Миссия университетского образования в условиях глобализации общества
http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/03-Titarenko.htm
Л.Г.Титаренко
В литературе, посвященной основным тенденциям глобального развития, утвердилась точка зрения, что 21 век будет веком образования, а сам институт образования превратится в определяющий социальный институт [7]. Эти тенденции отмечаются авторами различных концепций постиндустриального, информационного, компьютерного общества, в которых давно утверждается мысль, согласно которой современное высокоразвитое (прежде всего – западное) общество характеризуется приоритетной ролью науки и образования. Как замечает американский социолог Д.Белл в бестселлере «Приход постиндустриального общества», наука и образование – это «новая ось», вокруг которой структурируется современное общество [6]. Не случайно в списке первоочередных задач нынешнего американского президента на первом месте стоит образование, ибо образовательные успехи нации определяют ныне ее потенциал развития [2, с.2]. Как утверждают ученые, сегодня различия между развитыми и развивающимися странами только на одну треть зависят от экономики, а на две трети они определяются различием в уровне и качестве образования [3, с. 54].
В постсоциалистических странах, находящихся на этапе трансформации, институт образования в последние несколько лет весьма существенно повысил свой рейтинг, оставив, как свидетельствуют социологические опросы, позади не только армию и правительственные институты, но и церковь, которая занимала первое место в середине 90-х годов [5]. Эти факты свидетельствуют о росте общественного интереса к образованию, его престижности в общественном мнении. Так, вЦентральной Европе и странах Балтии существенно возрос уровень охвата молодежи полным средним и университетским образованием, резко увеличилось его финансирование [13, с. 50-53].
Россия раньше других стран СНГ поняла неизбежность реформ в образовании и провозгласила их своей стратегической целью. Без прорыва в сфере образования, который включает рост инвестиций, изменение целей и содержания образования, обеспечение его компьютеризации, расширение его форм, постсоветские страны не смогут решить свои основные социально-экономические задачи, обеспечить национальную безопасность и укрепить государство, поддержать вхождение новых поколений в изменяющийся глобализированный мир.Все эти вопросы представляют практический интерес и для Беларуси: для прорыва вперед мы тоже должны пересмотреть проблемы отечественного образования в контексте общих, цивилизационных проблем 21-го века, сделать акцент на повышение качества своего человеческого капитала посредством системы образования.
Современное развитие образования требует четкого осознания важнейших глобальных изменений, непосредственно влияющих на методы, содержание, управление образованием, структуру студенчества и т.д. – формирования глобальной экономики, глобального сообщества, развития интеллектуальной технологии [9, с. 19]. Было бы ошибкой полагать, что какая-то страна может игнорировать «вызовы» глобализации или считать их «происками Запада», это – объективный процесс взаимопроникновения экономик и культур под влиянием новых информационных технологий. Глобализация означает рост взаимозависимости стран всего мира, создание единого рынка труда, товаров, капитала, включая и рынок знания, в связи с чем «образование не может более строиться исключительно на национальном фундаменте» [1, с.58]. Современное образование должно давать как знание своей культуры, так и приобщать молодых людей к проблемам современной цивилизации в целом, учить толерантности и открытости ко всему новому. Поиск новых (глобальных) критериев эффективности образования, реформирование его форм и структуры, внедрение международных стандартов аккредитации образовательных институтов – вот лишь несколько актуальных задач, стоящих в этой сфере. Ниже мы попытаемся раскрыть наш подход к проблеме изменения роли и миссии университетского образования в 21-м веке и обозначить сопутствующие этому тенденции, парадигмы и базисные ценности. На наш взгляд, излагаемая здесь программа университета 21-го века отвечает основным принципам развития индустриальной цивилизации, к которой принадлежат все европейские страны, включая Беларусь и другие бывшие советские республики, и перспективным задачам их постепенного перехода к постиндустриальной цивилизации.
