Формирование разговорной речи
БЕСЕДА
Этот вид работы может быть включен как в раздел развития родного языка, гак и в раздел космического воспитания. Поэтому здесь сложно выделить прямую и косвенную цель. Беседа может быть итоговым занятием в рамках какого-пибо проекта, связана с текущими событиями, такими как смена времён года, праздники, или иногда возникать спонтанно. Приведем примеры.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Цель.Формирование разговорной речи; космическое воспитание.
Материал.Круглый поднос, некоторое количество земли в специальном мешочке, разноцветные платки - жёлтый, синий и прозрачный, фигурки или карточки с изображением растений и животных.
Учитель и дети сидят на линии на стульчиках или на полу. Учитель предлагает детям по очереди пощупать землю в завязанном мешочке, поделиться своими ощущениями, отгадать, что там может быть.
Учитель высыпает землю на стоящий в центре поднос. Вопрос: может ли что-нибудь вырасти на этой земле? Почему не может? Что нужно для того, чтобы выросло? Дети отвечают: «Вода». Учитель достаёт синий платок и кладёт его с одного края подноса; «Солнце» - кладётся жёлтый платок; «Воздух» - прозрачный платок.
На земле появляются растения. Какие мы знаем растения? Дети по очереди отвечают: деревья, кусты, трава, цветы... Каждый ответивший приносит соответствующие фигурки или карточки и кладёт их на землю.
Кто ещё живёт на Земле, кроме растений? Дети отвечают: люди, животные, птицы, рыбы. Учитель сообщает о том, что первыми появились рыбы, потому что в воде были все необходимые вещества для рождения и питания. Учитель просит детей принести фигурки или изображения рыб и разложить их на синем платке. Можно спросить, какие бывают рыбы (морские, речные), их названия.
Учитель говорит о том, что постепенно некоторые рыбы переселились на сушу. Вводится или повторяется понятие «земноводные». Какие это животные? Дети отвечают: «Крокодилы, черепахи, лягушки, некоторые змеи». Они приносят соответствующие фигурки или картинки и кладут их на границу между «землей» и «водой».
Аналогичным образом беседа идет дальше. Можно более подробно остановиться на некоторых категориях животных. Возраст: 5-6 лет,
БЕСЕДА НА ТЕМУ «КАЛЕНДАРЬ» Цель.Активизация словаря, систематизация знаний.
Материал.Большой настенный календарь со специальными кармашками, в которые вкладывается информация о текущем числе, дне недели, месяце, времени года, погоде, праздниках и днях рождения; листки бумаги, карандаши или заранее подготовленные карточки.
Если беседа проводится впервые, то она обычно планируется на конец декабря. В этом случае учитель демонстрирует разные виды календарей.
Взрослый с помощью прямых или наводящих вопросов предлагает детям высказаться по поводу текущей даты, вчерашнего и завтрашнего чисел, названий вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дней недели, попутно вспоминает все остальные дни недели; наступившего, предыдущего и последующего месяцев, попутно вспоминает все месяцы в году; наступившего времени года и чем оно отличается от предыдущего; погоды на улице вчера, сегодня.
Ответивший верно ребенок заполняет календарь, можно побеседовать о том, какие праздники есть в данном месяце. Если у кого-то из детей день рождения, учитель может предложить остальным высказать ему пожелания. Они записываются на открытке, которая вставляется в соответствующий кармашек. Возраст: 3,5-6 лет.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
МОРФОЛОГИЯ
СКОЛЬКО СЛОВ?
Цель. Дать понятие о слове.
Материал. 5-6 предметов (кукла, карандаш, куб, мяч и т.п.).
Взрослый объясняет, что все эти предметы имеют свои названия, и просит ребёнка назвать их. Ещё раз повторяются эти названия с опорой на предметы.
Взрослый говорит: «Теперь называть предметы буду я. Послушайте, сколько я скажу слов». Он произносит: «Дом, цветок. Сколько слов я сказал? Какое первое слово? Какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову». Дети придумывают по одному, затем по два слова. Взрослый следит за тем, чтобы слова не соединялись союзом «и». Возраст: около 3 лет.
КОМУ ЧТО НУЖНО?
Склонение существительных единственного числа.
Упражнение проводится с предметами и без них. Предлагается несколько разнородных существительных и отрабатывается какой-либо падеж. Дети поочередно или в произвольном порядке отвечают на вопросы по образцу:
- Чего не стало? {ведра, пирамидки, мячика);
- Кому что нужно? (самолёт - лётчику, юбка - девочке);
- Кто чем питается? (кошка - молоком, овечка - травой);
- О чём ты мечтаешь? {о книге, о мячике, о лете).
НА ВИТРИНЕ АПЕЛЬСИНЫ
Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.
• Упражнение с картинками «Чего не стало» (чулок, носков, блюдец, апельси
нов);
• Упражнение с картинками «Закончи предложение». Пример: «Стоит много...
(кресел). На вешалке много... (полотенец)».
• Работа по образцу: «На витрине - апельсины, мне не нужно апельсинов».