Врожденная мышечная кривошея
Причины точно не установлены. Возникновение заболевания связано с разрывом грудино-ключично-сосцевидной мышцы во время родов, с хроническим интерстициальным миозитом, дистрофическими изменениями в мышце из-за нарушений кровоснабжения при обвитии пуповины, с пороком развития грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Изменения мышцы нарастают после рождения ребенка, сохраняющиеся волокна подвергаются дистрофии и рубцуются.
Клиника тем более выражена, чем большая часть грудино-ключично-сосцевидной мышцы поражена. В первые дни после рождения кривошея мало заметна, но на 8– 9-й день обнаруживаются утолщение и уплотнение в средней части мышцы, через 3–4 недели наклон и поворот головы. При отсутствии лечения деформация шеи постепенно нарастает, возникает асимметрия лица и черепа. Если больше укорочена грудная ножка мышцы, которая в основном участвует в повороте головы, то более выражен поворот головы, если ключичная – более выражен боковой наклон головы. Наибольшей выраженности деформация достигает у больных к 3–6-летнему возрасту. Нарушение осанки проявляется в виде сколиоза шейного и верхнегрудного отделов позвоночника. Наблюдается неправильное развитие верхней и нижней челюсти, околоносовых пазух, носовых перегородок и твердого неба.
Лечение. С момента установления диагноза – консервативное, коррекция головы и шеи средствами лечебной физкультуры, лечение положением, с применением укладок, гипсовой кроватки и т.д.
Консервативное лечение особенно эффективно на первом году жизни ребенка, когда ткани еще эластичны и представляется возможным растянуть пораженную мышцу.
Основной целью является:
• устранение деформации без операции путем улучшения трофики пораженной мышцы;
• уменьшение и ликвидация мышечной контрактуры,
• обеспечения компенсаторного увеличения мышечного тонуса на здоровой стороне;
• предупреждение деформации головы и шеи.
В процессе восстановительного лечения используются массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, проводящиеся на фоне корригированного положения головы ребенка.
Консервативное лечение должно быть не менее года, а диспансерное наблюдение – до школьного возраста.
Массаж проводится на фоне общего массажа, соответствующего возрасту и физическому развитию ребенка.
Для уменьшения и ликвидации мышечной контрактуры на стороне поражения используют приемы поглаживания и вибрации. Поглаживание при этом проводят подушечками среднего или указательного пальцев от уха к ключице, затем применяют легкую вибрацию в виде поколачивания кончиками пальцев в любом направлении, а затем снова осуществляют поглаживание. При массаже левой мышцы голова ребенка повернута влево, при массаже правой мышцы – вправо. Ребенок не должен ощущать боли. Если он чувствует сильную боль и мышцы напрягаются, то массировать нельзя (при массаже мышцы должны быть расслаблены).
Компенсаторное увеличение тонуса мышц здоровой стороны достигается использованием всех приемов массажа (с включением верхней части трапециевидной мышцы и мышц затылочной области, а при асимметрии лица – мышц половины лица, отстающей в росте). Проводятся вводное поглаживание, спиралевидное растирание, вновь поглаживание, легкое разминание пальцами обеих рук и заключительное поглаживание. Расслабление мышц массируемой стороны достигается поворотом головы в эту сторону.
Курс массажа назначают индивидуально. В среднем – 30 сеансов, между курсами делают перерыв на 1–2 недели.
Лечебная гимнастика состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка.
Лечебную гимнастику проводят 3–4 раза в день по 5– 10 минут. Все упражнения выполняют без насилия, плавно, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком может проводить мать.
В первые 2–3 месяца после рождения ребенка специальные упражнения применяют в основном в форме рефлекторных упражнений (разгибание спины и отведение головы назад при проведении пальцами вдоль позвоночника) в положении ребенка на боку и пассивных движений в положении лежа на спине.
Специальные упражнения применяют после массажа. Кроме специальных ежедневных занятий, в течение дня включают (3–4 раза) специальные корригирующие упражнения с предшествующим и заключительным массажем шеи, выполняемые родителями ребенка.
Врожденная косолапость
Одно из наиболее частых врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей, характеризующееся приведением, супинацией и подошвенным сгибанием стопы. Заболевание бывает преимущественно двусторонним, встречается чаще у мальчиков.
