I.«Улица полна неожиданностей». I. «Отряд юных инспекторов движения»:
I. «Отряд юных инспекторов движения»:
1.4.1 Отряд юных инспекторов движения (1 ч).Повторение пройденного за три года обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.
1.4.2 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч).История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.
1.4.3 Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч).Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
1.4.4 Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч).Разновидности дорожной разметки.
1.4.5 Общие правила к водителям велосипедов (2 ч).Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.
1.4.6 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.
1.4.7 Выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» (1 ч).
Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.
1.4.8. Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД» (1 ч).Подведение итогов за 4 года обучения.
Практическое занятие:посвящение в юные инспектора дорожного движения.
II. «Мир вокруг нас».
II.1 «Юные туристы»:
2.1Ориентирование на местности. (2 ч). Ориентирование на местности по местным признакам.
Практическое занятие: оказание первой помощи при ушибах.
2.2 Ориентирование на местности. Компас (1 ч). Правила ориентирования по компасу.
Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.
2.3 Итоговое занятие за четыре года обучении. Летнее зачетное путешествие протяженностью (4 ч).
Практическое занятие: проведение летнего зачетного путешествия, по итогам которого руководитель вручит личные учетные карточки туристов. В карточках оценивается степень освоения следующих элементов туристкой техники: укладка рюкзака, установка палатки в обычных условиях, разведение костра, переход через речку (ручей) по бревну, ходьба по пересеченной местности, подъемы и спуски по склонам, определение сторон горизонта по местным признакам, ориентирование по компасу и карте, умение оказывать первую доврачебную помощь.
III. «Не шути с огнем».
III. I «Мы- отряд «ЮПД» - 4 год обучения:
3.1 Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)(2 ч).
Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.
3.2 Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).
Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.
3.3 Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (2 ч).
Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».
3.4 Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов (2 ч).
Практическое занятие:Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов. Издание книжки-малышки.
3.5 Итоговое занятие (1 ч). Закрепление знаний за 4 года обучения.
Практическое занятие: решение теста.
IV. «Это должны знать все»
IV.I«Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения:
4.1 Умей сказать нет! (2 ч). Овладение навыками уверенного поведения.
Практическое занятие: тренинг «Умей сказать нет!»
4.2 «Чтобы вы сделали? (1.5 ч).
Практическое занятие: проведение деловой игры «Чтобы вы сделали?»
4.3 Насилие и закон (1.5 ч). Игра или реальная жизнь?
Практическое занятие: решениеи разбор ситуационных задач.
4.4 Подбор материала для буклета-памятки (1 ч).
4.5 Итоговое занятие за четыре года обучения (2 ч). Закрепление знаний, умений и навыков.
Практическое занятие: составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»
К концу 4 года обучения дети должны:
Знать:
· основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке автобусом.
· правила движения управления велосипедом (с 14 лет);
· законы природы;
· роль человека в природном равновесии;
· меры предосторожности при разведении костра;
· меры безопасности на воде весной, в лесу.
· знать правила пожарной безопасности.
· правила личной безопасности.
·
Уметь:
· правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
· укладывать рюкзак;
· устанавливать палатку в обычных условиях;
· разводить костер;
· ориентироваться на местности с помощью компаса и местным признакам;
· определять стороны горизонта;
· переходить через ручей по бревну;
· ходить по пересеченной местности;
· оказывать первую доврачебную помощь.
· правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.
· владеть навыками уверенного поведения;
· вызвать полицию, скорую помощь, пожарную службу..
Литература
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)
- Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.
- Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -
М: Просвещение, 2003.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на
улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.
- Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.
- Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
10.Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).
Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
11.. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997
12.Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.
13. Полезные привычки/пособие для учителя-2000
14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель
Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.
Приложение 1.