Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди
1809-1847(38 лет)
Третьего февраля 1809 в Гамбурге, в семье банкира Мендельсона-Бартольди родился мальчик, которого нарекли Феликс. Будущий композитор получил прекрасное и весьма разностороннее образование. Он с детства имел возможность общаться с представителями художественной и научной интеллигенции, в числе которых были Гегель, Гейне и Яков Гримм, естествоиспытатель Гумбольдт и скульптор Торвальдсен, Паганини и Вебер. Все они с удовольствием посещали салон родителей Мендельсона в Берлине. И эта широта кругозора, воспитанная общением с умнейшими и талантливейшими людьми той эпохи, разумеется, положительно отразилось на всей будущей деятельности Феликса.
Подобно Моцарту, Мендельсон уже в раннем возрасте овладел музыкальным мастерством. В десять он уже сочинял, но, наверное, как это часто бывает у всех начинающих авторов, его раннее творчество находилось под сильным влиянием его кумиров: Бетховена, Моцарта, Вебера…Октет, написанный в 1825 и «Сон в летнюю ночь» явились началом его зрелого творчества. Три года своей жизни, с 1829 по 1832 год, Мендельсон посвятил путешествиям по разным городам Европы. Он побывал в Англии, Шотландии, Австрии, Южной Германии, Италии, Швейцарии и Франции и был крайне удручен и глубоко разочарован положением музыкальной культуры. Казалось невозможным то, что даже на родине симфонизма, в Австрии, в Вене, а не только в Италии и во Франции, классика была предана забвению. Ни одной ноты Бетховена не исполняли здесь даже лучшие пианисты!
И Мендельсон принял решение: сразу же по возвращению в Германию заняться просветительской деятельностью! Этому занятию он отдавал себя без остатка до конца своих дней. Будучи блестящим виртуозом своего времени, Мендельсон в органных и фортепианных концертах, прежде всего, выступал как пропагандист серьезной классической музыки. Часто случалось так, что многие слушатели, присутствующих на его музыкальных вечерах, впервые знакомились с концертами и сонатами Баха и Бетховена.
Мендельсон исколесил города и веси всей страну в поиске интересовавших его произведений. И это музыкальное паломничество принесло свои плоды. В церквях, в опере, на музыкальной эстраде зазвучали творения классиков, зазвучало хоровая музыка Лассо, Палестрины и Генделя, «Дон – Жуан» и «Фигаро» Моцарта и многие другие. В Лейпциге, где Мендельсон до самой своей смерти управлял знаменитым оркестром «Гевандхауза», его деятельность была особенно блестящей. Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в 1843 году. В число педагогов консерватории Лейпцига были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман. Именно в этот период, в творчестве Мендельсона явно чувствуется некая фундаментальность, элементы героики. Его оратории «Илия» и «Павел» прямо-таки насквозь пронизаны каким-то революционным духом.
Кажется, что Илия борется не за чистоту веры, а за чистоту помыслов человеческих, размышляет, как творец, который противопоставляет себя всему миру, погрязшему в никчемности.У Мендельсона были довольно-таки натянутые отношения с Берлинской аристократией и правящими кругами, но, не смотря на это, он с огромным удовольствием и вдохновением в сороковых годах начал работать над сочинением музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина. Античная драма, ее возвышенный стиль, ее благородная страстность были созвучны Мендельсону.
В его сочинениях того периода (увертюра «Рюи Блаз», гениальная скрипичная «Шотландская симфония) тоже появляются черты драматизма, ранее Мендельсону не свойственные. Но эти новые драматические тенденции, увы, не успели получить в творчестве Мендельсона дальнейшего развития. В 1847 году композитор внезапно скончался в возрасте всего неполных тридцати девяти лет в расцвете своей артистической славы и творческих сил.