Нарушения речи, приобретенные в раннем и позднем возрасте 17 страница
Прогноз тем более благоприятен, чем раньше будет выявлено заикание и чем раньше начнется его исправление. До сих пор удается реабилитировать 3/s заикающихся, но следует считаться € некоторым числом рецидивов. Для лиц этой категории необходимы определенные ограничения в выборе профессии.
4.3.4.Г). По л терн "
Определение понятия «полтерн» затруднительно. Есть основания относить это нарушение или к центрально, или к невротически обусловленным нарушениям. Это объясняется тем, что проведенные до спх пор исследования имеют недостаточно широкую статистическую базу, а их результаты трудно сравнимы. Полтерн проявляется прежде всего в нарушении координации речи вследствие ее слишком ускоренного темпа. Синонимы полтерпа: tnmulsermonis и paraphaasia praeceps
Причины. В качестве причин можно раехмнгриисиъ ьимати, €кие, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают па изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о перинатальных нарушениях, или унаследованы как конституциональная особенность. Seemaa предполагает причину нарушения в стриолаллидарной системе.
Физиологически процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания. В литературе часто указывается на несоответствие темпа мышления и речи,В связи с этим в период бурного речевого развития возникает особенность речи,которую иногда называют «физиологическим заиканием», подразумевая собственно полтерн. Под влиянием социального окружения эта особенность развития может закрепиться в привычку. Вследствие сильного типа личности человек с полтерном реже приходит к аффективным реакциям и фобиям, чем заикающийся. Однако частое совместное появление полтерна и заикания свидетельствует о возможности подобных последствий.
Симптомы. Для определения полтерна в научной литературе приводятся различные данные, симптомы полтерна очень разнообразны. Ускорение темпа речи приводит, с одной стороны, к пропускам, а с другой — к сокращениям слов и частей речи (интра-и интервербальнаяакселерация). Внятность речи страдает также от нечеткой артикуляции и недостаточности акцентов. Ускоренный темп речи проявляется также в парафразиях. В письменной речи человека с полтерном чаще встречаются пропуски и интервербальные акселерации, чем у других лиц, Написание букв и слов часто отклоняется от нормы. Кроме речевых особенностей, наблюдаются двигательная расторможенпость и беспокойство. Такие люди обычно не замечают своего дефекта, они достаточно контактны и способны к самоутверждению. Эти качества скорее всего служат причиной того, что люди с полтерном только в отдельных случаях обращаются за помощью. В связи с этим нет систематических исследований на большом статистическом материале.
К.-P. Becker с группой студентов, занимающихся логопедией, пытался заполнить этот пробел. Определяли частоту полтерна у части населения благодаря систематическим серийным обследованиям, одновременно старались точнее определить симптоматику этого нарушения речи. Для обследования были выбраны учащиеся общеобразовательной 10-летней школы в возрасте 7—8 лет. Они обучаются второй год, умеют читать и писать. С точки зрения психологии развития на этой фазе личность ребенка достигает относительной стабильности, так что типичные симптомы полтерна можно определить. Кроме того, дети этого возраста подходят для обследования, так как можно провести параллельные обследования заикающихся учащихся речевых школ. К этому времени симптомы заикания настолько сглажены, что компоненты полтер-па, если они имеются, проявляются отчетливее.
Эти обследования показали, что из 606 учащихся массовой школы 1,8%, а из 80 учащихся классов для заикающихся —-
11,5% имеют полтерн. Дальнейшие исследования определили симптомы полтерна, позволяющие отличить его от нормальной речи, а также от речи заикающихся. Эти характерные симптомы следующие: искажения предложений, ускоренный темп речи, слова с пропусками и уподоблениями, комплексные нарушения в подборе слов, повышенная скорость в слогах, перестановки букв, специфические моторные нарушения, отклонения в поведении, а так-же наследственная отягощегшость.
Психические и социальные последствия. Хотя сами лица с пол-терном недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в отношении разборчивости речи, в результате чего их понимают с трудом. Реакция окружающих различна. ^ти с полтерном могут подвергаться насмешкам. Родители этих (етей или проявляют чрезмерную озабоченность, или стремятся устранить нарушение принуждением к правильной речи. В этой ситуации могут появиться нарушения поведения. У детей часто наблюдается сочетание полтерна с заиканием. Подростки и взрослые, страдающие этим дефектом, производят на речевого партнера щручающее впечатление из-за непонятности речи, часто беспокой-toro поведения и одновременно чрезмерной самоуверенности.