Итак, новая миссия университетского образования состоит в создании условий для достижения в обществе большей справедливости и социальной стабильности посредством обеспечения гражданам равных прав в получении образования и доступа к знаниям, воспитании творчества и развитии инновационного потенциала молодого поколения. Ключевое слово в осознании новой роли университетов – создание и приумножение человеческого капитала страны, повышающего ее конкурентоспособность в глобальном сообществе [10, с.50]. Предназначение университета 21-го века – в развитии человеческого капитала страны – ее граждан, что предполагает не только подготовку в стенах университетов молодых профессионалов, открытых к инновациям, готовых к «вызовам» нового века и способных успешно адаптироваться в условиях глобализации, но и творческую самореализацию тех, кто призван обучать молодое поколение – ученых, преподавателей, интеллектуальными усилиями которых в университетах создается необходимая обстановка творчества и практически воплощается «связь поколений». По нашему убеждению, университет не может воспитать новые таланты и всесторонне развить способности молодых людей, если он не обладает высокоинтеллектуальным потенциалом тех, кто призван воплощать новые задачи и социальный заказ в жизнь. Развивая свой потенциал, университет способствует развитию и саморазвитию студентов, и, в конечном счете, развитию всего общества.
Выделим некоторые общие современные тенденции развития образования, которые тесно связаны с новой миссией университета – демократизацию и массовизацию высшего образования. Сегодня образование становится доступным для выходцев из непривилегированных социальных слоев, в вузы все больше поступает молодых людей, родители которых не имеют высшего образования, новые дистанционные формы обучения делают его возможным для жителей отдаленных регионов мира [13, с. 53]. Применительно к разным странам, эти тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, напротив, почти не проявляться на определенных временных отрезках, однако, они отчетливо видны в СНГ. Так, в России в 2000 году 70-75% выпускников средних школ стали студентами вузов, в Беларуси – более 50%, [3, с. 57; 2, с. 2.], то есть массовизация высшего образования очевидна.
В условиях роста глобализации мировой экономики, ослабления национальных государств, ускоренного развития информационных технологий сформировались и новые парадигмы развития образования, которые соответствуют нынешнему этапу развития общества [1; 4; 8] – переходу от парадигмы учения к парадигме обучения, от передачи и усвоения определенных знаний и навыков – к формированию у студентов способности самостоятельно воспринимать новое знание и успешно адаптироваться к новым требованиям изменяющегося общества, от формального обучения в вузе (фиксированное количество лет) – к идее постоянного обучения на протяжении всей жизни. Новые парадигмы университетского образования позволяют сегодня западным странам конкурировать на рынке труда и услуг, создавать новые товары, обеспечивать все отрасли хозяйства квалифицированными специалистами.
Каким же должен быть университет 21-го века? Какие условия и ценности должны быть выдвинуты на первый план, чтобы университет смог удовлетворять новые общественные потребности?
Для того, чтобы отвечать на вызовы современного ускоренного научно-технического и общественного развития, университет как социальный институт должен быстро изменяться сам, проводя более гибкую политику связей как с обществом, так и с потенциальными студентами. Общество в целом и граждане в отдельности ставят перед университетским образованием множество разных, порой несовместимых задач, в связи с чем развитие университетского образования, скорее всего, пойдет по разным направлениям, нежели будет следовать какой-либо одной модели, ибо ни одна модель, взятая в отдельности, не в состоянии удовлетворить разнообразные интересы отдельных людей, групп населения и государства.
Университет по-прежнему останется многофункциональным. С одной стороны, университет должен учить молодежь современным знаниям, функционировать как обучающий институт, причем не только давать университетский диплом вновь поступающим студентам, но и организовывать процесс непрерывного обучения для дипломированных специалистов с высшим образованием. С другой стороны, роль университета в еще большей, чем раньше, степени определяется способностью его сотрудников создавать новое знание, необходимое обществу и приносящее обществу практические результаты. Наконец, университет сохранит роль механизма социального продвижения, создавая необходимый стартовый уровень для получения престижного статуса, хорошо оплачиваемой работы в современном обществе. Однако этим миссия университета в 21-м веке не ограничивается.
