В рамках дисциплины анатомия

Тестирование

(типовое контрольное задание на этапе формирования компетенции)

Уровень сформированности компетенции отражается в тестовом балле испытуемого. Выполнять задания можно в любой последовательности. Тестовые задания оцениваются в баллах. По завершении тестирования баллы суммируются. Тесты могут быть следующего вида: тестовое задание закрытой формы, тестовое задание открытой формы, тестовые задания на установление правильной последовательности, тестовые задания на установление соответствия.

Примерная типология тестовых заданий для оценивания компетенции ОПК-2:

Тема: Опорно-двигательный аппарат.

1. Позвоночник человека образован:

а) 30-31 позвонком;

б) 33-34 позвонком;

в) 36-37 позвонками;

г) 39-40 позвонками.

Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов:

- оценка «5» выставляется в случае, если студент выполнил 87–100 % типового задания;

- оценка «4» выставляется в случае, если студент выполнил 75–87 % типового задания;

- оценка «3» выставляется в случае, если студент выполнил 60–75 % типового задания;

- оценка «2» выставляется в случае, если студент выполнил менее 60 % типового задания.

Доклад-презентация по проблемному вопросу

(типовое контрольное задание на этапе формирования компетенции)

Оценочное средство в виде подготовки доклада с последующей презентацией используется при проведении практических занятий. Обучающимся предлагается самостоятельно освоить одну из тем, проанализировать проблему, подготовить доклад, на его основе сделать презентацию доклада в слайдах с помощью программы POWER POINT и выступить перед студенческой аудиторией с результатами своей работы. Максимальное количество баллов за доклад-презентацию – 5.

Допускается групповое участие студентов в подготовке докладов-презентаций, когда обучающиеся организуются в небольшие группы (по 2-3 человека). На каждый доклад предусмотрено по 5-7 минут.

Темы студентами выбираются по желанию из списка, предложенного преподавателем, или формулируются студентом совместно с преподавателем.

Примерная тематика докладов для оценивания компетенции ОПК-2

Темы докладов

1. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.

2. Учение о соединениях костей.

3. Форма, строение и состояние мышц.

4. Дыхательные мышцы.

5. Мужские половые органы.

6. Женские половые органы.

7. Вены.

8. Орган зрения.

9. Орган слуха.

10. Органы обоняния и вкуса.

11. Общий покров тела.

12. Эндокринные железы.

13. Основные закономерности роста и развития.

14. Акселерация и ретардация развития.

15. Соматотипы.

16. Половой диморфизм (с позиций анатомии).

17. Роль морфофункциональных показателей при спортивном отборе.

Критерии оценки компетенций ОПК-2 в рамках типового задания

Показатели Баллы
Проявил оригинальность и креативность при подготовке доклада-презентации. Показал высокий уровень культуры мышления, способность к рефлексии, умозаключениям и логике. Обобщил информацию с помощью схем, таблиц, рисунков, логических блоков. Проанализировал тему с активным использованием междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Сформулировал выводы. Предложил и подробно раскрыл меры решения проблемы. Повышенный уровень 87-100
Проявил некоторую оригинальность при подготовке доклада-презентации. Проявил отчасти культуру мышления, способность к логическому изложению информации. Обобщил информацию. Проявил способность к анализу темы с использованием междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Сформулировал некоторые выводы. Предложил меры и способы решения проблемы. Базовый уровень 75-87
Не проявил оригинальности при подготовке доклада-презентации. Отчасти продемонстрировал культуру мышления. Обобщил некоторым образом информацию. Допустил неточности в анализе темы с использованием междисциплинарных знаний, фактов, теорий. Не сформулировал конкретные выводы. Не предложил меры и способы решения проблем. Пороговый уровень 60-75

Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов:

- оценка «5» выставляется в случае, если студент выполнил 87–100 % типового задания;

- оценка «4» выставляется в случае, если студент выполнил 75–87 % типового задания;

- оценка «3» выставляется в случае, если студент выполнил 60–75 % типового задания;

- оценка «2» выставляется в случае, если студент выполнил менее 60 % типового задания.

Вопросы к экзамену

(типовое контрольное задание на этапе формирования компетенции)

Форма периодической отчетности студента, определяемая учебным планом и/или учебным графиком. Экзамен служит формой проверки качества выполнения студентами усвоения учебного материала практических и лекционных занятий.

Вопросы к экзамену

1. Анатомия как наука, ее предмет, цели и задачи.

2. Понятие об органах, системах и аппаратах.

3. Части тела человека. Плоскости симметрии тела и оси вращения.

4. Морфологическая характеристика мышечной ткани.

5. Нервная ткань.

6. Общая схема строения опорно-двигательного аппарата человека.

7. Кость, как орган. Классификация костей, их характеристика.

8. Соединение костей, формирующих скелет, их классификация.

9. Движение позвоночного столба.

10. Кости грудной клетки, их соединения.

11. Мышцы спины.

12. Характеристика положений тела.