Диагностика. В анамнезе следует обратить внимание на прояв-1ение полтерна или заикания у родственников. Указания на эсложнепия при беременности и родах, когда возможны перинатальные парушения, свидетельствуют о необходимости обследования психоневрологом. Для определения диагноза важно также троверить моторику и способность восприятия и передачи ритма. При психологическом обследовании следует определить концентрацию внимания, а также влияние нарушения на структуру гичности.
При определении речевого статуса устанавливают отдельные юмпоненты, которые обусловливают нарушение координации )ечи. Темп речи, образование звуков, слов и предложений следует проверить как в устной, так и в письменной речи. Следует указать ia интра- и интервербальные акселерации. Seeman рекомендует 1спользовать тест на скорость произнесения слогов.
Таблица 10
Признак
Осознание дефекта
Речь при концентрации внимания
на процессе речи
Речь, требующая коротких точных
ответов
Чтение знакомого текста
"тение незнакомого текста
Полтерн
Почти нет Речь лучше
Речь лучше Речь плохая Речь лучше
3 айкание
Выражено Речь хуже
Речь хуже Речь лучше Речь хуже
С точки зрения дифференциальной диагностики важно отграничить полтерн от заикания. Langova и Moravek установили, что под влиянием эффекта Lee большинство лиц с полтерном в отличие от большинства заикающихся обнаруживают тс же реакции, что и нормально говорящие.
Основные различия между полтерном и заиканием представлены в табл. 10.
Терапия. Если возможно медицинское лечение, то оно осуществляется параллельно с логопедическим исправлением, которое имеет много общего с исправлением заикания. Особенности состоят в следующем: в противоположность заикающемуся человек с полтерном почти не замечает своеобразия своей речи, поэтому первой -задачей является убедить его в необходимости занятий с логопедом. Школьники и взрослые должны заниматься с логопедом сознательно.
Окружающие должны требовать от человека с полтерном ясной и понятной речи сочувственно, но строго. Моторные отклонения и недостаточная концентрация внимания исправляются благодаря воспитанию движения.
Воспитание слуха служит сознательному речевому контролю. При обучении речи на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение. При этом большую роль играют упражнения на регулирование темпа речи, выделение смысловых частей, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания. Рекомендуются различные упражнения для чтения. Оправдали себя упражнения на списывание с одновременным громким проговариванием написанного.
На коррекцию особенностей поведения следует обращать внимание в рамках общего учебно-воспитательного процесса.
Прогноз полтерна нельзя определить в общих чертах. В литературе упоминаются случаи как быстрого улучшения, ,так и потребовавшие длительного исправления. Прогноз в каждом случае зависит от выраженности эндогенного фактора и от возможностей логопедического исправления.
5. Диагностика
5.1. Предварительные замечания
Как мы указывали, возникновение речевых нарушений обусловлено тесным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление причины нарушения в каждом случае. К обследованию и диагностике речевых аномалий следует привлекать представителей различных наук — врачей, психологов, логопедов, каждый из которых имет свои методы и области исследования. Тем не менее качество диагностической работы и, следовательно, успешное исправление речевых нарушений во многом зависит от совместных усилий всех специалистов. В данной главе мы затронем вопросы медицинской и психологической диагностики лишь настолько, насколько это пеобходимо логопеду. Общие указания по диагностике каждого нарушения речи даны при рассмотрении нарушений речи как процесса коммуникации. В этой главе мы остановимся на методах и задачах комплексного обследования и, в частности, логопедической диагностики.
5.2. Медицинская диагностика
Первым этапом медицинского обследования является тщательное изучение анамнеза со слов самого пациента, а также членов его семьи и других близких. В беседе с больным врач обращает внимание не только на особенности произношения, но и па темп, модуляции речи, выявляет возможные качественные и количественные нарушения в процессах приема, сохранения, переработки и выдачи той или иной информации. Эти показатели в дальнейшем уточняются при обследовании и наблюдении другими врачами-специалистами.
Для получения наиболее достоверных анамнестических сведений беседу рекомендуется проводить совместпо с психологом и логопедом. В заключение опроса исследуют психическое состояние больного: определяют ясность сознания, краткосрочную и долговременную память, интеллектуальные способности, сохранность критических оценок, особенности психомоторных функций. Лишь после этого приступают к физикальному осмотру больного и обследованию его оргапов речи.