В связи с тем, что образование приобретает стратегическое значение, образовательная государственная политика получает в 21-м веке важное политическое звучание. Качественно меняется социальная роль образования: оно становится формой человеческого капитала, источником сбалансированного развития страны на перспективу, источником удовлетворения потребностей населения. По мнению многих авторов, малоквалифицированный или неквалифицированный работник не сможет стать настоящим профессионалом в постиндустриальном или информационном обществе, поэтому образование неизбежно становится одним из приоритетов общества «третьей волны» – фактором социального продвижения, роста доходов, социального престижа [11]. Человек, живущий в 21-м веке, чтобы идти в ногу со временем, должен быть включен в систему непрерывного образования. Это означает, по сути дела, что человек должен получить в университете знания, необходимые ему для успешной жизни в постоянно изменяющемся и постоянно рефлексирующем, находящемся в процессе познания самое себя обществе. Иными словами, университет становится центральным звеном в «постоянно обучающемся» обществе. Такое общество не только чрезвычайно высоко ценит само знание, но и эффективно стимулирует создание нового знания (то есть научные разработки и исследования), поскольку само развитие этого общества базируется на постоянном внедрении нового знания. Такое общество неизбежно должно поддерживать идеи равного доступа к образованию для граждан, чтобы обеспечить конкурентоспособность во всех сферах общественной жизни и рост благосостояния для нации.
Поскольку уже в конце 20-го века образование превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности, затраты на образование в ряде высокоразвитых стран превысили 10% от их ВНП. В странах с транзитивной экономикой эти затраты значительно меньше, чем в определенной мере и обусловлено общее недофинансирование сферы науки и образования и неизбежное при этом отставание этих стран в научно-техническом развитии. Каким образом университет 21-го века сумеет дать каждому студенту необходимые знания, развить его способности и подготовить к успешной жизни и конкуренции в обществе, где непрерывное обучение становится частью общепринятого социетального этоса?
Чтобы яснее «прописать» новую роль и миссию университета в высокоразвитом обществе 21-го века, необходимо обозначить базисныеидеииценности, лежащие в основе новой концепции университета [3; с.12]. Не претендуя на полный охват этих ценностей, остановимся на тех, которые представляются особенно важными для будущего.
Во-первых, университеты должны обеспечить доступ к высшему образованию для всех, кто обладает достаточными знаниями и желанием учиться, то есть мотивацией. Это означает отказ от какой бы то ни было дискриминации по полу, возрасту, социальному происхождению, расово-национальному признаку, месту жительства и т.п. Только способности абитуриентов должны быть критерием их отбора. Университеты сами должны постоянно искать молодые таланты среди всех слоев общества, помогать им в предвузовской подготовке, приглашать к себе на учебу на льготных условиях, создавать им условия для успешного окончания университета. Поскольку в обществе 21-го века образование – это необходимый компонент любого успеха, то университет не должен проводить дискриминационную политику, закрывая доступ к успеху части населения уже на старте.
В связи с этим возникает естественный вопрос: должен ли университет будущего готовить интеллектуальную элиту для своей страны, или он должен стать массовым и открыть широкий доступ к образованию для всех слоев населения?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако в условиях массового производства естественно допустить и массовое университетское образование (конечно, при условии наличия необходимых знаний и способностей у абитуриентов). При этом, как показывает практика, массовизация высшего образования, наряду с положительными сторонами, приводит и к новым проблемам – «потере качества и уровня образования» [3, с. 57]. Что можно противопоставить сегодня этой тенденции?
