Краткий терминологический словарь
Адаптация— приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособления индивидуума к условиям внешней среды.
Анализаторы— сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.
Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболеваниях, важнейшая часть обследования ребенка.
Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.
Асфиксия— удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным образом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения.
Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них.
Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра) .
Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.
Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала.
Внимание— произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Возбудимость— свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения.
Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.
Гемипарез— парез (паралич) мышц одной стороны тела.
Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначального ограниченного очага.
Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления.
Деградация— общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности.
Деменция— слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.
Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.).
Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.
Диагноз— краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития).
Истерия— функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувственная окраска переживаний.
Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность.
Интерорецептор— нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа.
Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе.
Катамнез— сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы.
Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.
Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекция— частичное или полное исправление, ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы приемов и рекомендаций.
Моторика— двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.
Обучение— специфический способ образования, процесс активного, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества.
Паралич— выпадение двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц.
Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга.
Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жизни и деятельности в пределах его возможностей.
Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий.
Синдром— совокупность симптомов, объединенных одним патогенезом.
Слабоумие— обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) затруднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нарушения в поведении.
Умение— готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.
Энурез— недержание мочи.
Энцефалит— воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов.
Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся периодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического повреждения мозга.
Этиология— учение о причинах возникновения болезней, нарушениях в развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................... 3
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука....................4
1.1. Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики..............4
1.2. Связь олигофренопедагогики с другими науками............................. 5
1.3. Методы исследования в олигофренопедагогике................................ 6
1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификация.................... 7
1.5. История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России........................................................10
1.6. Особенности психического развития детей
с нарушениями интеллектуального развития...................................15
1.7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей
и подростков с нарушениями интеллектуального развития...........26
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями
интеллектуального развития..................................................................34
2.1. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития................................................................................................34
2.2. Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...............................................................36
2.3. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития.................................................................48
2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной)
школы VIII вида.....................................................................................50
2.5. Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида............................55
Глава 3. Методы обучения в специальной (коррекционной)
школе VIII вида......................................................................................58
3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике........58
3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида............................59
Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной
(коррекционной) школе VIII вида........................................................66
4.1. Формы организации процесса обучения и их классификация........66
4.2. Урок — основная форма организации обучения
в специальной (коррекционной) школе VIII вида..........................67
4.2.1. Урок как целостная система..................................................67
4.2.2. Типы и структура уроков.......................................................69
4.3. Подготовка учителя к уроку................................................................71
Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида.......................................................75
5.1. Контроль обучения как дидактическое понятие...............................75
5.2. Методы и формы контроля знаний....................................................76
5.3. Оценка знаний учащихся.....................................................................78
Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития..................................................................................................80
6.1. Этапы трудового обучения..................................................................80
6.2. Содержание уроков трудового обучения............................................87
Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Глава 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта...................94
7.1. Воспитание как педагогический процесс..........................................94
7.2. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития...............................................................95
7.3. Основные закономерности воспитания.............................................99
7.4. Принципы воспитания и их реализация..........................................102
7.5. Методы воспитания, их реализация.................................................105
7.6. Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной)
школы VIII вида........................................................................................ 107
7.7. Направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-х классах специальной (коррекционной)
школы VIII вида.................................................................................113
7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной)
школы VIII вида.................................................................................. 120
Глава 8. Формы организации образовательно-воспитательного
процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида..............126
8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса.................................................................126
8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................127
8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................128
8.4. Индивидуальные формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................130
8.5. Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса.............................................................................................. 131
Г л а в а 9. Формирование детского ученического коллектива
в специальной (коррекционной) школе VIII вида.............................146
Глава 10. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными
нарушениями.........................................................................................155
10.1. Использование средств физического воспитания
в системе физического развития....................................................155
10.2. Урок физической культуры.............................................................160
10.3. Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры............................................................................................164
10.4. Ритмика, ее назначение...................................................................167
10.5. Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития
в обществе.........................................................................................168
Глава 11. Воспитание и обучение детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями......................................................171
11.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
с выраженными интеллектуальными нарушениями....................171
11.2. Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................................................................................176
11.3. Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом...............................................................178
11.4. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России................................183
Глава 12. Работа с семьей, имеющей ребенка
с интеллектуальными нарушениями...................................................190
Приложения...............................................................................................197
Краткий терминологический словарь.....................................................215