Формирование компетентностей у младших школьников
1. Учет возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников.
2. Современные классификации компетентностей. Соотношение формируемых компетентностей у младших школьников с целями и содержанием современных образовательных программ и учебно-методических комплектов в начальной школе.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Понятия «компетентность» и «компетенция» в образовательном процессе»:
1. Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние.
2. Современные классификации компетентностей.
Литература:6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19
Тема 3. Ключевые компетентности
Понятие «ключевые компетентности», характерные свойства. Классификации ключевых компетентностей. Ключевые компетентности, формируемые у обучающихся на 1-й ступени образования.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл понятия «ключевые компетентности»?
2. Назовите ключевые компетентности, формируемые у младших школьников? Обоснуйте свой выбор. Кратко охарактеризуйте выделенные ключевые компетентности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Определение и отбор ключевых компетентностей для учащихся начальной школы
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных классификаций ключевых компетентностей, их анализ, отбор ключевых компетентностей с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей младших школьников.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Общеобразовательные ключевые компетентности»:
1. Понятие «ключевые компетентности», классификация ключевых компетентностей.
2. Пути формирования ключевых компетентностей у обучающихся начальной школы.
Литература:6, 10, 11, 15, 16, 17
Раздел 2. Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования
Цель:развитие способностей педагогов по проектированию уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе
Знать:видыключевых компетентностей, формируемых у учащихся на 1-й ступени образования, дидактические средства
Уметь: применять на практике различные дидактические средства в логике компетентностного подхода при разработке уроков.
Тема 1. Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников
Особенности развития познавательной и нравственной сфер развития младшего школьника. Технология формирования социальных установок младших школьников. Современные идеалы и ценности младшего школьника. Уровни нравственных суждений и самооценки младших школьников. Уровни самоконтроля и самооценки младшего школьника. Субъектность педагогического взаимодействия и развитие самоуправления в детском коллективе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие характеристики включает в себя ценностно-смысловая (учебно-познавательная) компетентность?
2. Как происходит формирование ценностно-смысловой (учебно-познавательной) компетентности?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций деятельностно ориентированного обучения, основных составляющих компетенций (когнитивной, технологической, ценностной).
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «учебно-познавательная компетентность (ценностно-смысловая)», выделить её составляющие (показатели). Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование учебно-познавательной (ценностно-смысловой) компетентности.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16.
Тема 2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников
Устная коммуникация, письменная коммуникация. Модель развития информационно-коммуникативных способностей. Информационно-коммуникативные средства обучения. Умения совместной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Информационно-коммуникативная компетентность. Ее характеристики.
2. Каковы условия формирования информационно-коммуникативной компетентности младших школьников?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель коммуникативной компетентности ученика и модель коммуникативной компетентности учителя. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «информационно-коммуникативная компетентность», выделить её составляющие (показатели). Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование информационно-коммуникативной компетентности.
Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17
Тема 3. Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентности младших школьников
Формирование умения учиться. Формирование взаимодействия в детском коллективе, формирование этнической толерантности. Создание культурно-образовательной среды в классе (школе). Овладение навыками проектной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Общекультурная и социально-трудовая компетентности. Их характеристика.
2. Условия формирования общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель компетентности ученика и модель педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «общекультурная компетентность (социально-трудовая)», выделить её составляющие (показатели). Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование общекультурной (социально-трудовой) компетентности.
Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17
Тема 4. Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников (проблемная лекция)
Понятие о компетентности личностного самосовершенствования. Физическое, духовное, интеллектуальное саморазвитие младшего школьника. Эмоциональная саморегуляция и самоподдержка.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте компетентность личностного самосовершенствования.
2. В чем заключается проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Формирование компетентности личностного самосовершенствования учащихся начальной школы
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель ученика и педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «компетентность личностного самосовершенствования», выделить её составляющие (показатели). Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование компетентности личностного самосовершенствования.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16
Тема 5. Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников
Разработка урока в рамках компетентностного подхода. Схема анализа урока. Использование элементов развивающего обучения в традиционных уроках: целеполагание, проблемные ситуации, конструктивные и творческие задания, рефлексия. Проектирование уроков традиционного обучения с элементами развивающего. Способы повышения эффективности традиционных уроков.
Вопросы для самоконтроля
1. Как повысить эффективность традиционных уроков в условиях компетентностного подхода в образовании?
2. В чем специфика деятельности учителя, организующего урок на основе компетентностного подхода?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Проектирование урока на основе компетентностного подхода в образовательном процессе
1. Выбор класса, предмета, темы урока.
2. Цели и задачи урока.
3. Представление целей и задач.
4. Определение видов деятельности ученика и учителя в разрабатываемых уроках.
5. Определение проблемных аспектов проектируемых уроков.
6. Анализ предполагаемого результата урока, соотнесение его с целями.
Самостоятельная работа
Разработать проект урока в логике компетентностного подхода, составить схему анализа такого урока.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16
Тема 6. Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы
Технология оценивания учебных достижений младших школьников: портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт. Подходы к диагностике сформированности ключевых компетентностей у младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Система мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников
На занятии организуется работа в микрогруппах по видам компетентностей. Содержанием работы является составление системы мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников по видам, анализ и коллективное обсуждение с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Оценивание индивидуальных образовательных достижений младших школьников»:
1. Технология оценивания учебных достижений младших школьников (портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт).
2. Подходы к диагностике ключевых компетентностей младших школьников.
Литература:3,11,16,17
Раздел 3. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода
Цель:развитие навыков оформления передового педагогического опыта
для предоставления в печать в соответствии с нормами публикации
материалов.
Знать: нормы оформления материалов в печать, правила презентации и
публикации.
Уметь:обобщать передовой опыт педагогической деятельности,
представлять его на публике и оформлять для печати.