Если мы посмотрим на другие страны мира, то заметим, что даже США – страна, которая более других ориентирована на массовое университетское образование и широкий доступ к нему для всех, кто в состоянии заплатить за образование, – по-прежнему имеет несколько престижных, элитных университетов, цель которых и состоит в том, чтобы, отобрав самых достойных, подготовить из них самых квалифицированных специалистов. Выпускник Гарвардского университета, например, изначально получает оклад, который на порядок выше оклада выпускника обыкновенного (непрестижного) университета. При этом Гарвард открыт для всех, кто сумеет дотянуть до высоко установленной «входной планки», поэтому среди его выпускников есть и индусы, и китайцы, и граждане других стран, часть которых сама оплатила образование, а часть получила стипендии и гранты от университета ввиду наличия блестящих способностей и отличных результатов при поступлении.
В 60-80-е годы ХХ века массовость высшего образования привела к бурному росту числа университетов в Западной Европе и США. В странах с переходной экономикой, включая Беларусь, сейчас наблюдается та же тенденция: за последние 10 лет здесь появилось много новых – государственных и частных – университетов, наряду с процессом превращения в университеты прежних педагогических институтов и других менее престижных вузов. По данным ЮНЕСКО, в странах СНГ обучается в частных вузах от 7% (Киргизия) до 32% (Грузия) от общего числа студентов [13, с. 53], обучение в которых напрямую зависит только от платежеспособности студентов.
Останется ли университет в Беларуси массовым и в будущем? Скорее всего, как и во многих западных стран, более резко проявится деление университетов на так называемые элитные, готовящие интеллектуальную элиту страны, и массовые, где по-прежнему сможет получить диплом всякий желающий. Вероятно, процесс стратификации университетов будет достаточно болезненным, ибо ни один из них не захочет признать себя ниже других, но такой процесс неизбежен. Думается, что для Беларуси реальным и вполне достаточным будет организация полнокровной финансовой поддержки трех-четырех престижных университетов, уже завоевавших мировой авторитет в разных отраслях знания, – таких, как Белорусский госуниверситет, Белорусский госуниверситет информатизации и радиоэлектроники, Белорусская государственная политехническая академия. Критерии отбора элитных вузов в каждой стране свои, наиболее значимые из них – общенациональный статус, высокий конкурс при поступлении, наличие высококвалифицированных кадров, работающих в университете на полную ставку (профессора, лауреаты различных премий, академики), научные достижения ученых этого университета на международном уровне, международные проекты университета, а также высокий стартовый уровень заработной платы, предлагаемый частными фирмами выпускникам таких университетов. Распыление кадров и финансов по принципу «всем сестрам по серьгам» ни в одной стране непривело к желаемому результату – повысить общий уровень качества университетского образования и науки. Пользуясь накопленным мировым опытом, Беларусь сможет адекватно отвечать на новые «вызовы» глобалистской эпохи соразмерно с имеющимися у страны средствами.
Во-вторых, внутри университета фокус должен быть сделан на гармоничном и неразрывном сочетании образовательного и исследовательского процесса. Все сотрудники университета должны не просто учить студентов, но и быть включены в научно-исследовательскую работу, причем таким образом, чтобы постоянно привлекать в этот процесс и студентов, добывать новое знание совместно со студентами и таким образом обучать молодое поколение на практике. Все сотрудники университета – от ректора до лаборанта – должны отличаться общими высокими ориентациями на обучение и познание. Тем самым в университете 21-го века две традиционные функции университета – обучение и научные исследования – сольются воедино, что должно существенно повысить качество образования.
В некоторых престижных западных университетах маститые профессора полностью освобождены от преподавания, поскольку заняты исследовательской работой. Именно под известных ученых создаются научные программы, получающие богатое финансирование от государства и частных фондов. Университеты весьма заинтересованы в привлечении знаменитых ученых, поскольку они удостаиваются престижных исследовательских грантов, а также привлекают в этот университет талантливых студентов, мечтающих посвятить себя науке и работать под руководством всемирно известных ученых. Ни один западный престижный университет не ограничивается преподаванием: в его планах огромное место занимают научные исследования и разработки.