В зависимости от предполагаемых причин нарушений речи к общему клиническому обследованию больного привлекают специалистов: психолога, невропатолога, оториноларинголога и др. При показаниях проводят дополнительные лабораторные исследования — крови, спинномозговой жидкости, рентгенографию, электро-энцефалографию, электрокардиографию. Подробное и тщательное исследование состояния: больного выявляет патофизиологические и патопсихологические механизмы, обусловившие данное речевое расстройство.
Следует подчеркнуть, что определить конкретное участие различных специалистов в диагностике речевых аномалий довольно затруднительно. Разнообразные по форме расстройства речи могут быть следствиемвоздействия самых различных факторов: эмо-циопальных переживаний,психотических расстройств, афферентных или эфферентных органических повреждений, нарушения ассоциативно-интегративной деятельности мозга. Кроме того, общебиологические условия и анатомо-физиологические особенности деятельности мозга при нарушениях речи чрезвычайно сложны. Многие существовавшие до настоящего времени теоретические концепции должны быть пересмотрены с учетом новейших достижений биохимии, теории информации, нейрокибернетики, нейрофизиологии, психолингвистики и др. Мы приведем здесь только общий обзор упомянутых проблем.
Восприятие письменной речи связано со зрительным анализатором, а устной — со слуховым. Это происходит в импрессивной. части процесса коммуникации. Под анализатором, согласно И. II. Павлову, мы понимаем каждый орган чувств, который как целое настроен на соответствующие ему раздражения, образует функциональное единство, задачей которого является провести раздражение от воспринимающего органа (рецептора) через чувствительную клетку и нервный путь к коре головного мозга. Это функциональное единство называется анализатором. Нарушение восприятия может возникнуть в рецепторе, нервном афферентном аппарате или в коре головного мозга. Таким образом, при паруишниях импрессивной части процесса коммуникации недостаточно диагноза, установленного офтальмологом или отоларингологом. Эти данные удовлетворяют только при таких нарушениях слуха и зрения, которые лежат на пути раздражения от периферии к чувствительным клеткам. При нарушениях зрения это относится к участку от роговицы до рецепторов сетчатки, при нарушениях слуха — от наружного слухового прохода через среднее ухо к рецепторам базилярной мембраны. Этим деятельность органа чувств не ограничивается. Рецепторы осуществляют превращение раздражений в возбуждепия, их проведение и переработку до действия регулирующих механизмов. Принарушениях работы анализатора на этом этапе необходимы диагностические заключения невропатолога и психиатра. Для уточнения механизмов нарушения напомним о сепсомоторных проекционных полях коры головногомозга, ответственных за зрительное и слуховое восприятие.
1. В зрительном анализаторе: area striata (первичное зрительное поле 17) зрительной зоны коры головного мозга осуществляет переработку зрительных возбуждений, поступающих на сетчатку.
Два других поля, 18 и 19 (вторичные зрительные поля), предположительно вызывают зрительные ассоциации и осуществляютпонимание увиденного. При нарушении этих ассоциативных полей восприятие остается сохранным, но нарушается оценка увиденного для ориентировки в окружающей среде (зрительная агнозия).
2. В слуховом анализаторе: слуховая зона коры включает первичные поля 41 и 42, а также соседнее с ними вторичное поле (22). Вторичное поле при слуховом восприятии играет ту же интегра-тивную роль, что и поля 18, 19 — при зрительном. «Слуховой центр» тоже состоит из воспринимающего иассоциативного поля. Нарушения воспринимающего поля ведет к глухоте, нарушение ассоциативного — к слуховой агнозии.
С так называемым ассоциативным полем слуховой сферы тесно связано ассоциативное поле слов, сенсорный речевой центр, хотя анатомические поля для этого цептра не определены. Центростремительное проведение рецепторных сигналов, афферентация и ее регулирование осуществляются сложными процессами в нейрональ-ных функциональных системах, синаптических переключениях от нейрона к нейрону в прямых вставочных ядрах и синапсах. Так импульсы поступают к первичным проекционным, ассоциативным и эфферентным полям, осуществляя их взаимодействие междусобой и другими проекционными полями, с эфферентнымимоторными полями коры головного мозга.
