Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия:показываем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: взрослый знакомит детей с цифрами от 1 до 5.

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); обучать умению подражать; а также согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику де­тей; учить малышей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; дать детям знания о том, из каких материалов делается посуда; ввести в словарь детей относительные прилагательные «деревянный», «глиня­ный», «бумажный», «металлический», глаголы «лакать», «облизываться», «на­есться», прилагательные-антонимы «сытый — голодный»; закреплять счетные навыки, знакомить детей с цифрами; учить детей проводить простую инсцени­ровку знакомой сказки.

Развивающие — стимулировать слуховое и зрительное внимание детей, уме­ние подбирать рифмы, способность завершать начатый узор; развивать логиче­ское мышление — умение рассуждать, сравнивать, анализировать.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

— предметные картинки — кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7—9);

— декорации: поле, река (см. вклейку);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

— индивидуальные листы с графическим и математическим (рис. 14, с. 38) за­даниями по количеству детей;

— простые и красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую рус­скую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Лиса и кувшин». Распределите между детьми роли бабы, лисы. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей, атрибуты и декорации: од­ному ребенку — бабу с серпом и кувшином, другому — лису, декоратору дайте поле, сноп и реку. Остальные дети будут зрителями. По мере получения фигурок и декораций дети садятся за стол: артисты с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда ставить декорации, указывайте на артиста, чья очередь
говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

3. Подбери рифму. После окончания спектакля предложите детям придумать
стихи про лису. Объясните, что для этого нужно подобрать рифму к тем словам,
которые вы сейчас скажете.

Прочитайте малышам двустишия:

Утром к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица). Посмотри — на елке птичка, А под елкою... (лисичка).

Леса нашего краса — Все зовут ее... (лиса).

Побывали мы в лесу — Увидали там... (лису).

4. Артикуляционная гимнастика. Предложите всем детям изобразить перед
зеркалом лису с помощью мимики и артикуляции. (Для этого дети встают в ряд
перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала.) Продемон­стрируйте детям артикуляционные позы:

— голодная лиса — втянуть щеки;

— лиса лакает молоко — совершать лакательные движения языком;

— лиса облизывается — совершать круговое движение языком, облизывая гу­бы (верхнюю, а затем нижнюю);

— лиса наелась: «Вкусное молоко!» —почмокать губами;

— сытая лиса — надуть щеки.

(Когда дети разучат все артикуляционные позы, можно забрать у них инди­видуальные зеркала.) Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем порядке: голодная лиса, сытая лиса, лиса лакает, облизывается, чмокает губами.

После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

5. Дорисуй узор. Раздайте детям листы с рисунками кувшинов и предложите
украсить все кувшины одинаковыми узорами — для этого на каждом из них надо
дорисовать лишь отсутствующие элементы (линии или точки) (рис. 14, с. 38).

Когда узор будет восстановлен, предложите детям посчитать, сколько всего кувшинов они украсили, и нарисовать в рамке столько же палочек. Затем пред­ложите малышам выбрать соответствующую цифру из ряда цифр и обвести ее красным карандашом.

Похвалите детей и скажите, что теперь у бабы будет много красивых кувши­нов.

6. Из чего сделано? Скажите детям, что в старину посуду делали из глины
и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной.
Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов.
Предложите малышам помочь вам рассказать, какая бывает посуда.

Ложка сделана из дерева — значит, она... (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он... (глиняный). Банка сделана из стекла — значит, она... (стеклянная).

Кастрюля сделана из металла — значит, она... (металлическая). Кружка сделана из пластмассы — значит, она... (пластмассовая). Стаканчик сделан из бумаги — значит, он... (бумажный).

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 4



Тема занятия:читаем и показываем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: взрослый обучает детей четкому произнесению соглас­ных звуков [б], [к], повторяет звуки [с] и [л]; знакомит детей с буквами Б, К, и соотносит их с соответствующими звуками; кроме того, повторяются уже знакомые детям буквы П, С и Л; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «пар», «пол», «пух», «пыль»; «сад», «сом», «суп», «сыр»; «лапа», «лодка», «лук», «лиса». Взрослый вместе с детьми изготавли­вает из плотной бумаги карточки с буквами, необходимые для проведения за­нятия (образец для изготовления приведен на рис. 15, с. 38).