При всем различии в моральных принципах и степени развитости рыночных отношений у нас и на Западе, нельзя не согласиться, что престижный университет не может не занимать престижные позиции и в исследовательской деятельности. Выдающиеся ученые, работая в университетах, обычно создают свои школы, которые способствуют развитию национальной науки. Об этом в последнее время неоднократно говорил и академик РАН Жорес Алферов – наш земляк, известный физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года, руководитель престижного Санкт-Петербургского физико-технического института имени Йоффе, из стен которого вышло немало известных ученых.
В-третьих, университет должен быть повернут “лицом к студенту", то есть обеспечивать отличный уровень преподавания по всем дисциплинам, которые включены в программы обучения, чтобы создать студентам оптимальные условия для образовательного процесса в вузе.
В ряде современных университетов непрофильные для того или иного факультета дисциплины обеспечиваются молодыми, начинающими преподавателями, которые еще не в состоянии заинтересовать студентов своей дисциплиной, не используют специфику того факультета, на котором преподают и т.д. В университете 21-го века особое внимание должно уделяться качественному преподаванию непрофильных дисциплин для студентов, специализирующихся в других отраслях знания, отысканию связей между этими дисциплинами и будущей профессией студентов, поскольку специалист 21-го века должен обладать блестящей подготовкой по многим дисциплинам, иметь широкий научный кругозор. Развитие человеческого капитала означает подготовку молодого человека к полнокровной жизни в обществе, развитие самых разнообразных его дарований, создание условий для его будущей профессиональной самореализации в свободно избранной сфере деятельности, а также воспитание его гражданских качеств. Именно такой тип реализации способностей молодежи позволит стране достичь успеха в других отраслях, обеспечит достойное вхождение в глобальную экономику.
В качестве путей улучшения ситуации с качеством преподавания ведущие западные вузы начали использовать только опытных преподавателей и профессоров для преподавания на непрофильных факультетах, более широко привлекать студентов младших курсов непрофильных факультетов к научно-исследовательской работе, использовать новые методы проведения лекционных и семинарских занятий для активизации познавательной и интеллектуальной деятельности студентов.
В наших вузах также должна главенствовать демократическая педагогика, ориентированная на творческое сотрудничество студента и преподавателя. Целью обучения должно стать развитие способностей и интересов самих студентов, обучение их современным методам поиска и получения новых знаний. Цели университетского образования должны гармонично сочетаться с целями самих студентов и целями общества, а не навязываться студентам авторитарными методами извне.
Сам способ обучения должен быть открытым, направленным на взаимоактивную деятельность студента и преподавателя как активных субъектов деятельности, на диалектическую связь процессов обучения и учения. Лозунгом такого взаимодействия должно быть партнерство и взаимное творчество, а не назидательный диктат преподавателя и пассивность студента.
Переход к демократической педагогике в университетах 21-го века в Беларуси должен привести к постепенному преодолению характерных черт авторитарной педагогики – единомыслия, единодушия, единообразия в содержании, методах, формах образования, к переходу от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям, к активному партнерству студента и преподавателя.
В-четвертых, огромное значение в университете 21-го века имеет сама образовательная среда, которая должна стимулировать творчество, активное общение студентов и преподавателей, создавать высокую мотивацию на обучение, которая в идеале сохранилась бы на всю последующую жизнь. Образовательная среда обязательно должна помогать молодому человеку учиться критически мыслить, быть восприимчивым к новым проблемам и уметь отыскивать к ним нестандартные решения. Образовательная среда включает, наряду с интеллектуальным творческим (человеческим) компонентом, и современное оборудование как для учебного, так и для научно-исследовательского процесса в вузе. Современный университет должен обеспечить каждого студента и преподавателя не только учебниками и другими учебными печатными материалами, но и компьютером, и другой необходимой техникой и ресурсами. Образовательная среда стимулирует каждого студента и сотрудника университета, и в то же время она предполагает оценку индивидуального вклада каждого с точки зрения общих задач университета и выполнения им своих функций.
