Понятие о пед сист. Пед инновации. Оптимиз пед сист.
Пед. сист — это целостное единство всех факторов, способств достиж поставл целей развития чел.
Принципы функцион сист: – оптимальность;– структурность–выдел частей (компон) сист, их упорядочение и классиф;– функциональность–в кач-ве компонентов сист выступ функции, регулир отнош и связи в сист;– интегративность–особое вним удел системообразующим элем, кот объедин ее компон и способствуют сохран и функционир целого.
Компон пед сист:–деят-ть учит и учащ;–управленческая деят-ть, направл на создан условий для решен образоват задач;–пед средства (содержание пед деят-ти, формы и методы пед раб).
Законом пед сист явл связь между ее компон, они представл собой те существ связи, от кот зависит оптимальность пед задач.
Пед иннов–идеи, проц, ср-ва и результ, взятые в единстве качеств совершенствования пед сист.
Пед проц протекает в пед сист. Пед сист – это объед компонентов (частей), кот остается устойч при изменен. Если измен (нововвед) превыш допустим предел, сист разруш, на ее месте возник новая сист с др св-ми.
Более выс продуктивн учебно-воспит проц всегда следствие совершенствования пед сист.
Гл путей совершенств пед сист два: интенсивн, экстенсивн.
Интенсивн путь предусматр развит пед сист за счет внутре резервов.
Экстенсивный путь развит пед сист основыв на привлеч дополнит мощностей (инвестиций) – нов средств, оборудован, технологий, капиталовлож и т. п.
Объектами иннов явл след пед вопр:– повыш мотивации учебно-воспит деят;– пути увелич объема изуч на уроке материала;– как ускорить темпы обуч;– как устранить потери времени и т. д.
Гл направл иннов-ых преобраз в пед: пед сист в целом; учебные заведения; пед теор; учитель; обучаемые; пед технол; содерж; формы, методы, средства; управление; цели и результ.
Уровни нововведений: низк – инновации, предполаг изменен в виде необычн названий и формулировок; средн – изменен форм, не затрагив сущностей; высок – изменяющ сист или ее главн компон по существу.
Чаще всего инновационной назыв гуманистич пед: она не требует внешн перестройки пед сист; эффект повышенного учебно-воспитат влияния достиг за счет внутр перестройки сист.
Гуманистич пед — сист научн теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознат, равноправн участника учебно-воспитат проц, развив по своим возможностям.
Непреходящей общей инновацией, относящейся к пед сист в целом, явл оптимизация учебно-воспитат проц. Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — проц выбора наилучш варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой иерархичной сист, какой явл пед, сущ мн тысячи возможных вариантов построения, теч и организац учебно-воспит деят, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкр условиях. Отыскать его—гл задача оптимизации, и решается она путем сравнен возможных вар-ов и оценки имеющ альтернатив.
1-10.Народная педагогика: сущность, содержание, методы и средства.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры.
Я.А. Коменский - идея «материнской школы», опираясь на опыт семейного воспитания. Г. Песталоцци - «Книгу для матерей» К.Д. Ушинский обосновал идею народности, ратовал за народное воспитаниеНародная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.
Характерные особенности
Нар пед-ка возникла в глубокой древности, существует столько, сколько существует сам народ
Памятники нар педагогики: поговорки, пословицы, сказки, предания.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью.
Она наряду с ценными, полезными З, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой ошибочные и даже вредные идеи (пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям соц несправедливости, рекоменд применять физ наказания в семье и.т.д.)
Присутствие элементов атеизма – свидетельство стихийно-материалист воззрения народа (отрицательное отношение к служителям культа. «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное»).
След хар-ная черта нар педагогики – это коллективность ее творч основ
Самой действенной чертой НП является связь с жизнью, с практикой обучения и воспит молод поколения. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей Поговорки и пословицы выступают как источник разума, пример для подражания, советник и наставник, поучит наследие прежних поколений.
в афоризмы включены различные пед категории : наставление, предупреждение, упрёк,
Методы: намек, приучение, убеждение, поощрение, личный пример,родительское благославление
Народ пристально наблюдал и знал псих особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели».
Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики
Умственное и физическое воспитание