Наряду с проекционными молями, где происходит отражение конкретных периферических функций организма, в коре головного мозга имеются области, связанные с определенными функциями нервной системы, но не отражающие ее основной нейрофизиологический механизм. Это ассоциативные, или вторичные, проекционные поля, подчиненные таламическим структурам. Благодаря их функциям осуществляется восприятие потока возбуждения, узнавание и запоминание воспринятого. Предполагают, что ассоциирование и абстрагировапие осуществляются благодаря взаимодействию первичных ирекционных полей с вторичными через нервные водокпа, таламическис пути и вставочные ядра (модуляторные, ассоциативные) в области зрительного бугра. Таламус является местом как управления, так и фильтра, распределения афферентной им пульсации.
Благодаря полисинаптическим кругообразным потокам импульсов (таламо-кортикальпым кругам возбуждения) и проведению Возбуждения от рецепторов к различным структурам головпого мозга, а также связям внутри зрительного бугра или между поля-Ми обоих полушарий через межполушарные системы при проведе-нпи сигнала возникает сложное переплетение путей, используемых каждым периферическим звеном анализатора. Таким образом осуществляется взаимопроникновение афферентных систем и проведение импульсов к афферентне-моторным полям коры головного Мозга.
Организация программы действия начинается уже на афферентном пути, где разрабатывается сложная программа движений, необходимых для речевого акта. При нарушении деятельности ассоциативных полей наблюдается агнозия (при интактном процессе восприятия не происходят узнавания) или апраксия (неспособность к упорядоченным действиям при полной сохранности двигательной способности).
Интегративной деятельностью головного мозга мы называем координированную деятельность различных центров мозга, благодаря которой многочисленные поступающие импульсы трансформируются в новые возбуждения. Высшие иерархические ступени интеграции находятся в коре головного мозга — высшем органе регулирования и управления всех отделов нервной системы. В свою очередь кора головного мозга находится под влиянием подкорковых центров, регулирующих ее активность (ретикулярная формация, аммонов рог и т, и.), и таким образом в процессе возбуждения тесно взаимодействуют различные отделы мозга.
Эти основные нейрофизиологические данные показывают, что медицинская диагностика органически обусловленных нарушений речи в интегративной части процесса коммуникации находится в компетенции нейропсихиатра. Психоневрологи изучают афазии, а также нарушения речи, обусловленные поражением ствола мозга, мозжечка или бульбариой области. Локализация нарушений речи психотического и невротического генеза еще не известна.
Нарушения экспрессивной части процесса коммуникации также предполагают обследование больного невропатологом и психиатром. При показаниях к диагностическому обследованию можно привлечь оториноларинголога, челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, терапевта, ортопеда и врачей других специальностей. Все возрастающие дифференциация, специализация и интеграция различных наук обусловливают междисциплинарный характер диагностики и обосновывают все большую необходимость тесного сотрудничества логопедов, врачей, психологов, нейрофизиологов, психолингвистов и др. Медико-педагогическую работу можно успешно строить только на основе точной диагностики.
5.3. Психологическая диагностика
Строго говоря, психологические и логопедические методы обследования не всегда можно отделить друг от друга. Однако некоторые нарушения речи в основном имеют психогенное происхождение и по механизму обратной социальной связи приводят к тяжелым вторичным нарушениям поведепия. При диагностике алалии, например, довольно трудно установить причинную связь между речевым нарушением и интеллектуальными возможности*
! ми ребенка. Известно, что нарушения слуха часто остаются неустановленными, и общее поведение таких детей, включая особенности их речи, принимают за слабоумие.
В таких случаях к диагностике привлекают психолога. Его задача — помочь выяснить причины и характер неправильного поведепия психологическими методами. Определение интеллектуальных способностей, в частности диагностика слабоумия, предполагает исследование как работоспособности, так и способности к обучению. Тесты, длительное наблюдение и анализ внешних
• условий — таковы основные методы, используемые в этих случаях психологом и логопедом. Разработка ж использование тестов, соответствующих современному общественному развитию, требуют участия психолога.
Результаты психологического обследования дают полную картину личности ребенка только в сочетании с логопедическими и медицинскими данными. Эти общие данные являются основанием для направления ребенка в соответствующее специальное учебное заведение и для разработки системы логопедических мер.
Психологическая диагностика дополняет логопедическую при проверке способности обучаться в школе. При этом важно не только определить способность к обучению, по и выявить те недостатки, которые могут быть исправлены к моменту поступления в школу.