Университет 21-го века будет широко использовать достижения информационных технологий. В связи с бурным развитием Интернета все больше учебных курсов будут доступны через дистанционное обучение для тех, кто хочет учиться в университете, но по каким-то причинам не может это делать «по старинке». Через Интернет образовательная среда того или иного университета станет доступной для студентов из географически удаленных регионов, а также для тех, кто продолжает обучение при полной трудовой занятости. Тем самым открываются новые образовательные возможности для широкого круга лиц, обучающихся заочно.
Задачей университета становится обеспечение возможностей для всех желающих пройти повышение квалификации в стенах университета, продолжить свое образование после получения диплома, продлив цикл обучения на всю профессиональную жизнь. Университеты должны предлагать специалистам такие практически ориентированные курсы, которые существенно дополнили бы их знания и соответствовали требованиям, пребъявляемым на производстве и других рабочих местах.
Таким образом, обеспечение непрерывного образования для студентов и дипломированных специалистов – одна из граней новой миссии университета 21-го века. Выполнение этой миссии потребует от университетов наладить более тесные связи с зарубежными университетами, занятыми подготовкой аналогичных специалистов для взаимной нострификации дипломов, для совместной организации чтения курсов дистанционными методами, для повышения качества преподавания и совместных исследований.
В-пятых, университет 21-го века должен быть открытым к нуждам своего общества, удовлетворять его текущие и перспективные потребности, служить этому обществу. Конечно, в условиях глобализации мирового сообщества какая-то часть задач, стоящих перед национальными университетами, определяется нуждами глобального развития. Вместе с тем, региональное и локальное сообщество должно также иметь позитивные результаты от того, что такой-то университет расположен именно в этом регионе, стране. Университет должен уподобиться двуликому богу Янусу, – быть повернутым одновременно и к глобальному, и к локальному сообществу, служить им обоим. Служение интересам своего национального, регионального и местного сообщества посредством предоставления в распоряжение страны, региона современного научного знания и научной экспертизы – это тоже новая грань миссии, которую должен выполнять университет 21-го века.
Так, университеты должны включать в свои программы обучение по тем специальностям, в которых местное сообщество испытывает особенную нужду, они должны активно направлять деятельность студентов на практическое решение конкретных задач своего региона, города, сотрудничать с муниципальными властями в обеспечении исполнительных органов экспертной помощью и профессиональными кадрами с тем, чтобы служить интересам всего сообщества и вносить посильный вклад в улучшение жизни этого сообщества.
В-шестых, новая, открытая педагогическая стратегия университета должна способствовать тому, чтобы из его стен выходили не просто профессионалы, но люди, несущие в мир социальные и моральные ценности университетского сообщества, которые всей своей деятельностью будут внедрять эти ценности в социум. Миссия университета в этом случае состоит в том, чтобы и через занятия в аудитории и через внеаудиторное воздействие на студента воспитать из него активную творческую личность, гармонично соединяющую личные ценности с потребностями сообщества, региона, нации.
Особый акцент делается на неразрывную связь ценностей с ответственностью за совершаемые человеком действия, ибо ответственность является необходимым условием превращения ценностей в регулятивные принципы деятельности отдельного человека, группы, общества. Приверженность декларируемым ценностям проверяется реальными событиями: так, Чернобыльская авария явилась не только испытанием научно-технических достижений СССР, но и поставила вопрос о неразрывной связи научных ценностей с моральными и, шире, социальными ценностями.
Университет должен стать той средой, которая обеспечит каждому студенту активное усвоение целостной системы демократических норм и ценностей – открытости, персональной ответственности, уважения к другим людям, признания равенства всех граждан общества. Если отдельный человек (в данном случае студент, будущий специалист) не следует этим ценностям, то, естественно, и научное сообщество, и общество в целом не будут им следовать и не захотят нести ответственность за свои действия. Тем самым решается и давний спор о том, должен ли университет не только учить, но и воспитывать студентов? Если понимать воспитание буквально (как это понималось в советское время), то нет, ибо не стоит тратить учебное время на пустые нотации. Если же понимать воспитание широко и допускать косвенное воздействие, то ответ в принципе будет позитивным, только это воспитательное воздействие должно осуществляться не отдельно, не само по себе, а через другие, учебные и научно-исследовательские виды деятельности.
