Организационные основы гарантий прав ребенка
Статья 16.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации.
1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ре-
бенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в
области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содей-
ствия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда,
профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государствен-
ной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других
областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Россий-
ской Федерации и Правительством Российской Федерации.
2. В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуще-
ствляют деятельность по следующим направлениям:
обеспечение реализации федеральных целевых программ, региональных программ, местных программ
защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;
участие в формировании социальной инфраструктуры для детей;
определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по за-
щите прав и законных интересов ребенка;
полное, частичное, долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных интересов де-
тей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях государственного заказа;
обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;
подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и
аналитических материалов;
иные направления координации деятельности в данной области.
3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществля-
ют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательст-
вом субъектов Российской Федерации.
Статья 17.
Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите
прав и законных интересов детей.
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-
методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защи-
те прав и законных интересов детей.
2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об
осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с
действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных про-
грамм защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в
данной области.
Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об
оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
3. Финансирование указанных в настоящей статье мероприятий осуществляется в порядке, установлен-
ном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 18. .5
Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих органи-
заций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей
1. Льготы и компенсации общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим органи-
зациям, гражданам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавли-
ваются законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
2. Финансирование проектов и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерче-
ских организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, в
части создания учреждений социального обслуживания детей осуществляется на конкурсной основе. Условия
конкурса определяет осуществляющий мероприятия по реализации государственной политики в интересах
детей соответствующий орган исполнительной власти.
Финансирование и материально-техническое обеспечение указанных проектов и программ могут прово-
диться на условиях государственного заказа.
Статья 19.
Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей.
1. При осуществлении федеральными органами исполнительной власти мероприятий по реализации госу-
дарственной политики в интересах детей в соответствии с законодательством Российской Федерации может
формироваться государственный заказ на производство товаров и услуг для детей посредством заключения
государственными заказчиками государственных контрактов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственным контрактом могут быть
предусмотрены контроль за выполнением государственного заказа и оказание помощи в его выполнении.
2. Услуги центров социальной помощи семье и детям, учреждений реабилитации и социального обслужи-
вания детей-инвалидов, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для
детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других социальных
служб для детей, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов основных по-
казателей качества жизни детей, как правило, оказываются в порядке выполнения государственного заказа.
Социальные службы независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае раз-
мещения государственного заказа на оказание услуг для детей при реализации государственного заказа руко-
водствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодательством Российской Фе-
дерации для соответствующих государственных учреждений и организаций.
Статья 20.
Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
1. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по созданию необходимых
правовых, экономических, социальных условий для реализации федеральных целевых программ защиты прав
и законных интересов детей, поддержки детства.
Порядок разработки и реализации указанных федеральных целевых программ определяется Правительст-
вом Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют ре-
гиональные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, если это пре-
дусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интере-
сов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законо-
дательством субъектов Российской Федерации и соответствующими правовыми актами органов местного
самоуправления.
Статья 21.
Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей.
Финансирование федеральных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки
детства, федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществля-
ется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых
для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бюджетов субъек-
тов Российской Федерации, если их участие в реализации таких программ, федеральных мероприятий по реа-
лизации государственной политики в интересах детей предусмотрено законами субъектов Российской Феде-
рации.
Статья 22.
Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации.
Ежегодный государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Прави-
тельством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в
официальном печатном органе.
Глава IV