Предупреждение ошибок (в любом задании, в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.
7. “Найди лишнее” или “Что недостает”
a) Предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:
- По силам ли мне это задание?
- Смогу ли я выполнить?
- На что обратить внимание?
- Какого рода ошибки я могу допустить?
- Нужна ли мне помощь и какая?
- Что мне понадобится для его выполнения?
- В каком месте необходимо быть внимательней? Здесь использую трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда я должна увидеть весь класс:
- красный – не знаю, прошу помощи,
- зелёный – сомневаюсь, не уверен,
- желтый – знаю, умею, могу помочь другим.
На этом этапе ученики предварительно оценивают свои возможности, а после выполнения задания, сверяют ее с прогностической. Ученик определяет границу своих возможностей, границу своего “знания – не знания” через прогностическую оценку.
б) Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать словесная оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.
Процессуальный контроль провожу:
- в устной форме.
- в письменной форме
Назначение контроля:
- Обеспечить произвольность внимания
- Оперативное видение ошибки
- Обеспечить качество усвоения
Приемы:
Проговариваниев устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение) целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с любым видом языкового разбора), важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его). Это хорошо видно на уроках русского языка при освоении написания букв.
- Один объясняет, другой комментирует
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Я не ругаю учеников за исправления, а учу делать это аккуратно.
Чаще всего я используется такой прием: когда один или несколько учеников действует по алгоритму, а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно -. Так постепенно ученики осваивают образцы действий и эталоны ответов.
- Ставить вопросы (вести запись) по тексту
- Пометки на полях (+ знаю, -умею, ?- не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею)
Этот прием мы начинаем постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, и только потом работа с текстом.
Составление плана действий (алгоритм) (в групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по применению ...)
2. Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)
Эту работу хорошо видно во время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом, показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях, контролируя действия ученика у доски.
3. По ходу работы (в процессе):
Со стороны учителя
- На каком этапе находишься?
- Как можешь себя проверить?
- Что надо учитывать?
- Есть ли другие способы решения этой задачи?
Позднее эти вопросы в процессе работы ученик задаёт самому себе или учителю.
в) Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).
Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.
- Над чем работали?
- Что надо было сделать?
- Как мы выполняли это задание?
Приемы:
1. Проверка (сличение с образцом, орфографическое прочтение, правило и т.д.)
2. Вернуться к вопросам
3. Восстановление части, текста (редактирование)
4. Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов
5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.
6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)
7. В начале каждого урока я спрашиваю: “Чему бы ты хотел сегодня научиться?”
Ответ ребят звучит так: “Хочу узнать (научиться)”
8. В конце урока я спрашиваю: “Чему ты сегодня научился?” фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.
9. После работы я задаю ученикам вопросы:
- Трудным ли было это задание? В чем его трудность?
- Успешно ли вы с ним справились?
- Трудно ли было проверить себя?
- Как ты сможешь проверить себя сейчас?
- На что будешь опираться?
- Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?
- Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить
- Какую задачу можно для себя поставить?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?
Для формирования самоконтроля использую следующие способы:
- комментирование выполняемого задания (в т.ч. по цепочке)
- сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)
- придумывание “ловушек”
- письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)
- пошаговая сверка с образцом (например, при списывании)
- подбор слова к данной схеме
- составление алгоритмов по разным видам работ