В-седьмых, университеты как «центры знания» в современном обществе должны стать проводниками идей и ценностей гражданского общества – свободы, честности, взаимной заботы, справедливости, толерантности, культурного разнообразия, лояльности и т.д., поскольку одна из задач глобального развития также предполагает глобальное развитие гражданского общества, утверждение его ценностей и принципов функционирования в глобальном сообществе.
С одной стороны, это означает «включенность» университетов в социальную жизнь, их ангажированность обществом, с другой – предполагает сохранение особого статуса университетов, их академической независимости от государственной политики, которая позволяет университету самостоятельно развиваться и при этом играть ключевую роль в поддержании системы гражданских ценностей. Именно будучи вовлеченным в общественную жизнь, университет может распространять общедемократические ценности в обществе, приобщать каждого человека к этим ценностям, служить общепризнанным посредником в разрешении возможных конфликтов между ценностями бизнеса и общества, экологии и экономики, устраивая научные дискуссии, проводя независимую научную экспертизу тех или иных проектов и т.д.
Подведем итоги. Начало 21-го века должно стать временем переосмысления обществом пройденного пути и проведения необходимых реформ, отвечающих «вызовам» глобального развития. Высшее образование не может остаться в стороне от этого процесса: оно должно помочь прогрессу общества посредством подготовки кадров профессионалов, работающих во всех сферах производства и услуг, формированием граждан демократического общества и выдвижением когорты лидеров 21-го века, берущих на себя ответственность за будущее страны.
В свою очередь, общество должно признать высочайшую ценность института высшего образования и всеми силами поддерживать его развитие на уровне мировых стандартов. Без соответствующей поддержки со стороны государства и общества, университет 21-го века не сможет выполнить свою новую миссию – не только качественно учить и вести научные исследования, но и активно служить формирующемуся глобальному сообществу, ориентированному на демократические нормы жизни, на достижение в обществе социальной справедливости и стабильности. Университет 21-го века может внести весомый вклад в демократическое развитие, став важнейшим институтом на службе у регионального и глобального сообщества, открытого технологическим и социальным инновациям. Именно университет и подготовленные им новые квалифицированные кадры смогут успешно адаптироваться к быстрым социетальным изменениям 21-го века и сделать жизнь людей более достойной.
Литература.
1. Кондаков А. М. Об основных направлениях реформирования российской системы образования // Социология.– 2000, №1.– С. 58.
2. Проценко А. Приоритеты // Труд, 14 июня 2001 г.– С. 2.
3. Стражев В. И. Образование в ХХ1 веке – прогнозы и перспективы // Социология.– 2000, № 1.– С. 54.
4. Armstrong S., Thompson G. & Brown S. Facing up to Radical Challenges in Universities and Colleges. London, 1996.
5. Belarus: Choices for the Future. National Human Development Report. Minsk, 2000.
6. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1973.
7. Castells, M. The Rise of the Network Society, vol. 1. Cambridge, MA: Blackwell, 1996.
8. HarveyL. & Knight P. Transforming Higher Education. Buckingham: SHRE and Open University Press, 1990.
9. Hubbard D. Thriving in a Global Education Marketplace //Perspectives in Higher Education Reform. University of Tennessee, 2000, p.19.
10. StoweCh. Fountains for Intellectual Capital: A New paradigm for Institutions of Higher Education // Perspectives in Higher Education Reform. University of Tennessee, 2000, p.50.
11. TofflerA.. The Third Wave. New York, 1980.
12. WatkinsJ. A New Path ((Perspectives in Higher Education Reform. University of Tennessee, 2000.
13. Youth in a Changing Society. UNICEF Report № 7. Florence, 2000, pp.50-53.