У больных наблюдаются утолщение связок стопы, ненормальное расположение мышц и сухожилий, добавочные мышцы, супинирующие стопу, нарушение функционального равновесия между супинаторами и пронаторами. Таранная кость смещена, выдается кнаружи и вперед, ее верхняя суставная поверхность находится во фронтальной, а не в сагиттальной (как в норме) плоскости, в связи с чем, вместо подошвенного и тыльного сгибания стопы происходят ее пронация и супинация.
Клиника. Стопа повернута внутрь, передний отдел стопы приведен, вся стопа находится в положении подошвенного сгибания. Деформация нарушает опорную функцию, длительная статическая нагрузка на нелеченную стопу усиливает патологическую супинацию и приведение стопы, а также способствует образованию «натоптышей» на тыльной поверхности. При односторонней косолапости деформированная конечность отстает в росте по сравнению со здоровой.
Лечение. Консервативная коррекция наиболее успешна при раннем (на 7-10-й день жизни ребенка) начале, когда может быть достигнута удовлетворительная постановка стопы в связи с податливостью и растяжимостью связочного аппарата и мышц. Это обеспечивает нормальные условия роста и развития стопы и восстановление ее формы и функции.
Коррекция бинтованием дает эффект лишь при незначительной деформации. Наиболее эффективным является лечение косолапости методом этапной коррекции гипсовыми повязками. Начиная с 2-х лет, лечение врожденной косолапости проводят с помощью этапно-сегментарной коррекции гипсовыми составными повязками по В. А. Штурму. При безуспешности консервативного лечения и рецидивах деформации производят специальную операцию по методу Т.С.Зацепина и другим модификациям.
Цель лечебной физической культуры:
• создать физиологические предпосылки для нормального роста и развития стопы;
• восстановить нормальную функцию стопы;
• закрепить результаты коррекции;
• решить общие лечебные задачи повышения неспецифической сопротивляемости, повышения адаптации к физической нагрузке, развития двигательных навыков, воспитания осанки и т.д.
В периоде поэтапной коррекции занятия проводят по методике, сочетающей повозрастные средства лечебной физкультуры и специальный массаж, а также упражнения для больной конечности. До 3-х месяцев – общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот. С 3-х месяцев вводят повороты туловища и пассивные упражнения для конечностей. Лечебная гимнастика проводится 3–4 раза в день в течение нескольких месяцев.
Сущность метода специальной гимнастики состоит в постепенном щадящем ручном исправлении деформации стопы, начиная с дистальных ее отделов. Все приемы гимнастики должны осуществляться без насилия, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. Перед началом занятий больному рекомендуется сделать теплую ванну.
Пупочная грыжа
Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста, особенно у девочек. Возникает пупочная грыжа вследствие дефекта развития передней брюшной стенки и недоразвития брюшной фасции. Верхний отдел пупочного кольца анатомически значительно слабее нижнего, что в неблагоприятных условиях предрасполагает к развитию грыжи.
Предрасполагающие состояния – сильный кашель, запоры, поносы с тенезмами, продолжительный плач (т.е. длительное повышение внутрибрюшного давления), рахит, гипотрофия и др., сопровождающиеся снижением тонуса мышц, тургора тканей.
Клиника. Пупочная грыжа проявляется выпячиванием в области пупочного кольца округлой или овальной формы. В спокойном состоянии и в положении ребенка лежа на спине грыжевое выпячивание легко вправляется в брюшную полость.
Часто наряду с пупочной грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, возникающее вследствие слабости мышц брюшной стенки.
Грыжа может вызывать беспокойство ребенка, но очень редко ущемляется.
Лечение. К хирургическому вмешательству прибегают в случаях возможного ущемления или при длительном безуспешном консервативном лечении. Часто наблюдается самоизлечение.
Из консервативных методов лечения наиболее физиологичными являются гимнастика и лечебный массаж.
Задачами лечебной физической культуры являются:
• повышение общего тонуса;
• укрепление мускулатуры брюшной стенки;
• улучшение психомоторного развития.
С первого месяца жизни рекомендуется укладывать ребенка на живот на 1–3 минуты перед каждым кормлением. В этом положении дети активно двигают ногами и руками, поднимают голову, напрягают мышцы спины и живота. С первого месяца жизни можно также применять общий массаж и гимнастику. К гимнастике и массажу приступают только после предварительного вправления грыжевого выпячивания.
