Психологическая структурапрофессионально-педагогической деятельности
Раздел VI
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПЕДАГОГАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Глава 1Психологияпрофессионально-педагогической деятельности
Психологическая структурапрофессионально-педагогической деятельности
Прежде чем приступить к психологическому ана-лизу профессионально-педагогической деятельно-сти, уточним ряд ведущих понятий и положений об-щепсихологической теории деятельности.
Под деятельностью в психологии понимают ак-тивное взаимодействие с окружающей действитель-ностью, в ходе которого человек выступает как субъ-ект, целенаправленно воздействующий на объект иудовлетворяющий таким образом свои потребности.
Анализ материальной и духовной деятельностипозволил А. Н. Леонтьеву установить следующее еестроение: мотивы, побуждающие субъект к деятель-ности; цели-результаты, на достижение которых дея-тельность направлена; средства, с помощью которыхона осуществляется.
В самом процессе взаимодействия субъекта с дей-ствительностью выделяются определенным образоммотивированная деятельность в целом, входящие в еесостав целенаправленные действия и, наконец, авто-матизированные компоненты этих действий — опе-рации, обеспечивающие использование имеющихся
средств, а также условия для достижения необходи-мого результата.
Социально значимая цель деятельности, функции,средства и условия ее осуществления выступаютобычно как заданные обществом, поэтому они не мо-гут быть предметом психологического анализа. Что жетогда подлежит исследованию? Субъект деятельности.«Деятельность, рассматриваемая безотносительно к еесубъекту (например, при ее алгоритмическом описа-нии), никакими психологическими характеристика-ми, конечно, не обладает. Ими обладает только субъ-ект деятельности», — указывает Б. Ф. Ломов1.
Центральное место в анализе деятельности зани-мают мотивы и цель, которые образуют своего рода«вектор». Эта направленность выступает в роли сис-гемообразующего фактора, который организует и на-правляет все психические процессы, формирующие-ся и развертывающиеся в ходе деятельности.
Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:
• субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия;
• субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.
Субъект-объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.
Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности.
Лимов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол.жури.- 1981.-Т.2.-№5.-С.11.
Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие — личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступа-ет в совместной деятельности как объект, т. е. педаго-гическое взаимодействие существует не само по себе,а лишь по отношению к некоторому объекту. Струк-тура целостной педагогической деятельности пред-ставлена на рис. 15.
Субъект(педагог) |
Субъект(учащиеся) |
Педагогическоевзаимодействие
Объект
Рис. 15. Структура целостной педагогической деятельности
Следует отметить особенность педагогической де-ятельности, обусловленную субъект-субъектными иобъект-субъектными отношениями. Вектор «мотив —цель» в совместной деятельности и для педагогов, идля учащихся един.Но для каждого участника (субъ-екта совместной деятельности) он индивидуален, т. е.мотивы участников совместной деятельности (педа-гогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мо-тивы выступают в качестве тех личностных основа-ний, которые придают педагогической деятельностииндивидуальный характер. Таким образом, цели со-вместной педагогической деятельности совпадают,мотивы же участников этой деятельности всегда раз-личны, индивидуальны.
Другим аспектом изучения субъекта деятельности является психологический анализ психических процессов и способов выполнения реальной деятельности. Индивидуальные психические процессы, уровень их развития детерминируют продуктивность профессиональной деятельности. Психические процессы: восприятие, память, мышление и воображение — в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающая роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору «мотив — цель». Именно он детерминирует формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др. Формирование этих квалифи-каций связано со способами выполнения педагоги-ческой деятельности. Условно их можно разделить натри группы:
• способы отбора и переработки педагогом со-держания учебного материала, выбор личностноориентированных технологий взаимодействия сучащимися, способы контроля и оценки его резуль-тативности;
• способы и приемы педагогического взаимодей-ствия педагога с учащимися в учебно-воспитатель-ном процессе;
• способы психологического развития и коррек-ции учащихся.
Существенной характеристикой педагогическойдеятельности является взаимодействие педагога иучащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализаследует избрать педагогическое взаимодействие.
В ходе реализации педагогической деятельностивзаимодействие ее участников регулируется отраже-нием не только того предмета, на который оно на-правлено, но и действий, выполняемых другими уча-стниками, а также тех изменений, которые ими осу-
ществляются. Действия педагога строятся, такимобразом, не только соответственно предмету и целидеятельности. Педагог «подстраивает» свое воздей-ствие к действиям учащихся. Это повышает уро-вень эффективности педагогической деятельности,придает ей вероятностный характер. В совместнойдеятельности возрастает роль опережающего отра-жения (антиципирования) не только возможногорезультата воздействия, но и ответных действийучащихся.
Следующим компонентом педагогической дея-тельности являются обобщенные способы осущест-вления педагогического взаимодействия. Особен-ность этих действий — обращенность педагога на са-мого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ иоценка способов достижения цели — результата дея-тельности — ведется по критериям, нормам, приня-тым в педагогике. Следует отметить, что оценка осу-ществляется не только педагогом, но и учащимся.Это обогащает обратную связь дополнительной ин-формацией.
Таким образом, психологический анализ педагогической деятельности позволяет выделить в ней следующие структурные составляющие:
• деятельность, направляемую стратегически мицелями и мотивами;
• педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;
• способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.
Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.