Цели занятия:

Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении простой ин­сценировки; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику де­тей; готовить руку к письму; учить детей правильно держать карандаш, выпол­нять обводку букв по образцу; развивать дыхание, вырабатывая длительный на­правленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук, ко­личество слогов в слове); познакомить детей с согласными буквами Б и К; закреп­лять у детей навык проведения простой инсценировки.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей; трениро­вать моторную память; развивать умение проводить слоговой анализ слова, опре­делять первый звук.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

— предметные картинки — кувшин, колосок, сноп (см. вклейку, рис. 4, 8—9);

— декорации: поле, река (см. вклейку);

— карточки из плотной бумаги с буквами (образец изготовления приведен
на рис. 15, с. 38);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием (рис. 16, с. 39) по коли­честву детей;

карандаши по количеству детей

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали
кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую рус­
скую народную сказку они показывали на прошлом занятии. Попросите девочек
изобразить голодную лису (втянуть щеки), а мальчиков — сытую лису (надуть
щеки). После того как задание будет выполнено, предложите сесть за стол снача­ла девочкам, а потом мальчикам.

2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и атрибуты сказки. По­
кажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя
голосом первый звук в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда они бу­дут произносить звук, предъявляйте карточку с соответствующей буквой. Соот­несите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку персо­нажа сказки или атрибут, название которого начинается на этот звук. Когда все
фигурки будут расставлены на карточки с соответствующими буквами, скажите
детям, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки.

Предложите детям подуть вместе с вами. (Следите, чтобы дети делали дли­тельный выдох и не надували щек.) Когда бумажные фигурки упадут или сме­стятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву.

Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку, прогова­ривает вслух имя героя сказки и определяет первый звук в слове, а затем ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.

Если у малышей будет желание, игру с ветром можно повторить, но соотно­сить фигурки с буквами будет уже следующая четверка детей.

3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами Б, Л,
К и С — первыми буквами имен героев сказки (баба, лиса) и названий атрибутов
к ней (кувшин и сноп). Предложите детям еще раз показать инсценировку сказ­ки «Лиса и кувшин», но вместо фигурок персонажей в спектакле на этот раз бу­дут использоваться карточки с первыми буквами их имен.

Распределите роли между детьми и выберите декоратора. Выдайте артистам карточки с буквами. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом заня­тии были зрителями.)

Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста, чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.

4. Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием (рис. 16,
с. 39). Спросите у детей, узнают ли они по контуру, что изображено на рисунках.
Обратите внимание малышей на то, что под изображением бабы и кувшина напи­саны буквы. Предложите детям назвать и обвести буквы под первыми двумя фи­
гурками, а затем написать такие же буквы под следующими изображениями.

После занятия дети могут продолжить работу и раскрасить все фигурки на листе.

5. «Волшебный» барабанчик(проводится аналогично игре на с. 18). Для слов
«ба-ба», «ли-са», «кув-шин» и «ре-ка» производится по два удара, для слова
«сноп» — один удар в барабан. Если дети отгадывают слова по количеству ударов
в барабан правильно, то место за ширмой они могут по очереди занимать сами
и загадывать с помощью барабанчика загадки друг для друга. Предложите де­тям для этого следующие пары фигурок: река и сноп, сноп и лиса.

6. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей.


 

ЗАНЯТИЕ 5

Тема занятия:рисуем сказку «Лиса и кувшин».

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе); воспитывать умение подчиняться правилам коллективной игры; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; учить пра­вильно держать в руке карандаш, рисовать формы по образцу с учетом размера; ввести в словарь детей предлог «между», закрепить употребление предлога «пе­ред», антонимов «высокий — низкий», обобщающего слова «посуда»; закреп­лять счет в пределах восьми; формировать умение соотносить фигуры из счет­ных палочек и их изображение на листе бумаги в крупную клетку.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение продолжить последовательность рисунков.

Оснащение:

— демонстрационный рисунок «Найди лишний предмет» (рис. 17, с. 39);

— листы с графическим заданием (рис. 18, с. 39) по количеству детей;

— простые и цветные карандаши;

— образец изображения кувшина из счетных палочек (рис. 19, с. 40);

— набор счетных палочек;

— листы бумаги в клетку с обозначенными на них точками (рис. 20, с. 40);

— мольберт или доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, в игры по какой русской народной сказке они играли на прошлых занятиях. Уточните, что лиса — это животное, а кувшин это —... (Если дети не смогут назвать слово «посуда», скажите его сами.) Предложите детям перечислить разные предметы посуды. Дети по очереди называют предметы посуды и садятся за стол.

