Темы для самостоятельного изучения
Тематика семинарских и практических занятий по курсу
«Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»
Семинарское занятие №1 (2 часа).
Тема: Институциональные формы социальной реабилитации.
1. Профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
2. Непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).
Семинарское занятие № 2 (4 часа).
Тема: Реабилитационная служба помощи детям и подросткам.
1. Социальный педагог в системе реабилитационной службы.
2. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.
3. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.
4. Модель сотрудника реабилитационной службы.
5. Механизм функционирования службы.
6. Виды и способы реабилитации девиантных детей.
Семинарское занятие № 3 (2 часа).
Тема: Психолого-педагогическая работа с дезадаптированными подростками.
1. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.
2. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.
3. Функции превентивной психологической службы.
4. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.
5. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.
6. Этапы ресоциализации.
Семинарское занятие № 4 (2 часа).
Тема: Технология социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
1. Технология социально-педагогической реабилитации.
2. Специальные технологии социальной реабилитации:
- программно-целевая технология,
- технология формирования новой жизненной среды,
- коммуникативная технология, релаксационная технология,
- оценочная технология,
- трудовая технология,
- тренинговая технология,
- патронажная технология,
- терапевтическая технология.
3.Технология коррекции поведения дезадаптированных детей и подростков.
4.Методы коррекции поведения. Основные коррекционные этапы работы с дезадаптированными детьми и подростками.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Темы для самостоятельного изучения
Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Количество часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе | 1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет». 2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»? 3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века - «Век ребенка»? | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения. | 1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека? 2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др. 3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения? 4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений. | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 3.Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков |
| Обсуждение на практическом занятии Проверка конспектов. Понятийный диктант. | |
Тема 4.Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков. | 1. Дети и подростки в современном информационном обществе. 2. Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение. 3. Сделайте выписки из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу. | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 5.Трудные подростки из неформальных объединений. | 1. Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление? 2.Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации. 3. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений. 4.Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области? | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков | 1. Выпишите формы и методы профилактики: - проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков; - зависимости подростков от психоактивных веществ; - Интернет-зависимости у подростков; - безнадзорности и беспризорности подростков. 2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних? 3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер? | Проверка конспектов Обсуждение на практическом занятии. | |
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками |
| Проверка конспектов Представление и обсуждение на практическом занятии | |
Тема 8.Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками» | 1. Охарактеризуйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками. 2. Выпишите существующие е региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков. | Проверка конспектов | |
Итого: |