Основы гигиены и физиологии
В Российской Федерации действует Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
· Основные факторы, обуславливающие здоровье:
· Образ жизни -50-55 %
· Влияние экологических факторов -20-25%
· Биологические (наследственные) – 20%
· Недостатки и дефекты здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)
Закаливание- мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.
Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.
Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.
Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.
При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:
· Плаксивость, раздражительность ребенка;
· Нестабильность психоэмоционального состояния;
· Отклонения в развитии;
· Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.
Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения.
Важно соблюдать следующий распорядок дня:
· вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой,
· есть в установленные часы
· чередовать умственный труд с физическими упражнениями
· соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви
· работать и спать в хорошо проветриваемом помещении
· ложиться спать в одно и то же время
ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
§ Утро начинать с добрых мыслей и зарядки.
§ Чистить зубы после еды дважды в день.
§ Дышать носом.
§ Осмысливать прочитанное, увиденное, услышанное.
§ Мыть руки перед едой.
§ Желать окружающим здоровья и добра.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
· Курить.
· Употреблять алкоголь.
· Принимать наркотики.
· Передать.
· Мало двигаться, много сидеть и лежать.
· Завидовать (эта привычка отрицательно сказывается на психическом здоровье).
· Злословить.
· Насмехаться над другими.
· Не замечать своих недостатков.
· Поздно ложиться спать.
· Оставаться в постели после пробуждения.
· Сквернословить.
· Грызть ногти.
· Ковырять в носу.
· Почесывать в различных местах.
· Употреблять слова – паразиты.
· Заниматься самовозвеличиванием, самобичеванием
· Проявлять всезнайство и многое другое.
Здоровый ребенок
Для того, чтобы, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, родительство должно быть ответственным: каждый современный человек должен знать как сохранить свое репродуктивное здоровье:
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы. Проще говоря, полная гармония общего состояния организма, включая функции половой системы для воспроизводства здорового потомства.
Не менее важна в сохранении здоровья детей актуальность планирования семьи:
· сохранение здоровья женщины;
· достижение гармонии семейных отношений;
· благоприятные психо-сексуальные отношения в семье
· осуществление жизненных планов;
· оптимальный возраст для рождения детей 20-30лет;
· интервалы между родами не менее 2-2,5 лет;
· аборт самый небезопасный метод регулирования рождаемости, его можно избежать с помощью современных методов контрацепции;
· инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин;
На здоровье детей влияютнеблагоприятные факторы:
· систематическое потребление алкоголя;
· нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов;
· употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека.
Сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации»обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Принята государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»:
- оборудование входа в здание школы перекатным пандусом.
- оборудование некоторых входов в помещения откидным пандусом
- оснащенность переносными пандусами - платформами на пути движения
- оснащенность коридоров и санузлов пристенными поручнями.
К основным формам психолого-педагогического, тьюторского сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
1. Диагностика.
2. Коррекция и профилактика адаптивных нарушений.
3. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
4. Работа по индивидуальным учебным планам.
5. Коррекционная работа по индивидуальным программам.
6. Организация образовательного процесса по адаптированным программам.
Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится по следующим направлениям:
— социально-педагогическая работа с учащимися;
— социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
— работа со специалистами сопровождения и педагогами;
— сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья дает следующие возможности:
Получить образование ребенку с ОВЗ с учетом его потребностей и возможностей.
Легко влиться ребенку-инвалиду в коллектив сверстников с нормальным развитием.
Родители имеют возможность получать помощь и консультации необходимых специалистов и педагогов.
Педагоги получают постоянную методическую помощь и поддержку.
Происходит регулярный контроль над развитием ребенка с ОВЗ и своевременно корректируется работа, учитывая его способности и возможности.