2. Найди лишний предмет. Покажите детям демонстрационный рисунок
«Найди лишний предмет» (рис. 17, с. 39). Спросите малышей, какой из предме­тов, изображенных на рисунке, лишний. (Среди посуды лишней окажется пира­мидка, так как это игрушка, а не посуда).

3. Продолжи по образцу. Предложите малышам нарисовать много разных
кувшинов. Дайте им для этого простые карандаши и индивидуальные листы
с графическим заданием «Продолжи по образцу».

Предложите детям продолжить ряд рисунков: низкий кувшин, высокий кув­шин — таким образом, чтобы они чередовались в заданной последовательности (рис. 18, с. 39), а затем раскрасить низкие кувшины в красный цвет, а высо­кие— в синий.

4. Подвижная игра. Предложите детям сыграть в подвижную игру «Лиса
и кувшин». Для этого предложите малышам встать на лужок и сделать кружок.
Скажите малышам, что они изображают хлебное поле с колосьями. Колоски
тонкие и высокие, поэтому их можно изобразить, подняв вверх руки и слегка по­качиваясь из стороны в сторону.

Затем сообщите детям, что сейчас вы назовете того из них, кто будет кувши­ном, спрятанным среди колосьев. Назовите игрока следующим образом: «Кув­шином будет тот, кто стоит между Васей и Таней». Дети должны посмотреть на своих соседей и определить кто из них станет «кувшином». (В первый раз мо­жете подойти к указанному ребенку и дотронуться до него рукой.) Ребенок, вы­бранный на роль кувшина, ставит руки на пояс, изображая таким образом кув­шин, спрятанный среди колосьев на хлебном поле.

Затем, употребляя предлог «между», назовите местоположение еще одного ребенка и сообщите малышу, что он исполнитель роли лисы. «Лиса» должна со­гнуть руки перед грудью, как лапки, и легкими, изящными шажками пробе­жать вдоль наружного края «поля» (за спинами детей-колосьев) к «кувшину», взять его под руку и отвести за стол, где оба ребенка остаются до конца игры.

Аналогичным образом, назовите следующую пару игроков: сначала «кув­шин», а затем «лису». Когда на поле останутся три ребенка, назначьте игроков следующим образом: «Кувшином будет тот, кто стоит перед Сережей и Катей». Если детей осталось двое, распределите роли между ними, также употребив пред­лог «перед».

Если на «поле» остался один ребенок, то назовите его по имени, дав ему зада­ние стать «кувшином», а сами возьмите на себя роль лисы. Отведите малыша за стол, где уже сидят все остальные дети.

5. Конструирование из счетных палочек. Предложите детям сложить из счет­ных палочек кувшин. Поместите на мольберте (доске) образец изображения кув­шина из восьми счетных палочек (рис. 19, с. 40).

Спросите, сколько палочек понадобится для выкладывания кувшина, и вме­сте с детьми (хором) сосчитайте их на демонстрационном рисунке, показывая на каждую указкой или карандашом.

Выдайте каждому ребенку по восемь счетных палочек и дайте малышам зада­ние выложить из них кувшин. (Если позволяет время, можно дать детям задание самостоятельно отсчитать нужное количество палочек.)

6. Рисование по клеткам. Предложите детям в соответствии с образцом из
счетных палочек нарисовать кувшин по клеткам. Для этого дайте детям индиви­дуальные листы в крупную клетку, где в помощь малышам точками отмечены
начало и конец каждой линии (рис. 20, с. 40). (После занятия дети могут раскра­сить свои кувшины цветными карандашами и украсить их узорами по собствен­
ному желанию.)

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.


Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru . -

Рис. 11. Демонстрационный рисунок «Где кувшин?»




Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru



Рис. 12. Демонстрационный рисунок «Лиса разбила кувшин»


Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru


Рис. 13. Графическое задание «Подбери осколок к кувшину»

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 14. Графическое и математическое задание «Дорисуй узор».

 
  Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 15. Карточки с буквами.

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 16. Графическое задание «Пишем буквы».

Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 17. Демонстрационный рисунок «Найди лишний предмет».

 
  Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 18. Графическое задание «Продолжи по образцу».

