Возрастные особенности детей 3-4 лет.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
· Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.
· Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
· Возрастает целенаправленность действий.
· Развивается интерес к общению со сверстниками.
· Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.
· Особое внимание уделяется ознакомлению с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предмета, использованию сенсорных эталонов;
· Самостоятельность формируется в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте.
5. Содержание образовательного процесса в младшей группе выстроено в соответствии с:
усовершенствованная и доработанная с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.
Основными приоритетными направлениями младшей группы № 7 являются: формирование представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом; формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью; воспитание у детей любви к матери, родному дому, своим близким, родной природе;
Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.
6 .Перечень программ, технологий, пособий, используемых в данной группе:
Физическая культура
· Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет, /В.Т. Кудрявцев/;
· Здоровьесберегающая система ДОУ. /М.А. Павлова, М.В. Лысогорская/;
· Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет./Ю.А. Кириллова/;
· Двигательная активность ребенка в детском саду. /М.А. Рунова/.
Познавательное
(Социально-коммуникативное развитие)
· Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, М.,2005/;
· Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». /О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М., 2008/;
· Общительные сказки. Социально – нравственное воспитание. /Т.А. Шорыгина, М. 2006/;
· Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Н.В. Краснощекова, Феникс, 2008/;
· Построение развивающей среды в ДОУ. /В.А. Петровский, М., Новая школа, 1993/.
· Программа «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия». / О.А. Шорохова, М., Сфера, 2010/;
· Программа по развитию речи детей дошкольного возраста. /О.С. Ушакова, М., Сфера, 2001/;
· Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, М., Просвещение, 1985/;
( ФЭМП)
· Занятие по конструированию из строительного материала. /Л.В. Куцакова, М., 2006/.
Развитие речи
· Программа «Детство» / Т.И. Бабаева, В.И. Логинова, СПб, 2007/
· Ребенок и книга. /Л. Гурович, Л. Береговая, СПб, 1996/; Речевое развитие детей дошкольного возраста. /Т.П. Колодяжная, М., 2009/;
·
Художественное творчество
· Программа эстетического воспитания «Красота. Радость. Творчество» /Т.С. Комарова, М., 2002/;
· Развивайте у детей творчество. / Т.Г. Казакова, М., Просвещение, 1985/;
· Изобразительная деятельность. /И.А. Лыкова, М., 2007/;
· Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. / Т.С. Комарова, М., Просвещение, 1991/
Музыка
· «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», /О.Князевой, М. Маханевой, СПб, 2000/;
· Театрализованная деятельность – «Театр – Творчество – Дети», /Н. Сорокиной, М.,2003/;
· Театрализованная деятельность», /М. Маханевой, М., 2005/;
7. Особенности образовательного процесса в младшей группе:
· Прием детей на улице в теплый период года, в весеннее – осенний период при температуре воздуха + 8 градусов;
· Проведение совместной деятельности по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников ежедневно;
· Ежедневное использование в работе дидактических игр для формирование нравственных основ младшего дошкольника;
Режим дня
Режим дня | 4 г. ж. |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.35 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.35-9.00 |
Занятия ( общая деятельность, включая перерывы) | 9.00-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-12.10 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду | 12.10-12.15 |
Обед | 12.15-12.30 |
Спокойные игры, подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика | 15.00-15.10 |
Чтение худ. литературы | 15.10-15.30 |
Подготовка к ужину. Ужин | 15.30-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка самостоятельная деятельность, уход детей домой | 16.00-17.30 |
9. Взаимосвязь воспитателя со специалистами:
Дни недели | Музыкальный руководитель | Воспитатель по ф/к | Педагог - психолог |
Понедельник | 9.05-9.20 | ||
Вторник | 9.00-9.15 | ||
среда | 9.25-9.40 | ||
четверг | 10.30-10.45 (на улице) | ||
пятница | 9.00-9.15 |
Образовательная работа направлена на интеграцию и координацию взаимодействия воспитателей и специалистов в рамках единого развития ребенка.
10. Проектирование воспитательно – образовательного процесса средней группы.
10.1 Примерное годовое комплексно – тематическое планирование младшей группы .
