Количество учебных часов в неделю.
1 раз в неделю, продолжительностью с детьми старшей группы – 25 минут, с детьми подготовительной к школе группы - 30 минут.
Количество детей в группе.
Старшая группа-5 чел;
Подготовительная группа - 7 чел.
Планируемые результаты:
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:
- навыки эмпатии;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
- навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- навыки саморегуляции;
- умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;
- навыки рефлексии
Форма отчетности: Итогом деятельности детей является их участие в постановке спектаклей, эпизодов сказок на утренниках и развлечениях, конкурсов рисунков, выступления на площадках города.
Годовой календарный график
Начало учебного года: - 1 сентября
Окончание учебного года: - 31 мая
Количество и продолжительность занятий по дополнительному образованию.
Группы | Циклы занятий | Количество/продолжительность занятий | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
II половина дня | ||||||
Старшая группа 5-6 лет | Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный театр» познавательно-речевой направленности | - | - | - | ||
Подготовительная группа от 6 до 7лет | Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный театр» познавательно-речевой направленности | - | - | - | - |
ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«Музыкальный театр»
Сентябрь | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Знакомство. Рассказать детям, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. | 1.Игра «Давайте познакомимся». 2.Беседа о театре. 3.Игра «Измени голос». | |
«Язык жестов» Развивать внимание, память, образное мышление детей. | 1.Игра «Где мы были…». 2.Беседа. 3.Подвижная игра «Смелые мышки». 4.Отгадывание загадок. | |
Чтение пьесы Л. Поляк «Репка». Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка». | 1.Дыхательная гимнастика. 2.Чтение пьесы Л. Поляк «Репка». 3.Импровизация сказки «Репка». | |
Репетиция пьесы «Репка». Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Заучивание текста пьесы «Репка». | 1.Голосовая гимнастика. 2.Зарядка для губ. 3.Репетиция пьесы. |
Октябрь | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Театрализованные игры: «Колобок», «Теремок». Развивать правильное речевое дыхание, внимание, память. | 1.Игры и упражнения на речевое дыхание. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Импровизационная игра «Колобок». 4.Импровизация сказки «Теремок». | |
Воображаемое путешествие. Развивать воображение, фантазию, мять детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Воображаемое путешествие. 3.Репетиция песен. | |
Игровой урок. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Игра «Животные во дворе». 3.Игра «Дедушка Молчок». 4.Репетиция песен | |
Эмоции. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры. | 1.Упражнения на гласные и согласные звуки. 2.Игра «Зеркало». 3.Упражнение «Изобрази эмоции» 4.Рассматривание репродукций картин, фотографий. |
Ноябрь | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Работа над инсценировкой «В новогоднем лесу».(Л. Олиферовой). Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей. | 1.Упражнение «Насос». 2.Чтение инсценировки. 3.Распределение ролей. 4.Репетиция инсценировки | |
Работа над инсценировкой «В новогоднем лесу». (Л. Олиферовой). Работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст. | 1.Игра «Чудо- лесенка». Работа над техникой речи. 2.Репетиция. | |
Работа над инсценировкой «Снеговик и гномы».(В. Сотниковой). Развивать речевое дыхание, тренировать три вида дыхания; учить детей произносить скороговорки. | 1.Техника речи. Игра «Самолёт». 2.Репетиция. 3.Прослушивание музыкальных произведений. | |
Работа над инсценировкой «Снеговик и гномы». (В.Сотниковой). Совершенствовать чёткое произнесение гласных и согласных. Развивать дыхание, общение, внимание. | 1.Игра «Весёлые стихи». 2.Репетиция. 3.Работа над песнями к инсценировками |
Декабрь | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Работа над инсценировкой «Петрушкин цирк». (И.Бодраченко) Развивать дикцию, память, внимание. Умение общаться друг с другом. | 1.Познакомить детей с новой инсценировкой. 2.Распределение ролей. 3.Репетиция | |
Работа над инсценировкой «Петрушкин цирк». (И.Бодраченко). Создавать положительный эмоциональный настрой. Закрепить понятие «рифма». | 1.Знакомство с рифмой. 2.Репетиция. | |
Театральные игры: «Семь сыновей», «Ходим кругом». Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность | 1.Работа над техникой речи. 2.Игра «Семь сыновей». 3.Игра «Ходим кругом». | |
Новогодние утренники « Здравствуй, добрый Новый год!». |
Январь | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Театрализованная игра «Корабль». Развивать кругозор детей; совершенствовать память, внимание, общение. | 1.Беседа о корабле и морской терминологии. 2.Игра «Корабль». | |
Работа над спектаклем «Три поросёнка». Формировать грамотную речь, совершенствовать ум, создавать образы с помощью жестов и мимике. | 1.Чтение сказки «Три поросёнка». 2.Упражнения на дыхание и артикуляцию. 3.Репетиция эпизода «Давайте построим дом». | |
Репетиция спектакля «Три поросёнка». Совершенствовать технику речи, дыхание, голос. Добиваться веры в предлагаемые обстоятельства. | 1. Упражнения на дыхание, голос 2. Игра «Ворона». 3. Репетиция эпизода «Быстро мы построим дом» |
