикие степи и голубые горы, подумал о том, как велик мир, и почувствовал себя маленьким и испуганным» [6].
Не редко в приключениях присутствует весьма явный противник (враг, соперник), который создает сложные ситуации, плетет интриги. Скрытость врага это еще один аспект вызова – угрозы: «Однако мы испытали много странных приключений и знаем, что вещи не всегда бывают тем, чем кажутся» [8].
В практике германской модели педагогики приключений в качестве источника угроз выступает природная или урбанистическая среда. Однако то, свойства всех вызовов – для человека мало предсказуемы, мало контролируемы, парадоксальны, актуализируется философская идея Судьбы. Вступая в активное противоборство с обстоятельствами (реагируя на вызовы), человек начинает игру с Судьбой. Судьба предъявляет ему новые вызовы, столь же неожиданные, что и предыдущие и также требующие реакции. Такая игра человека с Судьбой связана с азартом (сильное возбуждение, вызванное противоборством и стремлением к выигрышу). Вступая в игру с судьбой, человек проявляет ту или иную степень авантюрности - ради достижения успеха готовности к риску, к нарушению тех или иных норм (традиций, законов, правил и т.д.).
Высокая степень эмоциональных переживаний участника приключения дает ему силы в преодолении, как глобальных опасностей, так и мелких бытовых неудобств: «они довольствовались сырыми яблоками и Эдмунд заметил, что теперь они уже не так плохо будут относиться к школьным обедам. «Не говоря уже о толстом ломте хлеба с маслом», – добавил он. Но в них проснулся дух приключений , и никто не хотел обратно в школу» [6].
Писатель называет духом приключений своеобразную мотивацию стремления к риску, к игре с судьбой (авантюрная направленность), к обретению славы (глористическая направленность), романтических эмоций (созерцательная мечтательность, идеализация отношений с окружающим миром:
– Какой же толк плыть дальше? ….
– Толк? …. – Если вы, капитан, видите толк, лишь в набитом желудке или кошельке, я отвечу: никакого. Смею надеяться, мы отправились в плавание не ради толка, а ради славы и приключений. Перед нами самое прекрасное приключение, какое только бывает, и если мы повернем назад, славы мы не дождемся.
– Приключение это опасно, – ответил Мыш, – но для меня куда опасней, если, вернувшись в Нарнию, я услышу, что рыцарь Рипичип побоялся разгадать тайну[8].
Какими бы мотивами не направлялось бы поведение человека, его включение в приключение достойно некоторого внимания, думается, что здесь будет уместна аналогия с явлением инфантилизации, характерным для включения в игру (Н.П. Аникеева).
Весьма любопытно, что Льюис ограничивает право человека на приключение: «Вы, король Нарнии, потеряете доверие своих подданных, и особенно лорда Трама, если не вернетесь вместе со всеми. Вы не вправе тешить себя приключениями, как частное лицо» [8].Другими словами,наличие большой ответственности ограничивает возможности ввергаться в инфантильную сферу приключения.
Опираясь на типологию приключенческих жанров (филолог из Чебоксар М.П. Савирова) решимся утверждать, что инобытийностью приключения может быть:
- физическая смена пространственных обстоятельств бытия (например, путешествие),
- субъективная смена обстоятельств бытия (детектив – как экстраординарный случай предполагающий опасность и латентность отношений (не проявляет себя явным образом) произошедшего или происходящего, нереальность означенности происходящего – фантастика, фэнтези).
Двигаясь к освещению педагогических аспектов приключения, стоит уделить внимание различению приключения и игры. На первый взгляд, понятие игра охватывает значительно более широкий массив явлений, другими словами, есть игры, которые не являются приключениями. В тоже время, можно назвать целый ряд приключений, не предполагающий игры в полном смысле этого слова (не считая игры с судьбой, о которой мы писали выше). Итак, понятия «путешествие» и «игра» по значению не совпадают полностью, но имеют область пересечения – это приключенческие игры или игровые приключения. Воспользуемся некоторыми схемами, разработанными для изучения способов педагогического взаимодействия[5]. Общими чертами приключения и игры являются способы взаимодействия человека с окружающей средой, где человек реактивен, среда (игры или приключения) включая в предметные действия, развлекает, вызывая состояние удовольствия. Целенаправленное созидание и в игре, и в приключении второстепенно, человек воспринимает среду как объект преобразования для того, чтобы наиболее эффективно реагировать на вызовы. Отличия этих двух явлений состоят в том, что в игре преимущественно обеспечивается единение в эмоциональном переживании, игра более диалогична, а приключение в большей степени инициирует преодоление, вызывая состояние победы над кем-то или чем-то, поэтому приключение предполагает демонстрацию. Приключения, после того, как они приключились, вызывают у главных героев желание их пересказывать.