Краткий терминологический словарь

Адаптация— приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособ­ления индивидуума к условиям внешней среды.

Анализаторы— сложные нервные механизмы, осуществляющие вос­приятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.

Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболева­ниях, важнейшая часть обследования ребенка.

Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.

Асфиксия— удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комп­лексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным обра­зом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения.

Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, свя­занные с угнетением обмена веществ в них.

Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слу­ха с помощью специального электроакустического прибора (аудио­метра) .

Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся со­средоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реально­го внешнего мира.

Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала.

Внимание— произвольная или непроизвольная направленность и со­средоточенность психической деятельности.

Возбудимость— свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реак­цией возбуждения.

Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагоги­ческом процессе.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое при­способление человека к изменяющимся условиям окружающей и внут­ренней среды.

Гемипарез— парез (паралич) мышц одной стороны тела.

Генерализация — распространение какого-либо процесса из первона­чального ограниченного очага.

Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномоз­говой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления.

Деградация— общее прогрессирующее и частично обратимое сниже­ние психической деятельности.

Деменция— слабоумие, которое характеризуется обеднением пси­хической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познава­тельной способности личности, обеднении чувств, изменении пове­дения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворе­ния каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.).

Дефект развития — физический или психический недостаток, вызы­вающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.

Диагноз— краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития).

Истерия— функциональное нервно-психическое состояние, прояв­ляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувствен­ная окраска переживаний.

Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность.

Интерорецептор— нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа.

Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или тормо­жения) в центральной нервной системе.

Катамнез— сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы.

Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на по­вреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организ­ма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекция— частичное или полное исправление, ослабление недо­статков психического и физического развития у детей с помощью спе­циальной системы приемов и рекомендаций.

Моторика— двигательная активность организма, отдельных его ор­ганов или частей.

Обучение— специфический способ образования, процесс активно­го, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ре­зультате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества.

Паралич— выпадение двигательных функций, сопровождающееся сни­жением силы мышц.

Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нерв­ной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга.

Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жиз­ни и деятельности в пределах его возможностей.

Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, на­правленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприя­тий.

Синдром— совокупность симптомов, объединенных одним патогене­зом.

Слабоумие— обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) за­труднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нару­шения в поведении.

Умение— готовность к быстрому, точному, сознательному выполне­нию каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Энурез— недержание мочи.

Энцефалит— воспаление головного мозга, инфекционное заболева­ние, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезне­творных микроорганизмов.

Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся пе­риодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического поврежде­ния мозга.

Этиология— учение о причинах возникновения болезней, наруше­ниях в развитии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука....................4

1.1. Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики..............4

1.2. Связь олигофренопедагогики с другими науками............................. 5

1.3. Методы исследования в олигофренопедагогике................................ 6

1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификация.................... 7

1.5. История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России........................................................10

1.6. Особенности психического развития детей

с нарушениями интеллектуального развития...................................15

1.7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей

и подростков с нарушениями интеллектуального развития...........26

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями

интеллектуального развития..................................................................34

2.1. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития................................................................................................34

2.2. Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...............................................................36

2.3. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития.................................................................48

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной)

школы VIII вида.....................................................................................50

2.5. Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида............................55

Глава 3. Методы обучения в специальной (коррекционной)

школе VIII вида......................................................................................58

3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике........58

3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида............................59

Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной

(коррекционной) школе VIII вида........................................................66

4.1. Формы организации процесса обучения и их классификация........66

4.2. Урок — основная форма организации обучения

в специальной (коррекционной) школе VIII вида..........................67

4.2.1. Урок как целостная система..................................................67

4.2.2. Типы и структура уроков.......................................................69

4.3. Подготовка учителя к уроку................................................................71

Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной

(коррекционной) школы VIII вида.......................................................75

5.1. Контроль обучения как дидактическое понятие...............................75

5.2. Методы и формы контроля знаний....................................................76

5.3. Оценка знаний учащихся.....................................................................78

Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального

развития..................................................................................................80

6.1. Этапы трудового обучения..................................................................80

6.2. Содержание уроков трудового обучения............................................87

Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Глава 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта...................94

7.1. Воспитание как педагогический процесс..........................................94

7.2. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития...............................................................95

7.3. Основные закономерности воспитания.............................................99

7.4. Принципы воспитания и их реализация..........................................102

7.5. Методы воспитания, их реализация.................................................105

7.6. Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной)

школы VIII вида........................................................................................ 107

7.7. Направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-х классах специальной (коррекционной)

школы VIII вида.................................................................................113

7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной)

школы VIII вида.................................................................................. 120

Глава 8. Формы организации образовательно-воспитательного

процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида..............126

8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса.................................................................126

8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................127

8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................128

8.4. Индивидуальные формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................130

8.5. Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса.............................................................................................. 131

Г л а в а 9. Формирование детского ученического коллектива

в специальной (коррекционной) школе VIII вида.............................146

Глава 10. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными

нарушениями.........................................................................................155

10.1. Использование средств физического воспитания

в системе физического развития....................................................155

10.2. Урок физической культуры.............................................................160

10.3. Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры............................................................................................164

10.4. Ритмика, ее назначение...................................................................167

10.5. Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития

в обществе.........................................................................................168

Глава 11. Воспитание и обучение детей с выраженными

интеллектуальными нарушениями......................................................171

11.1. Психолого-педагогическая характеристика детей

с выраженными интеллектуальными нарушениями....................171

11.2. Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................................................................................176

11.3. Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом...............................................................178

11.4. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России................................183

Глава 12. Работа с семьей, имеющей ребенка

с интеллектуальными нарушениями...................................................190

Приложения...............................................................................................197

Краткий терминологический словарь.....................................................215

Наши рекомендации