Заключительные советы родителям и педагогам
Для успешной организации коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми младенческого и раннего возраста необходимо наладить раннее выявление нарушений слуха в поликлиниках по месту жительства, а также дифференциальную диагностику и слухопротезирование детей раннего возраста в существующих сурдологических центрах и кабинетах.
Одновременно с этим важно организовать коррекционную педагогическую работу с младенцами и детьми раннего возраста силами учителей-дефектологов сурдокабинетов и специальных учреждений для глухих и слабослышащих детей.
Учитель-дефектолог сурдологического кабинета в ходе диагностических занятий подготавливает ребенка старше. 1,5 лет к исследованию тонального слуха, проводит педагогическое обследование слуха у всех малышей и уточняет режим работы индивидуального слухового аппарата, рекомендованного врачом-сурдологом. Затем с детьми старше года организуются реабилитационные занятия из расчета 1 ч в неделю на каждого ребенка'. Это время может быть распределено по-разному: одно занятие в неделю продолжительностью 60 мин, два занятия по 30 мин или одно занятие в две недели продолжительностью 2 ч. Распределение времени зависит от возраста ребенка (чем он моложе, тем занятия должны быть чаще и короче), а также от конкретных объективных условий.
С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями. Если ребенок живет в городе, где находится сурдологический кабинет, или поблизости, то два раза в месяц его привозят для консультации, уточняется режим работы с аппаратами, даются рекомендации по воспитанию малыша, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1—2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно — недели) проводится медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются, демонстрируют достижения ребенка. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом.
На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.
В настоящее время внедряется новая оригинальная форма занятий с глухими и слабослышащими малышами — консультативные группы при специальных дошкольных учреждениях (а возможно, и при школах). Представляется целесообразным открывать такие группы именно при специальных детских садах или садах общего типа, имеющих специальные группы. При этом облегчается оказание методической и сурдотехнической помощи; родители знакомятся с учреждением, могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия с детьми того же возраста, что и их ребенок, объективно оценить продвижение сына или дочери и осознанно решить вопрос о дальнейших формах обучения ребенка. В консультативных группах проводятся индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2—3 человека), в ходе которых учитель-дефектолог рассказывает родителям о приемах и методах воспитания и обучения их ребенка в условиях семьи. С каждым малышом, как правило, проводятся два часовых занятия в неделю. По желанию родителей с учетом их местожительства и индивидуальных особенностей ребенка занятия могут проводиться чаще — каждый день, через день и реже — раз в неделю, раз в две недели. Если ребенок живет далеко от учреждения, то родители могут приезжать с ним 2—3 раза в год на 1—2 недели и посещать занятия педагога ежедневно.
Основным содержанием работы учителя-дефектолога и сурдологического кабинета, и консультативной группы является формирование устной речи детей. Он также дает родителям конкретные задания для работы по всем направлениям коррекционного обучения. В консультативные группы целесообразно включать и малышей, у которых есть лишь подозрение на снижение слуха. Проведение занятий с ними позволит уточнить состояние слуховой функции и выяснить причины имеющихся отклонений в развитии.
К работе с детьми с нарушенным слухом важно привлечь и психолога. Он проводит психолого-педагогическое обследование каждого ребенка (в начале и в конце учебного года, в ходе коррекционного обучения), ведет наблюдения за ходом умственного и речевого развития детей, консультирует родителей.
Для координации совместной воспитательной работы большое значение имеет наблюдение за детьми дома, а также в детском саду общего типа, если ребенок его посещает.
По достижении ребенком возраста 2—3 лет перед родителями встает вопрос о дальнейшей организации обучения своего малыша. Они могут выбрать разные пути: продолжать воспитывать ребенка дома, начать его обучение в специальном дошкольном учреждении для глухих или для слабослышащих детей. Решение этого вопроса зависит от сложности дефекта, продвижения ребенка в процессе занятий и желания родители. В том случае, если родители решили воспитывать сына или дочку в условиях семьи, то они должны следить за тем, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, соответствовали программе специального детского сада. Проводить работу следует по всем направлениям: по физическому развитию, ознакомлению с окружающим, развитию речи, остаточного слуха и произношения, формированию элементарных математических представлений, игре, изобразительной деятельности, труду и музыкальному воспитанию.
С особенностями работы в специальных дошкольных учреждениях родители могут познакомиться в книге Н. И. Беловой «Специальная дошкольная сурдопедагогика» (М., 1985). Содержание обучения и методика коррекционной работы изложены в программах для специальных дошкольных учреждений.
Помощь родителям в обучении ребенка по-прежнему оказывается в сурдологическом кабинете или в консультативной группе, занятия в которых ребенок посещает до достижения им школьного возраста.
Для слабослышащих и глухих дошкольников, владеющих фразовой речью, хорошо понимающих обращенную к ним речь взрослых и детей, внятно (понятно для окружающих) говорящих, а также для внезапно оглохших детей можно предложить и иную форму обучения. Практика показывает, что таких детей в том или ином городе и близлежащих районах немного и они очень различны по возрасту. Этих детей можно определить в один детский сад для слышащих детей в группы, соответствующие их возрасту (1—3 ребенка), и выделить дошкольному учреждению ставки учителя-дефектолога из расчета одна ставка на б—8 детей.
При такой организации работы учитель-дефектолог проводит с неслышащими детьми фронтальные занятия (или занятия малыми группами), а также индивидуальную работу с каждым ребенком, как это предусмотрено в специальном дошкольном учреждении. Все остальное время дети находятся в группах вместе со слышащими сверстниками.
Учитель-дефектолог также посещает занятия воспитателей в тех группах, где обучаются дети с нарушенным слухом, знакомит их с особенностями развития каждого ребенка и помогает в проведении с ними воспитательной работы. Он приглашает родителей на свои занятия, помогает им организовать обучение сына или дочери дома, дает конкретные рекомендации по работе с ребенком в семье.
Оглавление
От авторов
СЛЫШИТ ЛИ МАЛЫШ?
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМ НЕСЛЫШАЩИМ РЕБЕНКОМ
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ
КАК ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
КАК ПРОВОДИТЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