Составлена и опробована программа обследовапия, включающая логопедические и психологические аспекты, направленная на выявление основных признаков затруднения в обучении. Чтобы определить подготовленность ребенка к школе, проверяют математические навыки, различение цвета, выкладывание форм, краткосрочную память, способность к графическому изображению,, копирование форм, употребление обобщающих понятий, понимание символов. Обследования проводят индивидуально или в группах.
Особое значепие психологическое обследование приобретает для определения социального поведения лиц с нарушениями речи.
При разработке методов психологического обследования заикающихся особое внимание уделяют определению осознания дефекта, что имеет значение и при других речевых нарушениях, например при афазиях, у лиц после тотальной резекции гортани и Др. Под осознанием дефекта понимают субъективное отношение человека к своему речевому нарушению, его психическим и социальным последствиям, а также формирование этого отношения в процессе взаимодействия с окружающими. У каждого заикающегося в процессе развития личности формируется большее или меньшее осозпание дефекта, которое значительно меньше в случаях хорошей социальной адаптации и существенно усиливается лри невротических расстройствах.
5.4. Логопедическая диагностика
Для правильной диагностики речевых нарушений необходимоучитывать личность аномального в целом, а также его социальное окружение.
Основной задачей логопедической диагностики является определение состояния речи, а также психофизических и социальных условийразвития личности с учетом данных медицинского и психологического обследования. Мы проводим логопедическое обследование по следующей системе: сбор анамнеза, оценка процесса коммуникациипо этапам, обобщение ианализ всех данных, составление логопедического заключения.
5.4.1. Анамнез
Нарушение речи очень редко возникает внезапно, но и в этих случаях оно обусловлено соответствующимибиологическими и социальными факторами. В связи с этим для тщательной оценки причин и качества нарушения речи необходимо после первого контакта с пациентом выяснитьвсе предшествующиеусловия. Для этого и проводится сбор анамнеза.
Поскольку речевая деятельность наиболее полно отражает поведение, в анамнезе аномального ребенка должно быть отражено развитие его личности.Анамнез включает следующие моменты:
— паспортные данные;
— причины обращения к специалисту (жалобы), предшествующее лечение;
— первое общее впечатлепие о речи;
— данные о наследственности (особенности речи И характера родителей и других членов семьи, заболевания в семье);
— социальное окружение, состав семьи, профессия родителей, социально-бытовые условия, образ жизни, характер и качество воспитания;
— развитие ребенка (течение беременности и родов у матери, физическое, умственное, речевое развитие, особенностимоторики, перенесеппые заболевания, общая характеристика поведения, воспитание и обучение в детском саду или школе, особые события, имеющие значение для развития личности).
Подробно и тщательно собранный анамнез значительно облегчает диагностику. Опыт показывает, что при обследовании нельзя придерживаться строгой «схемы-вопросника», ответы на любую апкету не дадут истинного представления о развитии личности, социальном положении, особенностях поведепия и т. п. Достоверные сведения можно получить в атмосфере доверия, постепенно переходя кважным вопросам анамнеза.
Цепность полученных анамнестических сведений значительно повышается обследованием на дому, непосредственным впечатле-
нием и изучением домашнего окружения, наблюдением ребенка привычной домашней обстановке, оценке общей ситуации. Эт< разумеется, не исключает плана сбора анамнеза, за его основ? можно взять приведенную схему. После первого наблюдения беседы анамнез дополняют в процессе дальнейшего наблюдения обследования с привлечением медицинских и психологически: данных.
5.4.2. Методы проверки слуха
Слуховой анализатор является самым важным каналом для восприятия устпой речи. Его блокирование или деформация про являются большей частью в нарушениях речи. Если есть подозрение на нарушение слуха, то необходимо обследование отоларингологом и аудиологом. Мы ограничимся здесь описанием методов., наиболее важных для логопеда. Они предусматривают количест|венную и качественную оценку слуха. Под количественной оцеп кой понимается диапазон частот, в котором обследуемый хорошо слышит. Под качественной оценкой понимают силу звука, при которой он воспринимается па слух. Сила звука зависит от громкости и расстояния, на котором обследуемый слышит.
5.4.2.1. Общая проверка слуха
При многих нарушениях речи для проверки слуха используются пе технические, а рациональные методы, простые в обращении Это относится к таким нарушениям, как алалия, дислалия, аграм матизм, когда нужно иметь общее представление о состоянш слуха.
Слух проверяют при помощи речи или звучащих игрушек.