 
  Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис. 19. Образец изображения кувшина из счетных палочек.

 
  Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей. - student2.ru

Рис.20. Рисование кувшина по клеткам.

Мужик и медведь

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему мед­ведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возь­му хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не ез­ди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город прода­вать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Те­перь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает.

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз

и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

ЗАНЯТИЕ 1




Тема занятия:слушаем сказку «Мужик и медведь».

Предварительная работа: взрослый обучает детей порядковому счету в пределах пяти (первый, второй, третий, четвертый, пятый — порядковый счет предме­тов ведется слева направо); дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на подставки.

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слу­шать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Обучающие — закреплять у детей навык порядкового счета; расширять зна­ния на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия «животные» и «ово­щи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тес­то», «листья», «корни»; прилагательные-антонимы: большой — маленький, ум­ный — глупый, сладкий — горький, узкий — широкий, тонкий — толстый.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.

Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);

—декорации: дом, лес, лесная поляна, поле с колосьями, поле с репой, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

—предметные картинки — сноп, много репы, сложенной горкой; корешки от
колосьев, сложенные горкой; ботва от репы, одна репка, пирог (см. вклейку,
рис.9, 11,13-15, 17);

—тарелки по количеству детей, на каждой по три кусочка сырых овощей (ре­пы, моркови и капусты);

—тарелка с кусочками этих же овощей по несколько экземпляров каждого
(из гигиенических соображений каждый кусочек овоща наколот на палочку-ка­напе, за которую берутся, когда подносят кусочек ко рту);

—демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»
(рис. 21, с. 52).



Ход занятия



1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.)

Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему пер­вым слева (укажите на него) следует сказать: «Первый», следующему за ним — «второй» и так далее.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полу­кругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что об одном из таких животных
они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А о каком именно, предло­жите отгадать.

Прочитайте детям загадку:

V

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Когда дети назовут животное, сообщите, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Мужик и медведь». Прочитайте или расскажите детям сказку «Мужик и медведь», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе мед­ведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из тес­та— пироги.)

4.Необычные загадки. Предложите детям отгадать необычные загадки. Для этого дайте каждому по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и ка­пусты.

Предложите малышам попробовать на вкус сначала красный кусочек — мор­ковь, потом белый кусочек — капусту и, наконец, желтый — репу.

Затем попросите одного из детей подойти к вам и закрыть глаза. Положите ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей.

Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. Пригласите по очереди всех детей отгадать вкусовую за­гадку.

Затем предложите малышам отгадать обычные загадки про овощи, которые они только что пробовали.

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко, Что же это?.. (Репка.)

Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая. От глаз укрылась ловко. Зовут меня... (морковка).

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста).

Спросите детей, какие еще овощи они знают.

5. Закончи фразу. Предложите детям закончить фразы.
Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные). Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие). У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие). У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий). Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, бул­ку).

6. Найди одинаковые колоски. Покажите детям демонстрационный рисунок
(рис. 21, с. 52). Предложите найти на картинке два одинаковых колоска и, не по­казывая, сказать, какие они по счету слева (второй и пятый).

.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия:рассказываем сказку «Мужик и медведь».



Цели занятия



Воспитательные — формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно дер­жать в руке карандаш); учить по образцу рисовать симметричный рисунок, рас­крашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением: умный — глупый, съедобный — несъедобный, сладкий — горький, сначала — потом; расширять представления детей об ово­щах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.

Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис. 10,12);

—декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

—предметные картинки — одна репка, пирог, сноп, репа, ботва от репы, ко­
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

—демонстрационный рисунок «Овощи» (рис. 22, с. 53);

—листы с индивидуальным графическим заданием «Дорисуй и раскрась»
(рис. 23, с. 53) по количеству детей;

—цветные карандаши;

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на не­го), следует сказать: «Первый», следующему за ним— «второй» и так далее.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, какие овощи они знают. Дети по очереди называют ово­щи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2.Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ
сказки «Мужик и медведь». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-3 пред­ложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами
последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте
с ними описываемые в сказке действия. Если у ребенка возникают затруднения, задавайте ему наводящий вопрос или начните фразу сами.

3.Вершки и корешки. Расскажите детям, что у разных овощей бывают съедоб­ными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у ка­пусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
Покажите детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи»
(рис. 22, с. 53). Напомните детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь»
каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горь­кие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки. Затем спросите у малы­
шей, что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, морко­ви, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща
съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:

Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает-

Тот слезы проливает.

