Темы для самостоятельного изучения

Тематика семинарских и практических занятий по курсу

«Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»

Семинарское занятие №1 (2 часа).

Тема: Институциональные формы социальной реабилитации.

1. Профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

2. Непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).

Семинарское занятие № 2 (4 часа).

Тема: Реабилитационная служба помощи детям и подросткам.

1. Социальный педагог в системе реабилитационной службы.

2. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.

3. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.

4. Модель сотрудника реабилитационной службы.

5. Механизм функционирования службы.

6. Виды и способы реабилитации девиантных детей.

Семинарское занятие № 3 (2 часа).

Тема: Психолого-педагогическая работа с дезадаптированными подростками.

1. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.

2. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.

3. Функции превентивной психологической службы.

4. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.

5. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.

6. Этапы ресоциализации.

Семинарское занятие № 4 (2 часа).

Тема: Технология социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

1. Технология социально-педагогической реабилитации.

2. Специальные технологии социальной реабилитации:

- программно-целевая технология,

- технология формирования новой жизненной среды,

- коммуникативная технология, релаксационная технология,

- оценочная технология,

- трудовая технология,

- тренинговая технология,

- патронажная технология,

- терапевтическая технология.

3.Технология коррекции поведения дезадаптированных детей и подростков.

4.Методы коррекции поведения. Основные коррекционные этапы работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела дисциплины. Тема Форма самостоятельной работы Количество часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе 1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет». 2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»? 3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века - «Век ребенка»?   Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения. 1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека? 2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др. 3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения? 4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений. Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 3.Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
  1. Охарактеризуйте подростков с акцентуацией темперамента и характера.
  2. Перечислите основные формы делинквентного поведения подростков.
  3. Выпишите научные концепции, объясняющие природы агрессии и насилия. Выделите причины агрессивного поведения подростков. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?
  4. Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».
  5. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?
  6. Какие формы аддиктивного поведения подростков наиболее распространены в настоящее время? В чем отличие зависимости от вредной привычки.
  7. Негативные тенденции в развитии российского общества и суицидальное поведение детей и подростков.
 
Обсуждение на практическом занятии   Проверка конспектов.     Понятийный диктант.
Тема 4.Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков. 1. Дети и подростки в современном информационном обществе. 2. Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение. 3. Сделайте выписки из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу. Обсуждение на практическом занятии.     Проверка конспектов.
Тема 5.Трудные подростки из неформальных объединений. 1. Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление? 2.Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации. 3. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений. 4.Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области? Обсуждение на практическом занятии.   Проверка конспектов.
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков 1. Выпишите формы и методы профилактики: - проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков; - зависимости подростков от психоактивных веществ; - Интернет-зависимости у подростков; - безнадзорности и беспризорности подростков.   2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних? 3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер? Проверка конспектов     Обсуждение на практическом занятии.
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками
  1. Выпишите основные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. (См. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 и др.).
  2. Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками: - социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей. - социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей). - технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью. - технологии работы с подростками с делинквентным поведением.
  Проверка конспектов     Представление и обсуждение на практическом занятии
Тема 8.Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками» 1. Охарактеризуйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками. 2. Выпишите существующие е региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.   Проверка конспектов
Итого:    

Наши рекомендации