Критерии оценки деятельности студента на преддипломной практике
Содержание практики
Преддипломная практика в школе является завершающим этапом практической подготовки будущих учителей начальных классов, благоприятной возможностью для применения и углубления всех полученных в период обучения знаний, умений и навыков для развития индивидуальных педагогических способностей.
Проводится на выпускном курсе в соответствии с учебным планом на последнем семестре с отрывом от теоретического обучения. Практика включает разделы: ознакомление с видами документов школы, с системой воспитания, организация индивидуальной работы с детьми, знакомство с передовым педагогическим опытом, с методической работой школы, с работой педагогического совета и участие в работе методического объединения учителей начальных классов.
Для более рационального планирования и учета работы практиканта в содержании педагогической практики выделяются три сферы деятельности:
а) учебная работа (основная специальность);
б) внеклассная работа (профориентационная работа);
в) работа в качестве помощника классного руководителя.
Обязанности директора базовой школы (его заместителя)
1. Обеспечивает условия для проведения педагогической практики в школе, проводит работу с учителями и учащимися школы по вопросам предстоящей практики.
2. Знакомит практиканта со школой, целями и содержанием учебно-воспитательной работы, педагогическим составом учителей, учебной документацией школы,с работой педагогического совета, метод объединений, родительского комитета, закрепляет классы за практикантом.
3. Выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия практикантов, принимает участие в их обсуждении.
4. Проводит совещание в начале и конце практики.
Обязанности учителя-наставника
1. Знакомит практиканта с планом своей работы, проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
2. Консультирует студента при подготовке их к проведению уроков и внеклассных занятий, проверяет конспекты и планы предстоящих занятий, дает согласие на допуск к уроку или внеклассному занятию.
3. Участвует в разборе и оценке уроков и мероприятий, проводимых практикантом.
4. Привлекает студента к проведению кружковых и дополнительных занятий с учениками, изготовлению наглядных пособий, проверке тетрадей.
5. Участвует в совещании по педагогической практике в школе.
Обязанности классного руководителя базовой школы
1. Знакомит практиканта с составом класса, с успеваемостью, посещаемостью, поведением учеников, с основными воспитательными задачами и планом своей работы на предстоящую четверть, проводит открытые внеклассные мероприятия с учениками.
2. Оказывает помощь практиканту в изучении индивидуальных особенностей учащихся.
3. Помогает наметить воспитательные задачи, консультирует при составлении плана воспитательной работы.
4. Присутствует на проводимых практикантом мероприятиях, участвует в их обсуждении и оценке.
6. Знакомит с планом факультативных занятий и требованиями к заполнению классного журнала, сводным расписанием уроков.
ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИКАНТА
Практиканты обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка школы, организации и учреждения распоряжения администрации учителей школы и преподавателей колледжа;
- следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда;
- в полном объёме и своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- присутствовать на практике согласно расписанию, активно участвовать в обсуждении уроков и внеклассных мероприятий;
- аккуратно вести необходимую документацию, предусмотренную программой данного вида практики;
- показывать пример вежливости, педагогического такта организованности, дисциплинированности и трудолюбия.
В ходе преддипломной практики по специальности 0105000 «Начальное образование» квалификации «Учитель иностранного языка» студент должен отработать 6 недель, из которых первая неделя является учебно-ознакомительной. В течение ознакомительной недели студент обязан: ознакомиться с особенностями работы школы, изучить календарно-тематическое планирование по предмету, получить консультации учителя-наставника и составить планы-конспекты уроков на первую неделю самостоятельной работы, а также подготовить необходимый наглядный материал.
На ознакомительной неделе студент обязан посетить уроки учителей и провести профориентационную работу среди учащихся старших классов школы. В этот же период студент должен изучить учеников класса, их интересы и склонности, отношение к предмету (с этой целью провести анкетирование учащихся); изучить успеваемость по предмету по классному журналу; при наблюдении уроков выявить сильные и слабые стороны подготовки учащихся; ознакомиться с правилами заполнения журнала, подготовить свой временный журнал - копию и начать проведение дополнительных занятий.
В течение последующих 5 недель практикант работает в качестве учителя иностранного языка в начальных классах. За этот период он должен провести не менее 30 уроков в разных классах, из расчета 6 уроков в неделю.
В том числе в течение 5 недель практикант одновременно выполняет функции классного руководителя и ведет внеклассную воспитательную работу, включая 5 внеклассных занятий по предметам и 5 классных часов, а также участие в проведении родительского собрания.
По итогам практики должно быть представлено 2 разных характеристики: на учителя, на классного руководителя.
Требования к умениям и навыкам студента по окончании практики:
При проведении преддипломной практики у обучающихся должны быть сформированы следующие умения:
1. обобщение своего опыта в период практики
2. использование видеотехники, компьютера, принтера и других технических средств
3. работы по новым педагогическим технологиям
навыки:
1. составления календарно-тематического планирования
2. разработки плана урока
3. налаживания связи с родителями учащихся
4. ведения школьной документации
Критерии оценки деятельности студента на преддипломной практике
Оценка «отлично»ставится, если практикант:
1. хорошо спланировал урок, проявил самостоятельность при составлении конспекта;
2. рационально выбрал структуру урока и виды работы, соответствующие цели урока;
3. правильно распределяет время;
4. умеет вызвать интерес ко всем видам деятельности;
5. урок ведет свободно (без конспекта);
6. умеет корректировать работу по ходу урока;
7. рационально и правильно использует наглядность;
8. дает четкие установки;
9. не допускает ошибок в объяснении нового материала;
10. осуществляет индивидуальный подход к учащимся;
11. цель урока достигнута.
Оценка «хорошо»ставится, если практикант:
1. правильно спланировал урок и хорошо его подготовил;
2. поддерживает хорошую дисциплину и заинтересованность учащихся;
3. правильно подбирает пути и приемы работы на уроке, но не всегда четко дает установки; невсегда правильно распределял время на уроке;
4. допускал негрубые ошибки в речи и сам их исправлял;
5. использовал наглядность, но методика их использования была не всегда правильной;
6. план урока выполнил, но домашнее задание дал при звонке;
7. привлекал к работе всех учащихся, установил деловой контакт с классом;
8. цель урока достигнута.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
1. конспект подготовлен, но в нем мало самостоятельного;
2. материал недостаточно глубоко осмыслен учащимися;
3. практикант «привязан к конспекту»;
4. недостаточно активизирует всех учащихся;
5. не умеет перестроиться во время урока, а стремится лишь выполнить урок;
6. наглядность используется недостаточно;
7. упражнения используются бессистемно;
8. установки неясные;
9. не все задачи урока реализованы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится , если практикант:
1. спланировал урок, но к нему не подготовился;
2. на уроке допускал грубые методические ошибки;
3. урок вел формально, только с помощью конспекта;
4. не имеет контакта с классом;
5. не знает методов обучения;
6. речь литературно безграмотна;
7. не проявляет склонности к педагогической профессии.
При выставлении общей оценки за практику учитывается:
- динамика роста практиканта: от удовлетворительных до хороших и отличных уроков или наоборот;
- качество дополнительных занятий с отстающими учащимися;
- самостоятельность использования дополнительных дидактических материалов и изготовление наглядных пособий;
- степень активности при самоанализе уроков;
- оценка за отчетную документацию;
- оценка внеклассных мероприятий по предмету;
Итоговая отметка по практике выставляется руководителем
преддипломной практики колледжа и заверяется руководителем по учебно-производственной работе, утверждается на итоговой конференции по преддипломной практике.
Программа практики