Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся основного среднего образования
Учащийся по окончании уровня основного среднего образования должен:
-иметь понятие о ценностях: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, культура, искусство;
-проявлять интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремиться к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
- иметь расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
- уметь поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов, уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
- уметь свободно выражать свои мысли и чувства, уметь быть объективным в оценке себя;
- уметь принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывать их;
- уметь отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
- уметь различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
- уметь управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
- знать и уважать семейные традиции, понимать свою роль в семье в обществе; уметь быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
- осознавать неповторимость своей индивидуальности, уметь с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;
- уметь быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявлять сострадание к людям через оказание реальной помощи;
- понимать важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; стараться избегать вредных наклонностей и привычек;
- осознавать необходимость продуктивной организации личного досуга, уметь планировать свое время;
- уметь ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать и понять другого человека;
- уметь достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции, побуждения;
- иметь представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;
- уметь идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; уметь различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше;
- уметь выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
- уметь оценивать красоту окружающего мира и человека; выражать свое отношение к ним через творческую деятельность;
- понимать значение ответственного отношения к своим обязанностям, уметь трудиться самостоятельно и в коллективе;
- уметь определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
- уметь оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; уметь оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
- понимать значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
- осознавать ценность позитивного общения, уметь проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
- уметь соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
- уметь самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.