(лук)

4.Подвижная игра с мячом «Съедобное — несъедобное». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами встаньте в середину круга и по очереди бросайте детям мяч, называя при этом какой-либо предмет или пищу. Ребенок, которому брошен мяч, должен его поймать, если взрослый назвал продукт пита­ния; и не ловить мяч, если названный предмет несъедобен. Возможные вариан­ты произносимых взрослым слов: сыр, дом, яблоко, кубик, булка, мороженое, лопата, машина, молоко, банан и т. д.

5. Дорисуй и раскрась. После подвижной игры предложите детям сесть за
стол и выдайте им индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй
и раскрась» (рис. 23, с. 53). Предложите детям дорисовать репу, а потом ее рас­
красить. Спросите у малышей, какого цвета у репы вершки, а какого корешки.

6. Что сначала, что потом? Предложите детям внимательно слушать и согла­шаться или не соглашаться с тем, что вы будете говорить. Объясните, что в слу­чае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза невер­на, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».
Скажите:

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да).

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да).

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет).

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет).

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да).

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет).

Сначала репу едят, а потом ее моют. (Нет-нет-нет).

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия:показываем сказку «Мужик и медведь».

Предварительная работа: взрослый учит детей сравнивать количество предме­тов в двух разных множествах; вводит в речь детей понятия «одинаково», «поровну», «больше на», «меньше на».

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании и письме); воспитывать способность к подражатель­ности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей (умение с помощью мимики передавать настроение); учить детей правильно дер­жать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; ввести в словарь де-

тей прилагательные «довольный», «радостный», «сердитый», «недовольный»; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки; совершенство­вать счетные навыки (количественный и порядковый счет); знакомить детей с цифрами; закрепить в речи детей математические понятия «одинаково», «по­ровну», названия геометрических фигур («круг», «квадрат», «треугольник», «овал»).

Развивающие — совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение сравнивать.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);

— декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

— предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, репа; ботва от репы, ко­
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

— демонстрационный рисунок «Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54);

— индивидуальные листы с графическим и математическим заданием «Со­
считай» (рис. 25, с. 54) по количеству детей;

красные карандаши по количеству детей

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии.

Затем спросите, какую русскую народную сказку они рассказывали на про­шлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спек­такль по сказке «Мужик и медведь».

Распределите между детьми роли мужика и медведя. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации, и бутафора, который будет выдавать артистам атрибуты.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей; декоратору дайте декора­ции, бутафору — атрибуты. Остальные дети будут зрителями.

Малыши по мере получения фигурок персонажей, декораций и атрибутов са­дятся за стол: дети, принимающие участие в спектакле, с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста,
чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.

3. Психогимнастика. Предложите всем детям мимикой изобразить перед зер­калом настроение мужика и медведя (для этого дети встают в ряд перед настен-

ным зеркалом или получают индивидуальные зеркала). Продемонстрируйте де­тям артикуляционные позы:

— мужик радуется урожаю, довольный мужик — широко улыбнуться;

— медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен мед­
ведь— нахмурить брови, уголки губ опустить вниз.

(Когда дети разучат артикуляционные позы у них можно забрать индивиду­альные зеркала.) Затем взрослый просит детей изображать медведя и мужика в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, медведь, мужик, медведь, му­жик. После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

4. На какую фигуру похоже? Покажите детям демонстрационный рисунок
«Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54). Предложите малышам назвать гео­метрическую фигуру, которую напоминает по форме репа (возможные варианты
ответов: круг, овал, треугольник). Уточните у детей, какой по счету слева стоит
в ряду названная ими фигура. Повторите с детьми названия всех геометриче­ских фигур.

5. Сосчитай. Выдайте детям индивидуальные листы с математическим задани­ем «Сосчитай» (рис. 25, с. 54). Предложите малышам сосчитать, сколько на рисун­ке изображено больших реп, а затем сколько маленьких репок. Уточните, что их
по две— а значит, поровну. Дайте задание детям нарисовать в рамке две палочки,
а затем обвести цифру 2. Спросите детей, сколько всего реп нарисовано на карти­не. (После занятия дети могут раскрасить все репы цветными карандашами.)

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 4

Наши рекомендации