Автоматизация звука [л] в слогах
ЦЕЛИ
• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
• Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах.
• Учить определять наличие звука [л] в словах.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
• Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные
слова.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки или игрушки «Корабль», «Обезьянка»; счетные палочки; макет «Остров»; ракушки; картинка «Дельфины».
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в морское путешествие. Посмотри, у причала стоит большой корабль и гудит: ы-ы-ы.
2. Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопата»). К блинам возьмем с
собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье» ). Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку
(упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна! Однако нам
нужно поторопиться. Бегом на причал! (Упражнение «Индюк».) Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (упражнение «Почистим верхние зубки»). Послушай, как шумит, хлюпает вода (упражнение «Бочки»). Снова гудит корабль: ы-ы-ы, приглашает нас подняться на палубу. Как он
гудит?
Ребенок произносят: ы-ы-ы.
3. Подняться можно по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные палочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в которых слышится море. Прибивай доску только тогда, когда
услышишь нужное слово: моряк, морской, мороз, морячка,
Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье.
Ребенок выполняет.
4. Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап качается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палу
бе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба?
Ребенок произносит: л-л-л.
Пора подать последний гудок. Произноси звук [л] в конце каждого слова: ме.., по.., ба.., сто.., сту.., пена.., уко.., журна.., крокоди.. .
Ребенок выполняет.
5. Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом:
лла, лло, ллэ, ллы, ллу.
Ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом.
Над кораблем чайки летают и кричат: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу.
Ребенок, соединив большие пальцы, ладонями имитирует полет чайки и повторяет за логопедом слоги.
6. Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то ост
ров.
Кто же нас на берегу встречает? Обезьянка. Она сначала испугалась: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ!
Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха.
Потом очень удивилась: лу-лу, ла-ла, ло-ло!?
Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления. Но когда обезьянка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу!
7. Что же, давай угостим обезьянку нашими запасами. Ка
кое у нас есть варенье?
Варенье из вишни (какое?) ... вишневое. Варенье из груш — ... Варенье из персиков — ... Варенье из бананов — ... Варенье из брусники — ... Варенье из абрикосов — ... Варенье из мандаринов — ...
Ест обезьянка варенье и от удовольствия причмокивает: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
8. Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Только брать нужно не любые
ракушки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слушай внимательно: волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плаванье, путешествие.
Ребенок выполняет.
Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем резвится стая дельфинов. Найди среди них двух одинаковых (рис. 11).
Дельфины играют, с плеском выпрыгивают из воды: гл, олл, ылл, улл, элл, илл.
Ребенок вслед за логопедом проговаривает слоги.
9. Итог занятия.
Логопед. Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берем курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня в этом путешествии?
Ребенок. Л-л-л.