№ п/п | Месяц, дата (примерный период реализации) | Темы образовательных областей | Итоговые мероприятия |
1. | Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Детский сад (наш второй дом,правила поведения,разные дети в саду,мои увлечения) 2. Моя семья ( челове,части тела) 3. Сад.Фрукты 4.Перелетные птицы.Ранняя осень.Насекомые осенью. | 1. Развлечение «Матрешкино новоселье» 2. Фотоколлаж «Моя семья» 3. Игра «Вкусные подарки осени» 4. Игры – забавы «Птицы и птенчики» |
2. | Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | 1. Огород.Овощи ( едет с поля урожай,растения огорода) 2. Труд людей осенью 3. Лес, грибы, кустарники. 4. Профессии сферы обслуживания. 5. Домашние животные | 1.Игра «Покажем Мишутке наш огород» 2. Выставка «Подарки осени» 3. Кукольный спектакль «Еж и грибок» 4.Игра «Нужные профессии» 5. Игра «Подарки для зверей!» |
3. | Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Домашние животные 2. Комнатные растения.Уголок природы, ихвиды. 3.Поздняя осень 4. Одежда и обувь | 1. Игра –ситуация «Непослушный котенок» 2.Игра «вырастим цветочек» 3. Развлечение «Здравствуй, осень золотая!» 4. Выставка д/т «Украсим варежку для зверей. |
4. | Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Мой дом ( дача, квартира, мебель) 2.Зима.Сезонные изменения. Хвойные деревья. Зимующие птицы. 3.Зимнее чудо. В свете народных традиций 4.Новый год( история празднования, особенности в разных странах) | 1.Игра – ситуация «Мишуткино новоселье» 2. Игра-ситуация «Поможем птичкам» 3. Выставка д/т «Зимняя сказка» 4. Праздник «Здравствуй, елочка» |
5. | Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | 1.Рождественская неделя.Зимние забавы.(каникулярное время) 2.Рождественская неделя 3.Азбука здоровья (ОБЖД) 4. Зимние виды спорта 5. Любимые игрушки | 1. С/р игра «Семья» (праздничный стол) 2. Выставка д/т «Веселые снежинки» 3. Развлечение «будь здоров, Мишутка!» 4.Игра «Быстрее,сильнее» 5.Настольный театр «Волк и семеро козлят» |
6. | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Транспорт 2.Животные северного и южного полюсов. 3.Защитнки Отечества ( военные профессии) 4. Проводы зимы ( масленица) | 1. Игра – ситуация «Куда идут машины! 2. Игра «Мишутка простудился» 3. Чаепитие «Рядом с папой (совместно с родителями) 4. Праздник народной игрушки |
7. | Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Женские профессии. Мамин праздник. 2. Весна идет. 3.Перелетные птицы весной. 4. Продукты питания. Валеологический аспект. | 1. Праздник «Я для милой мамочки» 2. Развлечение «Весна- Красна!» 3. Игра «У нас в гостях бабушка» 4. Инра «Сварим Супчик» |
8. | Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Мир прекрасных вещей ( народная культура и традиции) 2. Космос 3. Водоёмы,рыбы, аквариум. 4. Правила дорожного движения ( ОБЖД) | 1. Игра – ситуация «Каждой вещи свое место» 2. Развлечение «Космонавты» 3.Игра «Поймай рыбку» 4. Выставка д/т «Починим машину |
9. | Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Мой город, улица, страна. 2. День Победы 3.Природа проснулась.Растительный мир. Насекомые. 4. Животные и их детеныши 5. Мониторинг знаний | 1. Игра-ситуация «Гуляем по городу» 2. Праздник «Защитники» 3. Выставка д/т «Весенняя поляна!» 4. Игра « Чья мама?» |
10.3 Расписание непосредственно – образовательной деятельности младшей группы «Пчёлки»
ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Музыка 2. Познавательное ( социально-коммуникативное развитие) | 9:05 – 9:20 9:30 – 9:40 |
ВТОРНИК 1. Физическая культура 2. Чтение худ. литературы | 9:00 – 9:15 9:30 – 9:44 |
СРЕДА 1. Познавательное ( ФЭМП) 2. Музыка | 9:00 – 9:15 9.25 - 9.45 |
ЧЕТВЕРГ 1. Развитие речи 2. Худ. Творчество ( лепка/аппликация) 3. Физическая культура (У) | 9:00 – 9.15 9.30-9.45 10.30-10.45 |
ПЯТНИЦА 1. Физическая культура 2. Худ.творчество ( рисование) | 9:00 – 9:15 9:30 – 9.45 |
10.4 Примерный объем непосредственно – образовательной деятельности в младшей группе .
Длительность непосредственно – образовательной деятельности | 15 мин |
Объем в 1 половину дня | 30 мин |
Объем в неделю | 2 часа 35 мин |
10.5 Модель образовательного процесса в младшей группе «Пчёлки».