Психологическая структура­профессионально-педагогической деятельности

Раздел VI

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ­ПЕДАГОГА­ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Глава 1­Психология­профессионально-педагогической деятельности

Психологическая структура­профессионально-педагогической деятельности

Прежде чем приступить к психологическому ана-­лизу профессионально-педагогической деятельно-­сти, уточним ряд ведущих понятий и положений об-­щепсихологической теории деятельности.

Под деятельностью в психологии понимают ак-­тивное взаимодействие с окружающей действитель-­ностью, в ходе которого человек выступает как субъ-­ект, целенаправленно воздействующий на объект и­удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ материальной и духовной деятельности­позволил А. Н. Леонтьеву установить следующее ее­строение: мотивы, побуждающие субъект к деятель-­ности; цели-результаты, на достижение которых дея-­тельность направлена; средства, с помощью которых­она осуществляется.

В самом процессе взаимодействия субъекта с дей-­ствительностью выделяются определенным образом­мотивированная деятельность в целом, входящие в ее­состав целенаправленные действия и, наконец, авто-­матизированные компоненты этих действий — опе-­рации, обеспечивающие использование имеющихся

средств, а также условия для достижения необходи-­мого результата.

Социально значимая цель деятельности, функции,­средства и условия ее осуществления выступают­обычно как заданные обществом, поэтому они не мо-­гут быть предметом психологического анализа. Что же­тогда подлежит исследованию? Субъект деятельности.­«Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее­субъекту (например, при ее алгоритмическом описа-­нии), никакими психологическими характеристика-­ми, конечно, не обладает. Ими обладает только субъ-­ект деятельности», — указывает Б. Ф. Ломов1.

Центральное место в анализе деятельности зани-­мают мотивы и цель, которые образуют своего рода­«вектор». Эта направленность выступает в роли сис-­гемообразующего фактора, который организует и на-­правляет все психические процессы, формирующие-­ся и развертывающиеся в ходе деятельности.

Педагогическая деятельность характеризуется­ двумя типами отношений:

• субъект-объектными, обусловленными отно­шениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия;

• субъект-субъектными, возникающими между ­педагогами и учащимися в процессе педагогического­ взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности,­ которое определяется целями учебно-воспитатель­ного процесса; предметом воздействия (учебой дисциплиной, воспитательным мероприятием); форма­ми, методами и средствами обучения, воспитания и­ развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности.

Лимов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол.­жури.- 1981.-Т.2.-№5.-С.11.

Ядром данной­ структуры является педагогическое взаимодействие — личностно ориентированное общение педагога ­и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступа-­ет в совместной деятельности как объект, т. е. педаго-­гическое взаимодействие существует не само по себе,­а лишь по отношению к некоторому объекту. Струк-­тура целостной педагогической деятельности пред-­ставлена на рис. 15.


Субъект­(педагог)

Субъект­(учащиеся)



Педагогическое­взаимодействие

Объект

Рис. 15. Структура целостной педагогической деятельности

Следует отметить особенность педагогической де-­ятельности, обусловленную субъект-субъектными и­объект-субъектными отношениями. Вектор «мотив —­цель» в совместной деятельности и для педагогов, и­для учащихся един.Но для каждого участника (субъ-­екта совместной деятельности) он индивидуален, т. е.­мотивы участников совместной деятельности (педа-­гогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мо-­тивы выступают в качестве тех личностных основа-­ний, которые придают педагогической деятельности­индивидуальный характер. Таким образом, цели со-­вместной педагогической деятельности совпадают,­мотивы же участников этой деятельности всегда раз-­личны, индивидуальны.

Другим аспектом изучения субъекта деятельности­ является психологический анализ психических процессов и способов выполнения реальной деятельности. Индивидуальные психические процессы, уровень их развития детерминируют продуктивность­ профессиональной деятельности. Психические процессы: восприятие, память, мышление и воображение — в деятельности приобретают избирательность и­ профессиональную направленность. Решающая роль­ в профессионализации этих процессов принадлежит ­вектору «мотив — цель». Именно он детерминирует­ формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др. Формирование этих квалифи-­каций связано со способами выполнения педагоги-­ческой деятельности. Условно их можно разделить на­три группы:

• способы отбора и переработки педагогом со-­держания учебного материала, выбор личностно­ориентированных технологий взаимодействия с­учащимися, способы контроля и оценки его резуль-­тативности;

• способы и приемы педагогического взаимодей-­ствия педагога с учащимися в учебно-воспитатель-­ном процессе;

• способы психологического развития и коррек-­ции учащихся.

Существенной характеристикой педагогической­деятельности является взаимодействие педагога и­учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа­следует избрать педагогическое взаимодействие.

В ходе реализации педагогической деятельности­взаимодействие ее участников регулируется отраже-­нием не только того предмета, на который оно на-­правлено, но и действий, выполняемых другими уча-­стниками, а также тех изменений, которые ими осу-

ществляются. Действия педагога строятся, таким­образом, не только соответственно предмету и цели­деятельности. Педагог «подстраивает» свое воздей-­ствие к действиям учащихся. Это повышает уро-­вень эффективности педагогической деятельности,­придает ей вероятностный характер. В совместной­деятельности возрастает роль опережающего отра-­жения (антиципирования) не только возможного­результата воздействия, но и ответных действий­учащихся.

Следующим компонентом педагогической дея-­тельности являются обобщенные способы осущест-­вления педагогического взаимодействия. Особен-­ность этих действий — обращенность педагога на са-­мого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ и­оценка способов достижения цели — результата дея-­тельности — ведется по критериям, нормам, приня-­тым в педагогике. Следует отметить, что оценка осу-­ществляется не только педагогом, но и учащимся.­Это обогащает обратную связь дополнительной ин-­формацией.

Таким образом, психологический анализ педагогической деятельности позволяет выделить в ней следующие структурные составляющие:

• деятельность, направляемую стратегически ми­целями и мотивами;

• педагогическое взаимодействие, направляемое­ тактическими и операциональными целями;

• способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий­ выполнения действий и операций.

Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ­ориентированное педагогическое общение.

Наши рекомендации