13. Общий центр тяжести и его роль в механической устойчивости тела.

14. Общая классификация движений.

15. Анатомическая характеристика тела при нижней опоре (вертикальная симметричная стойка, упор лежа).

16. Анатомическая характеристика тела при верхней опоре (вис на выпрямленных руках, вис на согнутых руках).

17. Анатомическая характеристика циклических движений. Ходьба.

18. Анатомическая характеристика циклических движений. Бег.

19. Анатомическая характеристика ациклических движений. Прыжок в длину с места.

20. Анатомическая характеристика вращательных движений тела. Сальто назад.

21. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.

22. Строение трахеи и легкого (бронхи, доли, дольки, ацинус).

23. Анатомия мочевой системы: строение почки, мочеточника, мочевого пузыря.

24. Морфологические особенности строения сердца.

25. Общая схема кровообращения.

26. Вегетативная нервная система.

27. Строение и классификация желез внутренней секреции.

28. Строение спинного мозга (сегменты, спинномозговые корешки, проводящие пути).

29. Строение ствола мозга (продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок).

30. Орган зрения.

31. Орган слуха и равновесия.

32. Понятие о типе конституции. Признаки, характеризующие тип конституции человека.

Критерии оценки ответов на экзамене

Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен. Вопросы предполагают контроль общих методических знаний и умений, способность студентов проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными студентами в течение курса. И подготовке к экзамену обучающийся имеет право воспользоваться лекционными материалами, методическими разработками, основной и дополнительной литературой. Экзамен предполагает переосмысление изученного материала, методическую рефлексию. Оценивается ответ по следующим параметрам:

1. Уровень сформированности компетенций.

2. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.

3. Уровень знания фактического материала в объеме программы.

4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.

5. Умение связать теорию с практикой.

6. Умение делать обобщения, выводы.

Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

Уровни сформированности компетенций в рамках дисциплины:

Критерии Баллы
Обучающийся продемонстрировал глубокое и прочное усвоение знаний программного материала; исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложил теоретический материал; правильно сформулировал определения; продемонстрировал умения самостоятельной работы с дополнительной литературой; сделал выводы по излагаемому материалу. Повышенный уровень 87-100
Обучающийся продемонстрировал достаточно полное знание программного материала; продемонстрировал знание основных теоретических понятий; достаточно последовательно, грамотно и логически стройно изложил теоретический материал; правильно сформулировал определения; продемонстрировал умения самостоятельной работы с дополнительной литературой; сделал выводы по излагаемому материалу. Базовый уровень 75-87
Обучающийся продемонстрировал общее знание изучаемого материала; показал общее владение понятийным аппаратом дисциплины; смог построить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; знает основную рекомендуемую программой учебную литературу. Пороговый уровень 60-75

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

Целью промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) является оценка уровня усвоения обучающимися знаний, приобретения умений, навыков и сформированности компетенций в результате изучения учебной дисциплины. Процедура оценивания должна охватывать всех без исключения обучающихся, осваивающих дисциплину (модуль).

Оценка уровня сформированности компетенций на этапах их формирования определяется на основании тестирования, понятийного диктанта, доклада-презентации, учета активности на практических и лабораторных занятиях, включающих в себя теоретические вопросы или задания, в которых обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения проблемы и пр. Оценивание ответов обучающихся проводится в соответствии с приведенными критериями.

На основании представленных в ФОС заданий, оценивается уровень сформированности компетенций на этапах их формирования в рамках дисциплины, а также уровень знаний, умений, навыков и опыта деятельности

Процедура оценивания вопросы к экзамену проводится по окончании изучения дисциплины (модуля). До начала проведения процедуры преподавателем подготавливается необходимый банк оценочных материалов для оценки знаний, умений, навыков. Банк оценочных материалов может включать вопросы открытого и закрытого типа, перечень тем, выносимых на опрос, типовые задания. Из банка оценочных материалов формируются печатные бланки индивидуальных заданий. Количество вопросов, их вид (открытые или закрытые) в бланке индивидуального задания определяется преподавателем самостоятельно.

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре преподавателем выдается вопрос. После получения вопроса и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется преподавателем самостоятельно, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины (модуля) и других факторов.

Результаты проведения процедуры в установленном порядке проставляются преподавателем в зачетные книжки обучающихся и электронные ведомости, и представляются в деканат факультета. По результатам проведения процедуры оценивания преподавателем делается вывод о результатах промежуточной аттестации по дисциплине.

На основании представленных в ФОС заданий, оценивается уровень сформированности компетенций на этапах их формирования в рамках дисциплины (модуля) «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», а также уровень знаний, умений, навыков и опыта деятельности, по результатам выставляется отметка об экзамене. Результаты проведения процедуры в установленном порядке проставляются преподавателем в зачетные книжки обучающихся и электронные ведомости, и представляются в деканат факультета. По результатам проведения процедуры оценивания преподавателем делается вывод о результатах промежуточной аттестации по дисциплине.

Наши рекомендации