Автор : Козлова Елена Юрьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Актуальность:О том, как развивается ребенок, на начальном этапе жизни именно развитие мелкой моторики, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:Развить мелкую моторику и координацию движения рук у детей 3-4 летнего возраста через различные виды деятельности.

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развить воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Развить мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Предполагаемые результаты:

1. У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;

2. Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;

3. Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Направление Формы саморазвития Сроки
Теоретическое направление 1. 1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009. 2. 2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. 3. 3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 4. 4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5. 5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 6. 6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Сентябрь-Май
Методическое направление Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Работа с детьми: · пальчиковые игры со стихами и скороговорками; · массаж кистей рук, физкультминутки; · пальчиковый театр; · лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) · нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, губкой; · различные виды аппликаций; · рисование по трафаретам; · работа с конструктором «ЛЕГО», кубиками разной величины; · штриховка. Проведение развлекательных игр: «Рамки Монтессори» (с веревочками, пуговицами), «Матрешка», «Пирамидка». Работа с родителями: · Провести анкетирование родителей; · Родительское собрание «Ладушки, ладошки» · Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет» Сентябрь   Сентябрь-Май   Март     Сентябрь   Декабрь   Май
Психолого-педагогическое направление Консультация с психологом по вопросам возрастной особенности детей младшего дошкольного возраста; Чтение психолого-педагогической литературы: Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. Проведение родительского собрания «Мелкая моторика в развитии ребенка». Февраль     Сентябрь-Январь   Апрель
Информационное направление Изучение опыта работы через использование Интернет-ресурсов Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал     Сентябрь-Май    

Перспективы на следующий год:В дальнейшем я буду продолжать работать по этой теме, так как развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи, мышления, а также общим развитием ребенка.

Наши рекомендации