При активных ежедневных занятиях по 4–5 раз в день перед кормлением курс лечения составляет 1,5–2 месяца. Лечение проводится в кабинете лечебной физкультуры поликлиники.
Для детей старшего возраста после 1,5–2 лет массаж и гимнастика менее эффективны. У детей 5–6 лет пупочное кольцо обычно самостоятельно не закрывается, поэтому необходимо оперативное вмешательство.
Лечебный массаж живота можно начинать с 3-х недель жизни при отсутствии противопоказаний. Перед массажем легкими движениями пальцев вправить грыжевое выпячивание.
Приемы массажа – круговое поглаживание, поглаживание прямых и косых мышц. Продолжительность – 1– 2 минуты 2-3 раза в день перед кормлением.
• При круговом поглаживании грыжевое кольцо фиксируют ладонью массирующей руки. Растирание косых мышц живота и поглаживание прямых мышц производят по методике, описанной ранее (см. главу ).
• Круговое разминание и круговое пощипывание, выполняемое по направлению перистальтики кишечника. Назначают точечный массаж в области живота (рис. 18.1, 18.2).
• Возбуждающий метод точечного массажа – быстрые, отрывистые и достаточно сильные надавливания одним пальцем на соответствующие точки. Этот прием массажа вызывает напряжение мышц брюшной стенки (рис. 18.3).
Все приемы лечебного массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки должны чередоваться с успокаивающим приемом массажа – круговым поглаживанием живота, выполняемым по направлению перистальтики кишечника
Нарушение осанки у детей
Деформации позвоночника
У новорожденного ребенка позвоночный столб имеет форму дуги, обращенной выпуклостью назад. В процессе развития статических функций у ребенка появляются физиологические кривизны позвоночника. Так, когда ребенок начинает держать голову формируется шейный лордоз (изгиб вперед), сидеть – грудной кифоз (изгиб назад), стоять и ходить – поясничный лордоз. Окончательная осанка, свойственная данному человеку, формируется только с наступлением половой зрелости.
Под осанкой понимается привычное держание тела в положении стоя. Понятие о характере осанки слагается из учета положения головы, пояса верхних конечностей, конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей.
Патологическая осанка– это функциональное, нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое может быть исправлено самим ребенком путем напряжения мышц.
Развитию патологической осанки способствуют:
• слабое развитие мышечной системы (особенно спины и живота);
• отсутствие систематической физической тренировки;
• кровать с мягкой подстилкой;
• дефекты зрения;
• неудобная мебель, школьные парты, не соответствующие возрасту ребенка.
•
Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).
Различают виды патологической осанки:
• сутулость;
• круглая спина;
• плоская спина;
• кругловогнутая спина.
Профилактика патологической осанки должна начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры, свойственные возрасту и развитию ребенка. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.
Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачами которой являются: всестороннее физическое развитие, обеспечивающее правильное держание тела; развитие координации движений; воспитание нормальной осанки.
Дети с нарушением осанки должны заниматься лечебной гимнастикой дома, получив подробные указания у инструктора лечебной физкультуры. При резкой форме нарушения осанки занятия лучше проводить в кабинете лечебной физкультуры группами по 10–12 человек.
Показаны плавание, гимнастика, лыжи. Не рекомендуются занятия в секции гребли и велоспорта.
Основные положения для правильного методического построения занятий у детей с нарушенной осанкой:
• при плоской спине определяется слабое развитие всей мускулатуры, нормальная или избыточная подвижность позвоночника. Основной целью занятий в группе детей с такой патологией является равномерное укрепление всей мускулатуры. Специальные упражнения выполняются из исходного положения лежа;
• при сутулой спине занятия направлены на увеличение подвижности позвоночника, на укрепление мышц спины, на увеличение угла наклона таза. Специальные упражнения выполняются из исходных положений лежа и в висе;
• при кругловогнутой спине основное внимание обращается на уменьшение кривизны позвоночника. Занятия направлены на уменьшение подвижности позвоночника, на укрепление мышц живота, ягодичных мышц. Специальные упражнения выполняются из исходных положений лежа и в висе.