Февраль | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Репетиция спектакля «Три поросёнка». Закрепить мизансцены и текст спектакля «Три поросёнка». | 1.Упражнение на дыхание. 2.Репетиция. | |
Театрализованная игра «Путешествие». Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей. | 1.Упражнение на голос и дыхание. 2.Работа со скороговорками. 3.Игра «Путешествие». | |
Репетиция сценки «Подснежник». (А.Михайленко) | 1.Чтение сценки «Подснежник». 2.Распределение ролей. 3.Беседа с детьми. 4.Репетиция. | |
Репетиция сценки «Подснежник». (А. Михайленко). Совершенствовать культуру и технику речи. | 1.Упражнение на технику речи. 2.Прослушивание песен. 3.Репетиция. |
Март | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Театрализованная игра «Последний герой». Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. | 1. Упражнение на дыхание «Прямой маятник», «Цветочный магазин», «Ручной мяч». 3.Театрализованная игра «Последний герой». | |
Театрализованная игра «Ярмарка». Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. | ||
Работа над спектаклем «Разноцветные краски». (Е.Шаламоновой). Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. | 1.Упражнение по ритмопластике «Весёлые Путешественники». 2.Знакомство со сказкой «Разноцветны краски». 3.Распределение ролей. 4.Репетиция. | |
Работа над спектаклем «Разноцветные краски».(Е.Шаламоновой) | 1.Работа над техникой речи. 2.Репетиция эпизода «Краски поссорились». 3.Упражнение по ритмопластике Буратино». |
Апрель | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Работа над спектаклем «Разноцветные краски». (Е.Шаламоновой) Совершенствовать элементы актёрского мастерства. | 1.Повторение текста. 2.Репетиция эпизода «Путешествие на радугу». 3.Повторение танцев и песен. | |
Театральная игра «Путешествие на Луну». Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. Воспитывать ловкость, смелость. | 1.Беседа о космосе и космонавтах. 2.Игра «Полёт на Луну». | |
Работа над спектаклем «Разноцветные краски» (Е.Шаламоновой). | 1.Повторение песен и танцев. 2.Репетиция спектакля. артикуляцию, дикцию. | |
Театрализованная игра «Цирк зверей». Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться действовать с воображаемыми предметами. | 1.Упражнение «Вкусные слова». 2.Театрализованная игра «Цирк зверей». 3.Игра «Дрессированные обезьяны». |
Май | ||
Неделя | Тема, программное содержание | Содержание |
Театрализованная игра «Цирк зверей». Знакомить детей с основам театральной культуры; прививать любовь к животным. | 1.Упражнения на гласные и согласные звуки. 2.Беседа о номерах театрализованной игры «Цирк зверей». 3.Упражнение «Кошки и попугаи». 4.Упражнение «Дрессированные собачки». | |
Концерт «Цирк зверей». Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных. | 1.Рассказ ведущего. 2.Концертные номера. | |
Театрализованная игра «Мир сказок». Показать детям отрывки детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных участниками театрального кружка. | 1.Отрывок из спектакля «Репка». 2.Отрывок из спектакля «Три поросёнка». 3.Отрывок из спектакля «Разноцветные краски». | |
Игровая программа «Это вы можете!». Закрепить пройденный материал (пословицы, поговорки, песни, отрывки из спектаклей и т.д.) | 1.Беседа о театре и театральной деятельности. 2. Игры. |
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностики. Основу её составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной шкале.
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности. Знает правила поведения в театре. Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре. Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.
Называет различные виды театра, знает их различия. Может охарактеризовать театральные профессии. Использует свои знания в театрализованной деятельности. Затрудняется назвать виды театра.
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание. Понимает главную идею литературного произведения. Понимает содержание произведения.
Даёт подробные словесные характеристики главным и второстепенным героям. Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев. Различает главных и второстепенных героев.
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. Затрудняется выделить единицы сюжета.
Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи. В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). Пересказывает произведение с помощью педагога.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ
Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности. Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу. Требуется помощь в выразительности. Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высокий уровень
( 3 балла) Средний уровень
( 2 балла) Низкий уровень
( 1 балл) Итого баллов
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности. Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Высокий уровень (18-21 балл).
Средний уровень (11- 17 баллов).
Низкий уровень (7- 10 баллов).
По результатам мониторинга заполняется протокол.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе, семье.-М.:ИД «Цветной мир», 2013.
3. Дерягина Л.Б. Играем в сказку.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам-М.:Просвещение, 1982.
5. Пименов В.А.Театр на ладошках.-Воронеж.-1998.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»-М.: АРКТИ,2004.
7. Что такое театр/Сост. Оганесян А.В.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.