а) Проверка слуха речью
При этом виде проверки используется речь разговорпой гром кости или шепотная речь. Слова для проверки включают звуки с различным диапазоном частот. Некоторые звуки речи, например м, и, р: д, г, у, о, представляют собой низкие частоты, другие, в ча| стностп шипящие и гласные и, э, — вьгеокпе. Высокочастотные звуки речи слышны лучше, чем низкочастотные, поэтому для про верки одни раз предлагают ряд низкочастотных слов, например 1 дом, кукла, другой раз — высокочастотных, например, мяч, шишки, часы. При проверке слуха речью нужно учитывать запас ело* обследуемого.
Проверку проводят на расстоянии 10 м в помещепии без шумовых полгех. Проверяющий и обследуемый располагаются друг против друга, llpir- проверке бинаурального слуха обследуемого просят опустить голову, чтобы избежать считывания с губ. При проверке монаурального слуха обследуемый поворачивает провен ' ряемое ухо к говорящему, другое ухо закладывают ватой или чикамй пальцев. Сначала проверяющий говорит.отобрапные слова на расстоянии 10 м. Если обследуемый неуверенно повторяет слова, то проверяющий незаметно приближается к нему. Отмечают расстояние, на котором все предлагаемые слова повторяются уверенно. Если обследуемый не слышит пи одного слова, то определяют способность к восприятию звуков (гласных). Так как при нарушении восприятия звуков низкий голос воспринимается лучше, используют шепотную речь.
Для проверки важно учитывать общее состояние обследуемого. Утомление, невнимательность и равнодушие отрицательно сказываются на результатах. Для проверки слуха у детей следует выбирать подходящее время и обращать внимание на готовность к проверке.
Регистрация результатов производится следующим образом (табл. 11).
Таблица 11 Проверка слуха
Правое ухо м. | Речь разговорной громкости Шепотная речь | Левое ухо м. |
м. | м. | |
Результат проверки оценивают так: если речь разговорной громкости воспринимается хуже, чем шепотная,то можно предполагать тугоухость, вызванную нарушением звуковой проводимости. Если расстояние при проверке уменьшаетсядо 5 м, то предполагают тугоухость средней степени,. до 1м — сильную тугоухость. Те, кто не воспринимает речь разговорной громкости уушной раковины, считаются практически глухими.
Описанный метод используется только тогда, когда ребенок уже владеет речью. Сильное косноязычие искажает результаты. В этих случаях общее состояние слуха проверяют выполнением детьми практических действий по словесной инструкции. В игре, когда дети психически не заторможены, им дают простые поручения, предотвращая чтение с губ. Если в такой ситуации, например в игре «за покупкой», ребенок ведет себя адекватно, то причина речевого нарушения лежит не в нарушении слуха. В общем дети 2 лет в состоянии правильно выполнить простое словесное задание. Несмотря на это, следует продолжать тщательное наблюдение за слуховой способностью детей.
б) Проверка слуха звучащими игрушками
В логопедической практике слух проверяют звучащими игрушками в тех случаях, когда дети не владеют устной речью и не реагируют на словесное поручение.
Используют игрушки с различным звуком (гонг, колокольчик, свисток, деревянные трещотки идр.). Слух ребенка проверяют в присутствии матери. Пока она занимается с ребенком, проверяю*
щий производит звук и наблюдает за физическими и моторными реакциями ребенка (прислушивание, поворот в сторону источника звука). Если ребенок узнает игрушку и пытается произвести ею звук, значит слух в этом диапазоне частот не нарушен.
При этой проверке в любом случае следует предусмотреть отсутствие вибраций, которые могут вызвать реакции ребенка. Это бывает, когда проверяющий слишком близко от головы ребенка хлопает в ладоши. Кроме того, следует избегать всех слишком интенсивных источников звука, так как они могут испугать ребенка.
Если эта проверка не вызывает положительных реакцийу ребенка, то его следует показать специалисту. Проверка слуха звучащей игрушкой одновременно служит психолого-педагогической подготовкой ребенкак дальнейшим исследованиям.
5.4.2.2. Аудиометрпя
Для того чтобы определить индивидуальный слуховой порог и другие параметры слуховой функции, пользуются аудиометрией. Аудиометрия — особый способ проверки слуха, при котором дают строго определенное раздражение, результаты восприятия определяют в соответствии с международными стандартами. Результаты имеют вид аудиограммы и не зависят от субъективных условий предъявления раздражения.